В один из полупраздничных дней Суккота наш телефон сыграл блюз и друзья спросили, хотим ли мы поехать в Хеврон.
Хотим ли мы поехать в Хеврон? Ответ - да. Несомненно и безусловно.
Для пристойного расставания с японским периодом уместно вспомнить слова Йоджи Ямамото из
предыдущего поста, сказанные им об Израиле. В эру, когда вся получаемая информация кем-то предварительно обрабатывается, человек мыслящий должен попытаться увидеть всё своими глазами и ощутить собственной кожей, чтобы лучше узнать и понять.
И мы оседлали наших скакунов и отправились в путь, полный опасностей и приключений. А первый привал был в Кирьят-Арбе, еврейском пригороде Хеврона.
Отдаю отчёт, что взялся за задачу неблагодарную и, наверное, непосильную. Честно и прямо "всю правду" об этих местах могут рассказать только две группы людей - крайне правых или крайне левых убеждений. Им известна "абсолютная истина", стыдливо скрывающая своё лицо за платком или паранджой. Я же не отношусь ни к тем, ни к другим. И попытаюсь рассказать и показать то немногое, что удалось увидеть и услышать. И, как во всех своих постах, поделиться чувствами и эмоциями.
Первый рассказик, самый короткий, об удивительной встрече.
При подъезде к Кирьят-Арба нас задержал полицейский пост. Пост был настоящий, не из ЖЖ. Суровые и строгие мальчишки наводили порядок среди множества людей, рвущихся в Хеврон. Наших взмыленных скакунов попытались остановить и направить на огромный пустырь перед въездом. Соображения безопасности и невозможность разместить транспорт несчётного числа прибывших. Но волшебные слова нашего друга - адрес друзей в Кирьят-Арба, открыли перед нами шлагбаум.
Надписи на знаке: Кирьят-Арба, Хеврон. Промзона. Старый город. Пещера Махпела. На наклейках: Укрепляем корни.
Кирьят-Арба (в переводе с иврита - Город Четырёх) - второе древнейшее имя Хеврона. Вот уже более 3700 лет - одна из важнейших точек отсчёта еврейской истории. Образы и картины прошлого заполонили память. Секрет названия в том, что в расположенной неподалёку пещере Махпела (о ней - отдельный рассказ), похоронены четыре пары наших предков. Адам и Ева, Авраам (когда то выкупивший эту пещеру) и его жена Сара, сын Авраама Ицхак с женой Ривкой, и внук Яаков-Исраель с женой Леей.
Город был основан правительством в 1971 году, но окончательный статус его не определён до сих пор.
Современная история началась с 15-ти еврейских семей, поселившихся в 1968-ом году в хевронской гостинице "Парк". В 1972-ом к ним добавились ещё 250 (многие из которых репатриировались из СССР), а по последним официальным данным (за 2010-ый год) здесь проживают 7100 человек религиозного и светского населения.
Путь наш лежал в Кирию - один из двух больших районов города. Вот только что скакуны наши месили пыль на бетонных дорогах, а сами мы озирали унылый серый пейзаж однообразных кубиков-домов...
... как вдруг - чудо дивное показалось впереди. Белоснежные стены, сочная зелень, яркое разноцветье бугенвилий и целые улицы нарядных и ярко разукрашенных шалашей (на иврите -
сукка) - временных домиков, где евреи, согласно традиции, должны проводить праздник Суккот. Жилища эти строят специально к празднику по особым правилам. Одно из главных - крыша возводится в последний момент и сквозь неё обязательно должен проникать свет солнца и звёзд. Согласно традиции, в сукке надлежит жить в любую погоду, а не раз в день заскакивать перекусить или принять гостей. Вот в такое место мы и попали.
Нас принимали хозяева - Элиягу (преподаватель математики из Иерусалима) и его жена Рути...
...их дети и внуки.
А это - обязательный обряд вознесения лулава (нетилат лулав) - благословение специально подготовленными пальмовой ветвью и
этрогом - символ единства евреев.
Заслушавшись рассказами Элиягу,
...мы перестали ощущать быстрый бег времени и неожиданно поняли, что пора пускаться в путь.
Попрощались с гостеприимными хозяевами,
...и отправились дальше в Хеврон...
Стоп, стоп, стоп! Не нужно торопиться. Чуть позже мы осознали, что свет, не отпускавший нас в этом дивном домике (взгляните ещё раз на фотографии), проливался не только сквозь дрожащие листья крыши.
Свет был внутри. Он исходил от хозяев и их детей, от стен и украшений, даже от нас, забежавших сюда на крохотное мгновение жизни. Потому что это было очень-очень светлое место. И наверное в этом и состоит главная суть праздника суккот, называемого иначе праздником радости, ибо что может быть радостнее света, наполняющего наши души.
И даже если мы уберём цвет, Свет останется!