"Трагедия затаенного стыда "

Apr 03, 2012 11:08

Читала эту статью (точнее, главу из дневника) писателя Камиля Икрамова давно-давно, лет 20 назад, в какой-то периодике. С тех пор все хотела перечитать, но не могла найти. И вот нашла.
http://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=10717 (стр. 205-217)

Статья про роман "Мастер и Маргарита", а если по сути -- про виктимность, про те  изменения, ( Read more... )

Leave a comment

Comments 164

murzilka_kat April 3 2012, 08:03:55 UTC
Согласна.
Фильм Быкова-реалистичен (как он так её снял??????)
Про МиМ недано прочла это:
http://www.taday.ru/text/1541243.html
Но больше нравится размышления КУраева
http://www.docme.ru/doc/25146/master-i-margarita---za-hrista-ili-protiv

Reply

_snark_ April 3 2012, 08:08:49 UTC
Кураев имхо за уши притягивает, намеренно игнорируя то, что не ложится в его схему. Начиная прям с эпиграфа "Я часть той силы, что вечно хочет зла, а получает благо".

Reply

murzilka_kat April 3 2012, 10:21:21 UTC
Это слова Булгакова, а не Кураева -))))
точнее даже Гёте "Фауст"

Reply

_snark_ April 3 2012, 10:30:28 UTC
Эмммм.... Разумеется Я неясно написала, наверное. Я имела в виду, что Кураев приписывает Булгакову некую концепцию, "аргументируя" ее цитатами. При этом цитаты, явно и сильно противоречащие этой концепции, он игнорирует - вот, например, эпиграф к роману.

Reply


tanush_ka April 3 2012, 08:39:17 UTC
Никогда не спорила на эту тему с преподавателем литературы :-))) Аж мурашки по коже... Можно, попробую ( ... )

Reply

ludmilapsyholog April 3 2012, 09:30:26 UTC
Так Икрамов -- христианин, глубоко верующий, в отличие от Булгакова, и в этом смысле идеи про "зло и добро - две стороны одной медали" ему совершенно чужды.

Reply

tanush_ka April 3 2012, 10:53:00 UTC
Я, кстати, не постулирую, что "зло и добро - две стороны одной медали".

Как я со своей кочки зрения вижу, нравственный закон - это не нечто трансцендентное, а аналог законов физики (а-ля карма). Есть поступки и намерения, ведущие к уменьшению негативных эмоций и страданий, есть - "неумелые", ведущие к увеличению. Но это относится к намерениям, словам и поступкам, а не к абстрактным дележкам мира на некие силы.
То есть некое существо, номинально относящееся к лагерю "нехороших", может совершать благо случайно или - чем черт не шутит! - специально, и эти действия не обесценятся тем, что их совершил "неправильный" деятель :)

Reply

tanush_ka April 3 2012, 11:08:32 UTC
Поясню: месть и наказание я благим действием НЕ считаю ни в каком контексте, но пострадавшие персонажи получают не кару, а условно-"естественные" последствия своего поведения, только отраженные в дьявольском кривом зеркале. И тут уже разночтения - кто-то считает это доказательством "сотрудничества" автора и главного героя со злом, для кого-то атмосфера гротеска и варьете, наоборот, сглаживает острые углы.

Reply


taanyabars April 3 2012, 08:53:32 UTC
Очень любопытно - и очевидно не для одного беглого прочтения.
Параллели Мастер - Иешуа, Мастер - Булгаков, Пилат (а не Афраний) - Воланд, Воланд - Сталин, Маргарита - Е.С.Булгакова, в общем очевидны и без этого текста. Но в полноценный треугольник с выстроились только после прочтения.
А еще интересней было бы достроить четвертый угол и порассуждать об отношении к власть имущим современной интеллигенции. В Вашем тексте и тексте по ссылке для этого немало материала.

Reply


siticat April 3 2012, 09:22:28 UTC
Я читала в начале 80-х, когда и Евангелие и Мастер и Маргарита были книгами, если не запертными, то, с т.з. тогдашней идеологии, книгами, о которых надо было отвечать на митингах "Не читала, но осуждаю!!!". Для подростка это призыв "прочесть немедленно и ту, и другую". И для меня они оказались двумя гранями одного кристала. Выводы: а ведь Маргарита добра и человечна. Не хотела обижать ребёнка, оставшегося в доме рботников (читай - фарисеев) Массолита: "беды и горе сделали меня злой, но тебе это не грозит". Это о слезинке ребёнка. А совковая (даже не советская) бюрократия сташнее дьявола будет. Он убивает только одного (барона Майгеля), а совбюрократия доводит до сумасшествия и самоубийства многих. И не худших. А из Евангелия - потребительство всех, кто Христа окружал. Любителей халявного вина и халявной рыбки. Понявших то, что они потеряли, только со смертью Иисуса. И это - лучшие. И не умеющих ценить тех, кто рядом. А остальные: консерваторы по девизом "Моя хата с краю". Перед верующими всех конфессий извиняюсь, если их задела

Reply


(The comment has been removed)

ludmilapsyholog April 3 2012, 12:03:01 UTC
Вряд ли точное наблюдение может устареть, если повторено кем-то позже. А если не повторено, то и подавно.

Reply

(The comment has been removed)

ludmilapsyholog April 5 2012, 21:13:29 UTC
Нет, это нормальная проекция. Виктимность - это картина мира такая, в которой миром правит насилие и иначе быть не может.

Reply


Leave a comment

Up