Дискуссия о миссии и приходской жизни идет по нарастающей (вот некоторые из постов на тему):
http://igpetr.livejournal.com/7409.html http://belanovskyy.livejournal.com/142913.html http://ailoyros.livejournal.com/522455.html Во-первых, рекомендую ознакомиться с комментами
julia_dan , которые есть во всех этих трех темах, и с которыми я согласна на 95 %.
Во-вторых, у меня тоже появились некоторые соображения, которые я пыталась изложить в комментах, но лучше все-таки собрать их в одном месте. Итак, тезисно:
1. Слово "миссия" и "миссионеры" в последнее время так стали затасканы, что уже начали девальвироваться.
2. Намечены основные "болевые точки", как то:
- соотношение "идеального" образа Церкви, создаваемого миссионерскими проектами и конкретными харизматичными миссионерами, и церковной реальности, в которую попадает неофит;
- границы ответственности миссионера за обращаемых им людей
- различие между "массовой" и "индивидуально" миссией. На мой взгляд, идеально выстроенная система была бы такой: человек, услышав Благовестие в передаче "Слово пастыря" или на рок-концерте или еще где, при попытке придти в Церковь встречает на своем пути индивидуального миссионера, который проходит с ним вместе самые трудные первые шаги. На практике все работает (или не работает :() иначе, но все-таки задачи Патриарха, редактора миссионерского журнала и мальчика-миссионера - разные.
- соотношение приходской жизни и миссионерства. Должна ли приходская жизнь подчиниться миссионерству? Категорически нет. На мой взгляд, у нас и так перекос в сторону завоевания внимания внешних с пренебрежением к тем, кто уже в ограде. Суть жизни общины - не в постоянном привлечении новых членов и разрастании, иначе она становится похожей на финансовую пирамиду.
Конечно, нужны миссионерские приходы, и они есть, и это отражено в Миссионерской концепции. Конечно, есть более открытые приходы и менее открытые, более строгие и менее строгие. Но общинная жизнь не должна строиться так, чтобы неофитам в ней было комфортно и просто. Когда человек приходит в Церковь, ему всегда немного неловко, трудно, он переделывает себя. И община должна являть в каждом своем члене и их взаимоотношениях тот образец (не идеал, конечно), к которому ему захотелось бы стремиться.
Что касается конкретного случая, описанного о.Петром. Разумеется, за вопиюще антихристианское отношение к людям, должна быть предусмотрена мера наказания. Это как в случаях с отказом идти к умирающей старушке (времени нет!) или крестить без денег. И бабулек этих, которым отказали в причастии, ужасно жалко, и я понимаю желание пойти и дать в лоб.
Однко, вполне вероятно, что старушка, придя впервые в храм и всего стесняясь, не смогла даже внятно объяснить, чего хочет, и какие у нее обстоятельства. Ну нельзя таких бабулек одних в храм пускать, тем более - в незнакомый! Это как ребенка отправить: ему скажут, что не той рукой крестится, он заплачет и убежит, а потом родители будут говорить: "прогнали, обидели".
Ведь очевидно, что ни я, ни большинство моих церковных знакомых, когда соседка, дядя из автомастерской, родственник вдруг проявит желание придти в Церковь, не скажет: "Тетя Мотя, вы пойдите в любой храм, вам там все подскажут, причастят и исповедуют, и будет вам счастье". Нет, постараешься ведь понять, куда лучше направить, заранее соломки подстелить, все объяснить, чтобы если что - можно было в другое место потом отвести. А иногда и с батюшкой договоришься, и за ручку приведешь.