David Lanz - Summer's Child
Click to view
Стёкла кабины экипажа нумеруются: нижний ряд спереди назад - 1, 2, 3; верхний ряд спереди назад - 4, 5.
Верхние два стекла (маленькие) появились потому, что раньше были требования по обзору из кабины при крене воздушного судна (ВС).
Позже эти требования упразднили (возможно, с введением системы предупреждения столкновений TCAS), и сейчас самолёты проектируются без таких стёкол. На некоторых самолётах эти стёкла заменяются заглушками, что оправданно - именно эти два стекла чаще всего растрескиваются на 737.
Это не значит, что они постоянно трещат - у нас при парке из пяти 737 это происходило несколько раз с 2005 года. Обычно трескается лишь один из слоёв.
После этого самолёт нормально долетает до места, пассажиры "довольные расходятся по домам" (с), а экипаж более или менее довольный (зависит от места зависания) ждёт недовольных техников для замены стекла. Замена маленького стекла обычно занимает от 4 до 8 часов, лобовое меняется обычно не быстрее 12 часов.
Все стёкла кабины экипажа трёхслойные, кроме самого верхнего по рисунку (№4) - оно четырёхслойное. Собственно, этот счёт весьма относителен :) , так как это скорее о самых толстых слоях. В разных стёклах сбутербродены в разных комбинациях силовые и несиловые стеклянные и пластиковые панели, связанные между собой смолой.
Все стёкла обогреваются (поэтому они не замерзают снаружи и не запотевают изнутри) - на поверхности одного из стеклянных слоёв есть тонкая металлическая плёнка, нагревающаяся при пропускании электрического тока.
Каждое стекло имеет датчик температуры для предотвращения перегрева. Не повезло только упоминавшимся стёклам №4 - у них нет датчиков (возможно, поэтому и трещат чаще), а греются они совместно со стёклами №5 (второе маленькое) - светлое круглое пятно, что видно на том, и есть теплопроводная паста в месте нахождения датчика.
На Airbus семейства 320 стёкла пока не трескались.
В целом Airbus как самолёт для техника лучше.
В правом нижнем углу: сверху -
приёмник воздушного давления (для определения скорости), внизу -
датчик угла атаки (это просто флажок, поворачивающийся потоком воздуха).
Эти датчики тоже обогреваются электрически.
P. S.
Уголками в данном месте маркируется зона обшивки с более строгими требованиями к повреждениям и деформациям, чем обычно. Это связано с требованиями к неискажению обтекания воздухом датчиков и действует для самолётов, выполняющих полёты в зонах сокращённого вертикального эшелонирования (то есть там, где допустимые вертикальные интервалы между самолётами не 500 м, как обычно, а 300 м) - RVSM.
Потому что высоту самолёт тоже определяет по давлению воздуха, а из-за искажения формы обшивки картина распределения давления может местно отличаться от типовой, на которую настроена аппаратура.