Оригинал взят у
gelena_s в
Как отбить мотивацию к учебе Свежее ликбезовское от Кати
========================
Оригинал взят у
pumchik в
Как отбить мотивацию к учебе В одном из предыдущих
постов я обещала рассказать о том, чем чреваты сложные школьные задания. Сложные в том смысле, что ребенок не может выполнить их самостоятельно в силу незрелости мозговых структур, необходимых для их выполнения. Проще говоря - задания не по возрасту. Задания, для выполнения которых необходима помощь взрослого.
Хотя, казалось бы, нельзя недооценивать роль сотрудничества со взрослым, важности совместной деятельности в процессе обучения. Взять хотя бы зону ближайшего развития (ЗБР). ЗБР - понятие, введенное отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским, характеризующее связи между обучением и психическим развитием ребёнка. Она определяется теми задачами, для решения которых необходима инструкция и помощь взрослого, потому как психические функции ребенка, отвечающие за исполнение данного вида деятельности, находятся на начальном этапе формирования и развития. То есть до определенного момента участие взрослого в формировании навыков и умений, действительно, является жизненно необходимым.
Но есть одно «но». Описанное выше справедливо для дошкольников. В школе же, где ребенок, по-хорошему, должен сам нести ответственность за качественное и своевременное выполнение «домашки», участие взрослого сослужит плохую службу. Одно дело, когда родитель бегло проверяет уроки первоклашки, и совсем иное, когда они корпят над выполнением вместе. Помимо того, что, как я уже говорила, ответственность за самостоятельное выполнение уроков при таком раскладе не отрастет, уверенность в своих силах и самооценка будут неумолимо стремиться к отрицательным значениям, так еще и мотивация со временем атрофируется. А мотивация - это залог успеха любого мероприятия.
Так что же в данном случае происходит с мотивацией? У человека, не способного достичь желаемого/получить желаемого в течение продолжительного времени, возникает реактивное состояние фрустрации, которое сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Детская психика достаточно лабильна, поэтому на «помощь» довольно быстро приходит защитный механизм рационализации: будучи не в силах получить желаемое, человек попросту его обесценивает. В психологии мотивации даже есть специальный термин - «феномен зеленого винограда». Все помнят басню Эзопа «Лиса и Виноград»? Лиса, поняв, что не сможет обладать вожделенной ягодой, называет ее незрелой и непригодной для еды. То есть по сути - обесценивает. Это необходимо для поддержания самоуважения, адекватной самооценки. Рационализируя, человек объясняет собственные намерения таким образом, чтобы самооправдаться и самоутвердиться. Истинные же мотивы при этом (в нашем случае - неспособный ученик, который не может справиться с домашним заданием), увы, не осознаются, поскольку осознание их ведет к потере самоуважения. Кому понравиться признаться в том, что он - глуп, неспособен? Хотя на самом деле очень часто и умен, и талантлив, и способен, просто задания не соответствуют возрасту.
Поэтому, если у ребенка пропал интерес к учебе, обратите внимание на содержательную сторону программы. Вполне возможно, что дело будет и не в лени и безалаберности ребенка…
Подписаться