Балет для Йоджи Ямамото

Oct 09, 2012 08:46

В замечательный музей дизайна города Холона на выставку легендарного Йоджи Ямамото мы собирались давно. Друзья, уже побывавшие там, торопили. Да и выставка была близка к завершению. И вдруг...
Как часто это "вдруг" вынуждает нас принимать решения. На сайте музея я обнаружил, что в один из дней к пространству выставки добавится ещё одно измерение -  хореографический перформанс группы современного танца Maria Kong Dancers Company. И, потирая в предвкушении руки, мы отправились в музей.




Йоджи Ямамото вот уже более четырёх десятков лет - один из самых известных и загадочных дизайнеров мира 
 cовременной моды. Современной 40 лет назад, сейчас и всегда. В 1989-ом году Вим Вендерс снял о нём одну из половинок своей знаменитой японской дилогии - "Записки об одежде и городах". Фильм-беседа, рассказ о моде как искусстве, о глубокой внутренней связи художника и произведения в любом виде творчества. О том, что форма ничего не значит без содержания. Украсть и подделать можно лишь внешнюю оболочку, но не стиль, не суть.
Выставка проделала длинный путь к нашим музейным залам, видоизменяясь от города к городу. Лондон, Флоренция, Париж... Но почему  Холон? Сам Ямамото считает нашу страну очень интересной в плане культуры. В эру, когда вся получаемая информация проходит предварительную обработку, он, как существо мыслящее, желал бы увидеть Израиль своими глазами и ощутить его собственной кожей, чтобы лучше узнать и понять.
По словам куратора Галит Гаон показ такого серьёзного уровня в молодом музее дизайна осуществлён впервые. Она рассказала, что Ямамото создал в прекрасном здании архитектора Рона Арада три энергетических уровня, сочетая модели с самим пространством. Наиболее возбуждающая и энергоёмкая атмосфера нижней галереи сменяется созерцательной и исследовательской в центральном зале. А поднявшись в верхнюю галерею вы попадаете в пространство, заполненное красным облаком света, и в центре -"Дерево света", созданное из 275 лампочек. Это священное место, но не для христиан, мусульман или иудеев, а в более высоком общечеловеческом смысле.

На первом этаже мы окунулись в атмосферу, встревожившую память о великой музе современного танца Пине Бауш - близкого друга Йоджи и его модели.Множество чёрных костюмов, напоминающих фраки, почтительно выстроились подле светлого воздушного парящего платья Пины. И только внимательно приглядевшись можно было увидеть, что за фрачной строгостью скрывается невероятное разнообразие деталей, фасонов, фактур, кружев, характеров персонажей. Как и в незабвенных балетах самой Бауш...

 

В пространстве нижнего зала нас встречало множество различных моделей. Достаточно было ступить внутрь этого Бермудского треугольника моды, и Ямамото захватывал вас и втягивал в водоворот своего искусства. Синий, зелёный, жёлтый, красный, яркие чистые цвета на фоне ажурных, бездонных, светящихся стен. Мех, парча, бисер... Хоровод кружащихся (в прямом смысле этого слова) манекенов и зритель, жадно вглядывающийся в сей калейдоскоп.

 


 

И, наконец, третий этаж. Огомное пространство. наполненное воздухом и светом, сакральное дерево в центре, несколько застывших манекенов и то самое четвёртое измерение.
Танцоры, незаметные вначале, постепенно овладевают вниманием затаивших дыхание зрителей. Молодые, талантливые, красивые. Как они оказались соразмерны этому залу и вписались в наше зрительское личное пространство.
 
  

В углу видео и аудио художник Ori Ben-Shabat что-то наигрывал на гитаре и колдовал над своим компьютером. Звуки пробудили к жизни танцоров и танцовщиц.

 


 

Манекены ожили. Раскрою один из прекраснейших секретов этого представления. Всех танцоров одели в костюмы от Ямамото, выделенные руководством музея. Диссонанса не было. Израильтянка Talia Landa, бразилец Anderson Braz и француженка Caroline Boussard - бывшие участники ансамбля Бат-Шева,  выходец из России Artour Astman, успевший поработать в Киббуцном Ансамбле Танца и потрясающей танцевальной труппе Инбаль Пинто и бразильянка Luciane Castro Fontanella двигались в неспешном медитативном ритме не нарушая выставочной гармонии.
                       


 

Но очень скоро танец одиноких манекенов потребовал интеракции. Сначала только взаимной. Затем из ослепительной своей тени в танец вступили манекены Ямамото. По-прежнему неподвижные, они безусловно отвечали приглашающим движениям танцоров. А затем настал и наш, зрительский черёд. Не было лишних на этом празднике жизни.

 


 

Участники ансамбля застывали перед изумлёнными зрителями, обвивались вокруг их ног, вызывали на танец, отражали улыбки, взгляды. действия. Всех закружила совместная энергия Ямамото и ансамбля.

 



Признаюсь честно, мы были просто очарованы этим дивным спектаклем. И ,очнувшись, обнаружили, что пронеслось два часа, стемнело и пора уходить.
Хотя оставались зрители не смирившиеся и продолжающие свой танец полускрывшись за японскими ширмами.
                          

Грустное постощущение промелькнувшего чуда.

Галит Гаон вспоминает, что долго разглядывая один из костюмов Ямамото, пытаясь разобрать его слой за слоем, собравшиеся пришли к выводу, что для одевания такого понадобится несколько часов. Но кто-то из команды Йоджи спросил: "Вы желаете знать, как это устрооено?" И он указал на одну единственную пуговицу. Вот эта простая деталь и делает его "авангардный" стиль настолько человечным и честным. Ирония творца...
Так давайте же глядеть на мир светлым и ироничным  взглядом и раскрывать ему навстречу наши сердца, дамы и господа.



maria kong dancers company, фотографии, yohji yamamoto, Йоджи Ямамото, photo, балет, музей дизайна в Холоне

Previous post Next post
Up