Как я уже сказала, ходили мы на торонтовский балет. Щелкунчик у них уже вошёл в традицию и каждую зиму я всё мечтаю на него попасть. Но раньше то мне дата не подходила, то я момент пропускала... А в этом году вот решила пойти с дитём. Собрала чисто женскую компанию таких же мечтавших попасть, но не попавших... И вот, вчера состоялось.
Немного истории. Впервые балет Щелкунчик был поставлен в Мариинке в 1892 году. В Торонто (и вообще в Канаду) он попал в 1952-м. Тогда использовался оригинальный вариант хореографии Льва Иванова. В 1955-м Сецилией Франка (создателем Национального Канадского балета) была поставлена полная версия Щелкунчика. Это уже был Национальный Канадский балет, без постороннего вмешательства. С тех пор несколько раз менялась хореография, но версия всё ещё оставалась полной. В 1995-м году Джеймс Куделка обрезал оригинальную версию и поставил нового Щелкунчика. На сей раз изменили даже сценарий сказки. Дети Маша и Миша вроде как видят сон, в котором нет никакой особой войны с мышиным королём. Просто оживает Щелкунчик, влюбляется в фею, все танцуют и радуются жизни. Сказка стала довольно примитивной. Но зато удовольствие от балета стали получать малыши, которым раньше было трудно что-то понять и высидеть подобное представление. Обычно в балете трудно что-то понять, не прочитав заранее, что в нём будет. Здесь же всё предельно ясно и без слов. Уже по костюмам можно понять, кто выходит на сцену. Движения поставлены так, чтобы объяснить детям, о чём идёт речь. Кстати, о костюмах. Костюмы были просто обалденные. Позже я вычитала, что на них было потрачено 2.7 млн баксов. Эх, если бы можно было совместить русскую балетную школу с подобными костюмами... Да, зал тоже впечатлил. Four Seasons Centre изнутри оказался грандиозным сооружением. При взгляде в оркестровую яму с высоты 5-го балкона начинала кружиться голова. Да, балконов было всего 5, но каждый из них по размеру напоминал целый театральный зал. Ступеньки между рядами были довольно высокими, поэтому и высота каждого балкона впечатляла. Вообще, здание построено умно. Туда даже есть выход прямо из метро.
Это была бочка мёда. Перейдём к ложке дёгтя. Оговорюсь сразу, я не специалист в этом деле и не тот, который вечно всё критикует... кретин тоись. Но теперь я понимаю, почему русский балет считается лучшим в мире. Да, солист был силён. Но он оказался не местным. Щелкунчика танцевал простой польский парень Пётр Станчук. Он и ещё один чувак, игравший отца Маши и Миши (судя по всему, квебекский) сильно отличались на вид от остальных. Танцевали легко и выполняли сложные элементы. Ну, может, не самые сложные, но всё ведь познаётся в сравнении... У меня создалось ощущение, что Станчуку этот балет - на один зуб. А вот партнёрша евонная (американская японка) - явно не тянула. Когда они синхронно подпрыгивали, сначала камнем падала фея, а потом, через пару секунд, мягко приземлялся Щелкунчик. А один раз фея вообще оступилась и чуть не рухнула на пол. Причём абсолютно на ровном месте. Просто стояла, стояла и бац... Короче, фея была так себе.
Почти всё первое отделение действие происходило на улице. А поскольку на улице была суровая русская зима - одеты все были хорошо. Костюмы были очень красивыми. Но одежды было много. У балерин даже при вращении, когда юбки приподнимались, были видны не ноги, а широченные штаны. А теперь представьте себе балерину, у которой не видно ног. Ну вот не видно, что она там ими выделывает. Вроде как и не танцует вовсе. Тут танцуй, не танцуй - эффект будет тот же. Балерины разделись только к концу первого отделения. В последнем танце - танце снежинок. Снежинкам ведь не холодно.
Потом был антракт, буфет и звонок. Второе отделение выглядело гораздо лучше. Балерины были уже с ногаме. Только в какой-то момент костюмер вспомнил, что дело происходит в России и приодел балерин в длинные красные платья с кокошниками. А вы разве не знаете, что русские женщины ходють в длинных красных платьях? Так вот, ног снова не было. Русского танца, правда, тоже не было. Т.е. он был, но поскольку дамы в красных кокошниках станцевали несколько танцев, эффект смазался. Не совсем было понятно, какой из танцев - русский. Восточный танец был хорош. Отличные костюмы и сам танец был хорошо поставлен и исполнен.
Вальс цветов выглядел странно. С одной стороны, порадовали костюмы. Балерины в ярких, красочных платьях действительно были похожи на цветы. Кстати, когда я была маленькой, никак не могла понять, почему этот вальс так называется. Ну танцуют себе обычные балерины... А цветы-то тут причём?! В данной ситуации всё было наоборот. Цветы были. Очень красивые цветы. Но вот танцевали они слабенько. Более того, у них в труппе видимо мало мужчин, поэтому пара была не у всех цветов. Хотя мужчины были одеты в зелёненькое. Типа, стебельки. Тоже красиво.
А в конце станцевал Щелкунчик. Один. И это было очень хорошо. Финальный танец был похуже, т.к. присутствовала всё та же падающая фея. Но в последнем танце она превзошла себя. И даже ни разу не упала.
Если подвести итог - детям очень понравилось. Некоторые взрослые крутили носами, сравнивая балет с классическим русским. Но ведь их нельзя сравнивать. Да, балетная школа не та. Но ведь они на всех углах пишут, что это представление для детей. А детям, судя по их реакции, большего и не надо.
После балета я нагуглила кучу отрывков из русского Щелкунчика. Бедненькие, бледненькие костюмы, отличная техника, сложные элементы... А нужно ли это детям? Взрослым, повидавшим в своё время русский балет - да, нужно. Мне кажется, что наша беда в том, что мы видели классическую русскую версию и пришли на балет, ожидая увидеть тот же уровень.
Теперь интересно было бы сходить на виннипежский балет. Виннипежцы считают, что он - лучший в Канаде. Не знаю, так ли это на самом деле... По крайней мере он королевский, а не национальный. Звучит круче. В качестве эксперимента можно попробовать. А ещё мне захотелось простого русского балету. Только платить по 200 баксов за билет я не согласная.
Вот вам напоследок фотка Станчука, но с какой-то другой феей. А на заднем плане - те самые русские тётки в красном. Фотка взята с сайта Национального Балета.