Мех на палке - самолётом управлялке

Mar 09, 2017 19:02

Сегодня будем видеть боковую палку со смехами.




Как многие уже догадывались, на самолётах имени Эйрбас-320 пилот управляет процессом, дёргая за боковую палку.


Так как она находится по отношению к оси самолёта с внешней стороны, то и называется соответственно: боковая палка = Sidestick.
Она управляет тангажом и креном самолёта. Нос влево-вправо делают педалями хвоста.

Принципиально палочная система управления выглядит так:



Наблюдаем, что главными частями являются демпферы, пружинки и датчики положения.
Также слово "Золеноид" говорит нам, что пилотам доверять нельзя.
И при автоматической посадке движение ручки блокируется, чтобы демократия со стороны пилотов не мешала безопасно сажать технику.

Если от схемы слегка приблизиться к физическому устройству, то получится примерно так:


Пины обеспечивают среднее положение для регулировок в системе или тестов.

Демпферы и пружинные загружатели дают пилотам обратную связь по углу отклонения ручки управления.


При отведении ручки от среднего положения и при её отпускании демпферы замедляют это движение.

Датчики положения есть по каналам крена и тангажа.



И, как видно:


, содержат они множество (скорее всего) резисторов, подключенных к разным компьютерам управления самолётом.
Резервирование получается 12-кратное :)

Теперь обратимся в туда, зачем мы сегодня в тут.
Ручка управления имеет мехА, предотвращающие попадание посторонних предметов в этот важный механизм.
И вот однаждысь какой-то гиперактивный пилот от нечего делать проковырял себе в мехах дырочку.


Видимо, чтобы лузгать туда семечки.

И именно нам придётся теперь поменять эту важную деталь самолёта.

В теории, для замены нам предлагается снимать панель под джойстиком.



Но, в общем, при известной ловкости рук можно обойтись и без этого.
Отгибаем резиновые меха вверх.


Видно, что крепятся они банальной верёвочкой, обвязанной вокруг.

Рэзать.

Залу Заворачиваем нижний край мехов наверх и обнажаем скрытую механику событий.



Видны то ли разъёмы, то ли терминальные блоки проводки от двух наличествующих на ручке кнопок - приоритета управления и клавиши радиосвязи.



При обычном управлении сигналы от обеих ручек управления алгебраически суммируются. Это может вызывать неприятные последствия, когда один пилот хочет исправить накосяченное другим. На такой случай предусмотрен приоритет управления.
Красная кнопка позволяет нажатием передать полное управление креном и тангажом только этой ручке. Также эта кнопка отключает автопилот.


В системе встроена логика, когда другая ручка отключается совсем и не реагирует на кнопку приоритета. Для этого надо держать свою кнопку нажатой какое-то время. После её отпускания восстанавливается обычная логика "кто первый, тот и папа".
О приоритете сообщается человеческим голосом и лампами на козырьке приборной доски.


В глубине механизма заметен ролик блокирования Sidestick.


Их два. Под воздействие соленоида они входят в пазы механизма и блокируют ручку в среднем положении.

Однако мы далеко ушли от матчасти в лётчицкие бредни, и пора возвратиться к железу.


Округ корпуса ручки наблюдаем бортик. Именно на него натягиваются меха.

Безжалостно обрываем упаковку и выносим новый мех на свет божий.



О, как он играет голубым!



Осторожно натягиваем меха на верхнюю часть ручки.


И завязываем там верёвочкой.

Потом натягиваем на нижний бортик и завязываем там.
Узлы надо зафиксировать силиконовым герметиком.

И в итоге имеем самолёт как новый.



А шаловливым ручкам мы покажем...


на дырку.

Poll

Фотографии большего размера доступны в альбоме «Sidestick bellows», автор Lx-photos на Яндекс.Фотках

управление, ТО, матчасть, a320

Previous post Next post
Up