Заправка гидрожидкости в Airbus-320

Oct 10, 2014 06:01

Собственно, сам бардак во время этого процесса прекрасно виден тут:



Открыты два лючка сзади ниши основных опор шасси - слева и справа.
Правый лючок виден хорошо, а левый проглядывает чуть выше колеса.


Для начала ликбезик проведу, ага.

Как всем нам известно, на литачке семейства A320 мирно сосуществуют три гидросистемы.
Называются они - Зелёная (Green), Жёлтая (Yellow) и Синяя (Blue).
Хочется ещё раз отметить, что эти названия - условные, и не имеют отношения к реальному цвету жидкости. Она на самом деле во всех системах одинаковая - прозрачная с фиолетовым оттенком.

У каждой гидросистемы наличествует свой бак.
Баки находятся:
G - в передней части ниши основных опор шасси под потолком,
Y - в лючке снизу центроплана спереди этой ниши справа по полёту,
B - в лючке слева сзади ниши, на высоте примерно 2,5 м от земли.
Баки наддуваются воздухом от системы отбора воздуха от ВСУ или двигателей.
Это сделано для предотвращения кавитации в гидронасосах при всасывании жидкости из баков.

В G нормально должно быть примерно 14 л жижки, в Y - 12, а в B - 6.

Гидронасосы:
G - на левом двигателе, привод от коробки приводов. Также давление в этой гидросистеме может создавать PTU (Power Transfer Unit), находящийся у задней стенки основной ниши шасси. Этот агрегат - это гидромотор и гидронасос на одном валу. При недостаточном давлении в системе G он автоматом включается и, используя давление в системе Y, накачивает давление в G. Обычно его прерывистое ворчание слышно в салоне при запуске двигателей (давление в Y от насоса правого двигателя уже есть, а левый двигатель с G ещё не запущен).
Y - на правом двигателе, привод от коробки приводов. Также в этой системе есть электрическая насосная станция, находящаяся рядом с баком в том же лючке. Можно включать её вручную, с потолочной панели в кабине пилотов.
B - электрическая насосная станция. Также как резервный источник давления может использоваться RAT (Ram Air Turbine) - ветряк, вываливаемый из ниши внизу центроплана. Этот ветряк ТОЛЬКО накачивает давление в систему B. Потом это давление может использоваться в том числе и для привода аварийного генератора переменного напряжения.

Ликбез окончил.

И вот попёрся ты, допустим, на свою беду в кабину.
Всё у тебя там хорошо, и ветер не дует, и солнце пригревает сквозь стекло - красота, да и только.
Но - ЧУ! - смотришь ты на дисплейчик в режиме гидросистем, а там...


Матка Босха! Уровень в зелёной-то маловат!


Треугольник указателя чутка не дотягивает до обозначенной зелёной скобкой зоны нормального уровня, то есть, не хватает немного жижки в системе G.

И это есть повод вам обучиться заправке гидросистем.

Можно, конечно, сразу вдуть туда пару банок.
Но, если есть время, можно и глянуть указатель уровня на баке.
Открываем правую створку основной ниши шасси, и вот он, бак:


Стрелочка механического указателя сообщает нам, что таки-да, немного не хватает ей для полного счастья:


Ну, фигли - тяжело вздохнув, лезем мы открывать лючки снизу фюзеляжа.

Справа сзади основной ниши шасси обнаруживается панель обслуживания жёлтой системы (Y).


Там находятся:


Сверху - слева и справа - штуцеры подсоединения наземной установки для создания давления только в этой системе.
Посредине - ручка привода ручных насосов.
Внизу:
- слева - ручной насос подачи жидкости в гидроцилиндры привода багажных дверей
(с ним мы уже встречались, когда изучали багажные двери)
- посредине - клапан стравливания давления наддува бака системы Y.
- справа - электрический клапан, переключающий подачу давления в гидроцилиндры багажных дверей от электрического насоса или от ручного. На старых самолётах этот клапан был ручной, но, видимо, из-за массового отупения наземного персонала ввели электрический, не требующий участия человека :)

В общем, из всего этого разнообразия нам требуется лишь ручка посредине, кою мы высвобождаем из плена хомутов и несём к такому же лючку на левом борту, где и устанавливаем ручку на шлицы вала насоса:



Рассмотрим внимательнее.
Это - лючок обслуживания гидросистемы G. По совместительству он ещё работает для заправки всех гидросистем.


Внутри мы имеем:


Вверху:
- слева торчит фильтр заправляемой гидрожидкости,
- справа - клапан стравливания давления наддува бака системы G,
Посредине панели - ручной насос для закачки гидрожидкости всасыванием из открытой ёмкости.
Внизу:
- слева и справа - штуцеры всасывания и нагнетания для подсоединения наземной установки и создания давления только в системе G.
- посредине - штуцер подачи гидрожидкости для заправки гидробака любой гидросистемы.

И самое для нас актуальное сегодня:


Вверху видна правая верхняя часть панели:
- слева - селектор выбора заправляемого бака,
- справа - индикатор уровня гидрожидкости в выбранном баке.

И под самым потолком нас поджидает свёрнутый шланг с металлической оплёткой:


Вытаскиваем его оттуда, расправляем и подсоединяем ко штуцеру всасывания ручного насоса:


И теперь наша
как бы система
как бы готова к
как бы работе.

Пробиваем банку с гидрожидкостью, расширяем отверстие и вставляем туда другой конец шланга:



Поворачиваем ручку селектора в положение нужной гидросистемы:


На индикаторе загорается светодиод такого же цвета, что и выбранная гидросистема.


Наблюдая по шкале соответствующего цвета, качаем ручкой до тех пор, пока в нужную систему не зальётся нужное количество жидкости.

А как закончили, не забываем собрать самолёт в обратном порядке в первоначальное, когда-то ещё исправное, состояние.

Собственно, вот и вся премудрость.
Спасибо за внимание.

Poll Кто сколько может, дай вам бог здоровья

P. S.
Использование ручного насоса для открытия багажных дверей:
http://lx-photos.livejournal.com/182620.html

ТО, гидросистемы, самолёты, матчасть, a320

Previous post Next post
Up