Фестиваль Израиля 2018 - 3. Танец?

Apr 10, 2018 07:41


Дамы  и господа!
Продолжим путешествие по волнам Фестиваля Израиля 2018.
После рассказа о спектакле Кристофа Марталера «King Size» и обзора театра, перформанса, мюзикла в Фестивальной программе пора и подвигаться.
Третью часть в "старые добрые времена" я назвал бы гордым словом "балет".
Но процитирую Евгения Евтушенко, написашего в 1963-м году совсем по другому поводу:

"Пришли иные времена.
Взошли иные имена.
Они толкаются, бегут..."

Балета нет. Может быть танец? И с этим подзаголовком буду осторожен.
Как математик знаю, что без точного определения понятия договориться невозможно. Что же прокламирует знаток всего и вся Википедия?
"Танец - ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением".
Какие же "выразительные телодвижения" ждут нас на фестивале?



     

Начну с представления Бориса Шармаца, французского танцовщика и хореографа, одного из лидеров движения популярного танцевального движения середины и второй половины девяностых годов прошлого века с ёмким, точным и всеобъемлющим названием "не-танец".

В 1989-м году окончил балетную школу парижской Оперы, после чего учился в Лионе, в Национальной консерватории музыки и танца. Танцевал в постановках Одиль Дюбок, Режин Шопино, Мег Стюарт. С 1993-го года становится хореографом. Импровизатор, смещающий акценты, соединяющий разные жанры искусства с медиа, видео и прямыми обращениями к зрителю.

С 2009-го года Шармац - директор Национального хореографического центра Ренна и Бретани. Борис Шармац создаёт в собственном центре хореографии "Музей танца". Проект, представленный в Израиле, называется "10 000". Нас ждёт "хореографический лес" из 10 000 жестов, населенный 23-мя танцорами, не повторяющими какое-либо движение более одного раза. Неизбежная мимолетность хореографии под звуки «Реквиема» Моцарта и в сопровождении световых эффектов.

А что же такое "не-танец"? Дадим слово Борису Шармацу:
"Артисты моего поколения не слишком любят этот термин, но мне он как-то даже импонирует. Когда меня спрашивают о принадлежности к «не-танцу», я обычно отвечаю, что все-таки являюсь танцовщиком - закончил, в конце концов, консерваторию, балетную школу. Да и в моих спектаклях артистам часто приходится попотеть и высоко прыгать, мы работаем с хореографическим текстом. Я выходец из мира танца и, в конечном счете, именно танцем занимаюсь. Что же до термина non-danse, то в нем мне нравится аспект, подчеркивающий, что танец превосходит сам себя - в том смысле, что это нечто большее, чем танец-удовольствие, не только социальный ритуал и не только театральное представление. Non-danse - это танец-вопрос: неизвестно, где он начинается и где заканчивается, как соприкасается с перформансом, с театром, со сценой."
Танец?

Из Франции перенесёмся в Германию. Символическое перемещение в современной "безграничной" Европе.
Англо-немецкий художник и хореограф Тино Сегал.
Родился в 1976 в Лондоне. Изучал политическую экономику и танец в Берлинском университете имени Гумбольдта и Университете искусств Фолькванг в Эссине. Работал с французскими хореографами Жеромом Белем и Ксавье Леруа. Сейчас живёт и работает в Берлине.
Послужной список впечатляет. В 2005-м году представлял Германию на Венецианской биеннале. Персональные выставки Сегала были в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (2010), в Тейт Модерн (2012), в музее Стеделек (2015), Пале де Токио (2016), в Государственной Третьяковской галерее.




Визуальный художник, не создающий материальных объектов - странное противоречие, привлекающее внимание поклонников современного искусства. Предмет его хореографических интересов - «сконцентрированные ситуации», ставящие под вопрос традиционные отношения между искусством и зрителем, сосредотачиваясь на жестах и социальных ролях. Зритель - участник, соучастник и наблюдатель одновременно. Перформанс мимолётного движения. Настолько зыбкого и неуловимого, что Тино Сегал запрещает снимать и фотографировать свои работы, он также выступает против любой рекламы, афиш, вывесок своих выставок, контрактов и другого любого способа документирования. Здесь и сейчас!

Как там у классиков? "Единство и борьба противоположностей"? Отец - беженец из Пакистана, мать - немецкая домохозяйка. Внешняя доступность и публичная неприступность,  несовместимость экономической и танцевальной основ создают разность потенциалов мира движения Тино.
В Израиль Сегал привозит особый проект. В 2000-м году он создал сольный перформанс, где тело танцора  превращено в храм музыки, а все его движения - цитаты из произведений знаменитых хореографов 20-го века - от Айседоры Дункан, Пины Бауш, Курта Йосса  до Мерса Каннингема. Эта работа стала последним поставленным и лично исполненным представлением Сегала. После неё он переключился на проекты в области пластических искусств. Через 18 лет после премьеры 7-го июня в  зале «Микро» Иерусалимского театра Тино Сегал приглашает нас побывать на возобновлённом проекте, сохранённом в "музее танца" его тела и имени.
Танец?

Ещё один интересный танцевальный проект. Португальская хореограф Марлен Монтейро Фрейтас приглашена Охадом Нагариным для новой постановки в исполнении основной группы ансамбля «Бат-Шева». Марлен была в прошлом гостем Фестиваля Израиля со спектаклем «О плоти и слоновой кости - и статуи страдают».
О Фрейтас Нагарин отзывается так: "Марлен - одна из самых впечатляющих творческих личностей, с которыми мне приходилось встречать. Ее уникальные работы волнуют и удивляют, и я очень рад, что она согласилась работать для нас".




Марлен Монтейро Фрейтас - выдающийся хореограф, удостоенный престижной награды «Золотой Лев» за достижения в области танца на Венецианской биеннале. Нынешний  спектакль Марлен Монтейро Фрейтас создавала как «стройплощадку» из конструктора лего, где властвуют игрушечные фигурки, как безумное цирковое шоу.
Танец?

Так и завершим обзор вопросительным знаком.
Трудно оценить, не посмотрев, дамы и господа.

театр, Марлен Монтейро Фрейтас, Фестиваль Израиля, Борис Шармац, Тино Сегал, Иерусалим

Previous post Next post
Up