Моя задача не шокировать людей, а удивлять их.
Мэтью Борн
Дамы и господа.
Личное знакомство с Мэтью Борном и его шедевром "Лебединое озеро" состоялось. Накануне балета удалось побывать на прессконференции знаменитого британского хореографа. Своими предвкушениями я уже успел
поделиться ранее.
Попытаюсь показать, что мы увидели на сцене, перемежая рассказ рассуждениями самого режиссёра.
- Эта постановка изменила мою жизнь, приведя наш маленький коллектив к огромному успеху.После первых представлений мы стали знамениты. Все новостные программы, включая CNN, говорили об этом. В серьёзных газетах статьи о нас попали на третьи страницы, намного опередив все остальные события культуры. Это были Новости Дня. Такого мы не ожидали.
В переполненном зале Оперного в Тель Авиве гул человеческих голосов раскачивал лёгкий занавес.
Борновская чайка - серый лебедь на белом фоне. В нашумевшем, но не отшумевшем спектакле нет разделения на чёрных и белых лебедей. Каждая птица двухцветная. Смешать цвета можно только на занавесе, а в жизни всё куда контрастней и зависит лишь от мгновения.
Птица лебедь взлетает, и начинается первое действие.
* Спальня принца. Огромное королевское ложе возвышается над всем. Если на сцене стоит кровать, то она обязательно... Что? Как бы ни раскручивать ассоциативные цепочки, звенья кровати и секса неизбежно защёлкнутся.
У "маленького" принца кошмары. Лебедь раскинул над ним свои крылья. Зигфрид пробуждается, и весёлый карнавал слуг начинает раскучивать привычную карусель наступившего дня. Слуги - вешалки для одежды, слуги - зеркала, слуги - ступеньки. Появляется королева-мать. Вне времени и вне возраста. Шлейф властного эротизма следует за ней неотвязно. Окружённая танцующими слугами кровать-трон разворачивается и королевский корабль отправляется в глубины спектакля.
фотографии балета предоставлены организаторами
- В спектакле речь идёт о королевской семье. Некоторые даже полагали, что прообразом Зигфрида был принц Чарльз. Но об этом даже рассуждать смешно. Достаточно вспомнить принцессу Диану и скандалы вокруг любовной истории с Камиллой. Мы не были уверены в том, как это воспримут в Лондоне. Но всё оказалось замечательно. Королевская семья побывала на спектакле. И я даже был приглашён на обед к королеве в избранной компании из 10-ти человек.
* "Маленький" принц взрослеет. В гламурном королевстве матери он чувствует себя не очень уверенно. Поиски всегда завершаются чем-то... Вот же она, заветная подруга, "случайно" уронившая серебряную сумочку. Разве это не судьба? Розовая, аппетитная. Sex is her middle name. Вот только ничего королевского в девице не сыскать, и маме она явно не по вкусу.
Может быть это и есть любовь? Вопрос вопросов для Зигфрида.
* А карусель спектакля переносит нас в театр. Балет в балете. Известный театральный приём. Мэтью Борн подарил нам гомерически смешной спектакль в Викторианском стиле. Порхающие бабочками жеманные балерины, закатывающий глаза дровосек, "ужасные" исчадия ада и полёт, полёт, полёт...
Этот смешной балетик демонстрирует танцевальные изыски высочайшего уровня. Мы смеёмся и в то же время восхищаемся изяществом и филигранностью борновской мини-постановки.
* Музыка Чайковского продолжает кружить тела танцоров и головы зрителей.
- Чайковский мой любимый композитор. На его музыку я поставил три спектакля. Он вдохновляет на создание историй, подсказывает, что делать. Кроме того, его музыка знакома многим и легко запоминается. Для меня важно, чтобы у зрителя после балета крутились в голове прекрасные музыкальные фрагменты. Вообще люблю русских композиторов. Интересный момент. В постановке балета "Золушка" на музыку Прокофьева мне очень помог его сын Олег - художник, живущий в Лондоне. Он нарисовал эскизы для спектакля.
Зигфрид в спальне всматривается в своё отражение в пустой раме зеркала. Он не видит себя таким, каким мечтает быть.
А знает ли он, чего желает на самом деле? И это - вопрос вопросов для принца. Бурный танец выяснения отношений с матерью завершается побегом. Принц мчится на поиски ускользнувшего розового счастья в ночной клуб. Но и здесь он никому не нужен. Одинокий среди вызывающе яркой толпы проституток, сутенёров, жиголо и хмельных фасбиндеровских матросов...
Чужой среди чужих. А кто же свои? Ещё один вопрос, на который нет ответа.
Танец отчаяния избитого, пьяного и всеми брошеного Зигфрида.
* Одинокая скамейка в безлюдном ночном парке.
Гордые, мощные и независимые проплывают лебеди по озеру. Никто им не нужен. И принц в том числе.
Зигфрид впервые ощущет ту странную страсть, проникшую в него с ночным кошмаром. Стихия яростной Любви пробуждается в нём. Принц не может оторвать взгляда от вожака лебединой стаи. Свобода внутренняя и внешняя, агрессия, страстность. Воплощение мечты Зифрида. Но стая не принимает принца.
Борну удалось передать в движениях лебедей их нечеловеческую сущность. Это не мужчины, а существа мужского пола. Животная пластика этих созданий завораживает, притягивает и пугает одновременно.
* Момент, которого ждут все зрители "Лебединого озера" в любой постановке. Где же эти четыре прелестных создания в белоснежных пачках и на пуантах, взявшись за руки отплясывающие бессмертные "там-там-там-там-там парарам-там"?
В прекрасном танце Борн проскользнул по тонкой линии над океаном пошлости и дешёвой пародии.
* Лебеди исчезают вместе с последними чёрными лучами ночи. Принц вновь остаётся один, но впервые в его глазах светится надежда. "Маленький" принц начинает взрослеть и знает к чему стремиться.
- Многие годы обсуждается гомосексуальный аспект постановки. Когда мы впервые привезли её на Бродвей, геи Нью-Йорка скупили все билеты на первые спектакли. Безусловно, в балете присутствует гомосексуальная линия, но спектакль вовсе не об этом. Ведь принц влюбляется не в мужчину, а в существо мужского пола. Лебедь для него - символ того, чем Зигфрид хочет стать. Дикие лебеди свободны и сексуальны. В этом состоит их природа. К этому принц и стремится. Геи не являются нашей целевой аудиорией. Любые зрители оказываются втянутыми эмоционально в атмосферу спектакля.
* Бал во дворце. Королева делает всё, чтобы наставить "сыночка" на путь истинный.
Девицы разных цветов и расценок, но все с "признаками королевской крови", пытаются обольстить наследника престола. Но всё не то, не то... Пока не появляется ОН. Точная копия вожака лебединой стаи. Того самого. Единственного. Мощный, брутальный, сексуальный. Победитель. Природная дикость видна в каждом движении. Все дамы у его ног, включая королеву.
Головокружение зала раскачивает колыбель ночи. Только Зигфрид, "маленький" принц, отвержен, не признан. В безрассудном отчаянии пытается он отвоевать любовь человека-птицы, совершая безрассудные поступки. В пустой предутренней серости гость резким движением наносит на лицо чёрную полосу и вновь обращается в вожака стаи. Принц и лебедь танцуют свой последний танец усталой и яростной любви. Страсть, истончаясь, тает в последних мгновениях ночи. Карусель спектакля несёт нас к финалу.
- Трудно предсказать реакцию зрителей в разных странах. Я знаю, чего ожидать от публики в Лондоне или Нью-Йорке, где мы часто бываем. Остальные страны не всегда предсказуемы. К примеру, в России, где мы побывали лет 10 назад, реакция зала отличалась от обычной. Не было апплодисментов в привычных местах. Иногда возникала напряжённая тишина. Или Япония, где зрители вообще не реагируют во время спектакля. Мои танцоры "сходили с ума" от этой кажущейся безучастности. Зато после - шквал аплодисментов. Приходится учитывать различия в культуре восприятия у разных народов.
* Мэтью Борн показывает нам сногсшибательный танец теней. Принц, королева, отряд медсестёр из немецких порнофильмов во главе с белохалатным доктором. Все они - мелкие статисты на фоне гигантских теней, явившихся из иных миров, чтобы показать, кто в королевстве хозяин.
* В гигантской кровати принца, мечущегося в лихорадке, появляется лебедь. Но счастье мимолётно. Толпа ни за что не допустит чужой радости, не узаконенной и не канонизированной. Начинается битва появившейся стаи с обречёнными одиночками. Всплеск злобы лебедей, восставших против своего вожака и повзрослевшего принца, смешивается в яростый вихрь с последними звуками гениальной музыки Петра Ильича. Для линчующей толпы не существует своих и чужих.
Финал мрачен, горек, неизбежен.
- Россию мы не бойкотируем. Просто, в связи нарастающей там гомофобией, я беспокоюсь за безопасность своей труппы и отказался привезти туда "Лебединое озеро". Надеюсь, что удастся показать в будущем другой спектакль "Car Man" Я бы с удовольствием знакомил российских зрителей со всеми нашими балетами. Ведь там у меня много преданых друзей. Очень печалит создавшееся положение. Скорее, Россия бойкотирует нас, а не наш театр - Россию.
Мы вышли из прохлады зала в тёплую влагу тель-авивской ночи. Неспешная прогулка. Беседа. Острое желание не расходиться, а продолжить этот прекрасный вечер в компании друзей. Освещённый автобус у обочины привлёк внимание. У открытых передних дверей стоял Мэтью Борн и с радостной улыбкой встречал свою замечательную компанию.
- Сам я больше не выступаю на сцене, но прекрасно понимаю своих танцоров. Мы разговариваем на одном языке. Многие из них мои друзья. Их идеи вдохновляют меня, и часто мы вместе обсуждаем то, чего желаем добиться.
Двери автобуса закрылись. Мэтр и его воздушные актёры уехали беседовать и отдыхать.
Ведь им ещё предстоит сыграть много спектаклей до 14-го июня. Надеюсь, что многие, прочитавшие сей сбивчивый рассказ, успеют насладиться удивительным этим балетом, давно превратившимся в классику.
А мы поехали к друзьям. "И немедленно выпили..."