Часть 1 -
Часть 2 -
Часть 3 -
Часть 4 Click to view
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Анализ
Данное стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" было написано Александром Сергеевичем Пушкиным и впервые опубликовано в 1836 году. Стихотворение является автобиографическим и рассказывает о желании Пушкина, чтобы его имя прославилось и помнилось долго после его смерти.
Структура стихотворения имеет одну строфу из четырех четверостиший, при этом используется ямбический размер и анафора. В каждой строфе первая половина предложения посвящена возвышению Пушкина и выражению его превосходства над другими людьми и временем, а вторая половина - сохранению его души в его поэзии.
Главными образами в стихотворении являются памятник и лира. Памятник символизирует Пушкина и его произведения, а лира - его душу, его внутренний мир. Пушкин верит, что его поэзия будет жить и сохраняться и будет прославлена народом, вне зависимости от национальности или языка. Он желает, чтобы его стихи проникали в сердца людей и пробуждали добрые чувства, призывали к свободе и милости.
Помимо этого, стихотворение указывает на отношение Пушкина к своему времени и к обществу. Он называет свою эпоху "жестоким веком" и говорит о том, что его поэзия исключительно ценна и любезна, потому что она вызывает чувства доброты и призывает к милосердию. Пушкин также выражает надежду, что его поэзию оценят не только в его времени, но и в будущем.
В финальной строфе Пушкин говорит о том, что он должен быть послушным воле Божьей и не оспаривать критику или клевету. Он поступает таким образом, чтобы сохранить свою высокую позицию и не опуститься до уровня глупцов.
Здесь явно прослеживается высокая самооценка и самомнение Пушкина, но в то же время стихотворение отражает его стремление прославиться и оставить свой след в истории. Оно также выражает надежду на то, что его поэзия будет цениться и почитаться в разных культурах и народах. В целом, стихотворение отражает эгоцентрическую натуру Пушкина и его стремление к вечной славе.
Click to view
День рождения твой не на праздник похож
Третье ноября
Из гостей только я и докучливый дождь
Впрочем, как вчера
В жизни, как обычно, нет гармонии
Даже в доме твоём, где так любят тепло
Холодно душе
Хоть звучит в пустоте и моде на зло
Песня о Мишель
В жизни, как обычно, нет гармонии
В музыке только гармония есть
В музыке только гармония есть
Слушай музыку и прощай
Говорят, обошёл ты полсвета пешком
В поисках любви
Почему люди верят всему так легко
Впрочем, как и ты
В жизни, как обычно, нет гармонии
День рождения твой не на праздник похож
Третье ноября
В этот день никого ты в свой дом не зовёшь
Впрочем, как и я
В жизни, как обычно, нет гармонии
В музыке только гармония есть
В музыке только гармония есть
Слушай музыку и прощай
Анализ
В данном стихотворении автор обращается к адресату, который отмечает свой день рождения, но делает это непохожим на праздник образом. День рождения описывается как обычный, без существенных изменений и радостных моментов. Это подчеркивается упоминанием дождя, который ассоциируется с пасмурными и грустными днями.
Во второй строфе автор говорит о том, что в жизни часто отсутствует гармония. Он отмечает, что только в музыке можно найти эту гармонию. Песня о Мишель, по-видимому, символизирует эту гармонию в музыке. Затем автор заключает, что слушая музыку, можно найти утешение и прощаться со всеми проблемами и несостыковками в жизни.
В третьей строфе автор упоминает о том, что адресат, которому адресовано стихотворение, путешествовал по всему миру в поисках любви. Он также отмечает наивность и готовность людей верить во все, что им говорят, подобно адресату. Затем автор возвращается к идее отсутствия гармонии в жизни и повторяет, что день рождения адресата не похож на праздник, и что никого он не пригласил в свой дом в этот день, наподобие автора.
В заключительной строфе автор еще раз подчеркивает отсутствие гармонии в жизни, но снова утверждает, что в музыке можно найти эту гармонию. Он советует адресату слушать музыку и прощаться.
Основной тон стихотворения - это некая грусть и разочарование в жизни, подчеркивающееся повторением фразы "В жизни, как обычно, нет гармонии". Оно выражает отсутствие радости и праздника в день рождения адресата. Автор использует рифму и параллельные структуры для создания ритмического и музыкального звучания стихотворения.
Смотрите "
День рождения (песня, 1982)"
Click to view
Я прошу, хоть ненадолго,
Боль моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали
Краешком, тонкой линией,
Берег мой, берег ласковый,
Ах, до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь.
Где-то далеко, очень далеко
Идут грибные дожди,
Прямо у реки в маленьком саду
Созрели вишни, наклонясь до земли.
Где-то далеко в памяти моей
Сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта
Такими большими снегами.
Ты, гроза, напои меня
Допьяна, но не до смерти,
Вот опять, как в последний раз,
Я всё гляжу куда-то в небо,
Как будто ищу ответа.
Я прошу, хоть ненадолго,
Грусть моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Анализ
В данном стихотворении автор обращается к болью и грусти, просит их временно оставить его. Он прибегает к описанию образов природы, чтобы передать свои чувства.
В первой строфе поэт описывает боль как облако, и призывает ее улететь к его родному дому. Это может означать, что автор желает на время избавиться от боли, погрузиться в свои воспоминания о доме, возможно, чтобы найти утешение.
Во второй строфе автор обращается к родному берегу, мечтает увидеть его вдали. Он описывает его как ласковый, и выражает желание доплыть до него. Это может символизировать стремление автора вернуться к родным местам и ощутить знакомую и дорогую ему обстановку.
В третьей строфе автор описывает дожди и созревшие вишни в саду. Они могут быть ассоциациями с прошлыми радостными моментами, которые он хотел бы восстановить и вновь ощутить.
В четвертой строфе поэт говорит о памяти, которая заполняется теплом, хотя она укрыта большими снегами. Это может означать, что воспоминания и радость прошлого все еще есть в его сердце, даже если они временно затерялись из-за грусти и боли.
В пятой строфе автор просит грозу напоить его, но не до смерти. Это может означать его стремление испытать новые эмоции, возможно, чтобы снять боль и грусть, но не настолько потерять контроль, чтобы потерять себя.
В последней строфе автор повторяет свою просьбу о временном покидании грусти и обращается к облаку, чтобы оно улетело к его родному дому. Он хочет вновь почувствовать себя связанным с родным местом и оставить позади боль и грусть.
Click to view
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения.
Мгновения спрессованы в года.
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда
Где первое мгновенье, где последнее.
У каждого мгновенья свой резон,
Свои колокола, своя отметина.
Мгновенья раздают кому - позор,
Кому - бесславье, а кому - бессмертие.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная,
И ты порой почти полжизни ждешь,
Когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток.
Глоток воды во время зноя летнего.
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное:
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения… Мгновения…
Анализ
Строфическая организация: Стихотворение состоит из 4-х строф, каждая из которых содержит по 8 строк. Рифма в каждой строфе строится по схеме АВАВССВВ.
Тема: Время и мгновения
Центральная идея: Автор призывает не пренебрегать мгновениями и не жить в постоянном ожидании их наступления, так как они являются ключевыми элементами нашей жизни.
Анализ содержания:
В первой строфе автор говорит о том, что следует относиться к секундам с уважением, так как они проходят быстро и влияют на нашу жизнь. Они свистят "как пули у виска", что подразумевает их быстроту и невозможность остановить их ход.
Во второй строфе автор отмечает, что мгновения сжаты в года и столетия, что означает, что каждое мгновение важно и оказывает влияние на долгосрочное прошлое и будущее.
В третьей строфе автор выражает свое недоумение о том, где находятся первое и последнее мгновение. Они имеют различные значения для каждого человека и могут принести разные результаты в итоге.
Четвертая строфа говорит о том, что каждое мгновение имеет свою ценность. Оно может принести славу или позор, бессмертие или забвение.
В пятой строфе автор говорит о том, что из крохотных мгновений складывается важное событие или изменение в жизни, который, как дождь, смывает старое и принесет что-то новое.
В шестой строфе автор говорит о том, что мы иногда ждем полжизни, чтобы оно наступило, подобно глотку воды во время знойных летних дней.
В заключительной строфе автор подводит итог и призывает помнить долг, который начинается с первого мгновения нашей жизни и продолжается до последнего. Автор повторяет первые две строки стихотворения, чтобы закрепить идею о ценности мгновений и необходимости о них помнить.
Эмоциональная окраска: Автор проникнут воспоминаниями о прошлых мгновениях, ждет предстоящих, и одновременно ощущает некую неполноценность по отношению к времени и его быстроте.
Ключевые слова: секунды, время, мгновения, годы, столетия, резон, колокола, отметина, дождь, вода, глоток, зноя, жизнь, долг.
Click to view
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
Анализ
Строфа 1:
Стихотворение начинается с отражения неизменности ситуации, проходящей по улице автора. Шаги слышны уже не первый год, а друзья продолжают уходить, подразумевая их медленный уход в темноте.
Строфа 2:
Друзья автора забросили свои дела их домах, и теперь нет ни музыки, ни пенья. Однако в стихотворении упоминаются девочки Дега, которые, как и раньше, занимаются чем-то беззаботным - оправляют перья.
Строфа 3:
Автор обращается к одиночеству и признает его характер коварным и холодным. Однако он также говорит, что это одиночество приносит таинственное наслаждение друзьям, окутывая их глаза.
Строфа 4:
Автор обращается к одиночеству и просит его наградить его, он хочет обнять его и успокоиться, уткнувшись в его грудь. Он говорит о том, что он насытится его холодом и станет его частью.
Строфа 5:
Автор просит одиночество дать ему возможность погрузиться в его лес, найти листья и прикоснуться к ним, чтобы ощутить блаженство одиночества. Он также просит одиночество поделиться с ним своими тишиной, музыкой и мудростью.
Строфа 6:
Автор говорит, что когда он познает мудрость и печаль одиночества, все предметы откроют ему свой тайный смысл. Природа будет прикосаться к его плечам и раскроет свои детские секреты.
Строфа 7:
В заключении автор говорит, что когда он осознает мудрость одиночества, черты его друзей появятся и снова растворятся. Это может указывать на то, что друзья в определенном смысле никогда не исчезают полностью и всегда остаются внутри автора.
Click to view
За тобой не закрывая дверь
Я живу уже который год
И с тех пор отсчёт моих нечаянных потерь
Остановлен и кого-то ждёт.
Опять метель и мается былое в темноте.
Опять метель, две вечности сошлись в один короткий день.
Ты меня не ведая прости,
На пороге долго не томись,
Ведь теперь у нашей повторившейся любви
Станет сроком давности вся жизнь.
Опять метель и мается былое в темноте.
Опять метель, две вечности сошлись в один короткий день.
Опять метель и мается былое в темноте.
Опять метель, две вечности сошлись в один короткий день.
Короткий день...
Анализ
Строки данного стихотворения описывают чувства и эмоции автора, связанные с проживанием определенного периода жизни и ожиданием кого-то или чего-то. Стихи выражают тоску и ностальгию по прошедшему времени, отсутствию чего-то особенного или кого-то в настоящем моменте.
Метель, упоминаемая в стихотворении, символизирует холодную и темную обстановку, создающую чувство одиночества и разочарования. Этот образ может отражать не только физическую погоду, но и внутренние переживания автора.
Строки "Ты меня не ведая прости" подразумевают, что автор испытывает сожаление и прошение о прощении от некоего человека, который не осознает, как его отсутствие влияет на автора.
Восьмая строка "Ведь теперь у нашей повторившейся любви/Станет сроком давности вся жизнь" может указывать на прошлое отношения, которые пережили упадок или конец.
Фразы "две вечности сошлись в один короткий день" и "Короткий день..." создают конечность и непостоянство жизни. Они подчеркивают, что даже если что-то важное произошло, оно могло быстро пройти, оставив лишь короткое впечатление.
В общем, стихотворение передает чувство потери, надежды и меланхолии, связанные с ожиданием и прошлыми событиями. Оно может трактоваться как выражение эмоциональной нагрузки, возникающей при рассмотрении отсутствия чего-то или кого-то важного в жизни автора.
Click to view
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Анализ
Строфы данного стихотворения, написанного Владимиром Маяковским в 1912 году, характеризуются простотой и лаконичностью, что подчеркивает главную идею произведения.
Автор описывает повседневность городской жизни, глухую рутину и неизменность, передавая эту монотонность через повторение одних и тех же образов в каждой строфе. Слова "ночь, улица, фонарь, аптека" создают картину унылой ночной городской тишины, где свет фонарей и аптеки кажутся бессмысленными и лишены смысла.
Фраза "Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет" выражает убеждение автора в беспрерывности круговорота событий, в котором нет выхода. Он подчеркивает безысходность жизни и непрерывность одних и тех же событий и образов, не оставляющих места для перемен и прогресса.
В заключительной строфе стихотворения Маяковский говорит о цикличности жизни, о том, что после смерти начинается новый круг - "Умрешь - начнешь опять сначала". Канал с его ледяной рябью и аптека с фонарем вновь повторяются, подчеркивая непрерывность и бесконечность бытия.
Таким образом, стихотворение Маяковского "Ночь, улица, фонарь, аптека" выражает идею бессмысленности и безысходности жизни, цикличности событий и их повторяемости. Это произведение вызывает ощущение устойчивой и непроглядной монотонности, а сильные образы и простота языка сосредоточены на передаче основной мысли автора.
У ChatGPT опять ошибка, это стихотворение написал не Маяковский, а Александр Блок.
Click to view
Одиночество
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье - все готовы:
Никто не хочет грусть делить.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят, будто сны;
И вновь приходят, с позлащенной,
Но той же старою мечтой,
И вижу гроб уединенный,
Он ждет; что ж медлить над землей?
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселится,
Чем о рождении моем...
Анализ
Стансы из стихотворения "Как страшно жизни сей оковы" выражают чувства одиночества, ограничений и безысходности. Автор, скорее всего, испытывает грусть и разочарование в своей жизни, так как никто не хочет делить его грусть и страдания.
В первой строфе автор говорит о том, как страшно жить в оковах жизни, особенно в одиночестве. Он ощущает тяжесть своего существования и желание разделить свою печаль с другими, но никто из окружающих не заинтересован в этом.
Во второй строфе автор описывает себя как "царя воздушного" и отмечает, что его страдания заключены в его сердце. Он наблюдает, как года проходят, но мечты и желание умереть возвращаются снова и снова, как то же самое повторяющееся событие. Автор замечает, что гроб уже ждет его, и не видит смысла тянуть время.
В последней строфе автор говорит о том, что никто не будет огорчаться его смертью, и, наоборот, они будут радоваться ему. Он сомневается в том, что его смерть вызовет какую-либо печаль или скорбь у других людей, так как его жизнь, по его мнению, не имеет ценности и радости для окружающих.
Стихотворение отражает чувства одиночества, ненужности и отсутствия поддержки. Автор чувствует, что его страдания не будут поняты и не получит никакой поддержки или сочувствия от окружающих. Это лирическое произведение также содержит мотивы времени, мечтаний и смерти, которые добавляют в произведение атмосферу безысходности и отчаяния.
Click to view
С чего начинается
Родина
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается
С той песни что пела нам мать
С того что в любых испытаниях
У нас никому не отнять
С чего начинается
Родина
С заветной скамьи у ворот
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь растет
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца
С чего начинается
Родина
С окошек горящих вдали
Со старой отцовской буденовки
Что где-то в шкафу мы нашли
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы которую в юности
Ты ей в своем сердце принес
С чего начинается
Родина...
Анализ
Строфическое стихотворение "С чего начинается Родина" написано автором с непосредственным участием читателя. Он предлагает свои мысли и предположения о том, что составляет суть и начало Родины.
Первые две строфы указывают на детство и дружбу как основу Родины. Начало Родины находится в добрых и верных товарищах, живущих в соседнем дворе, и в песне матери, которая никогда не устает нас поддерживать. Здесь автор ассоциирует Родину с беззаветной любовью, поддержкой и родными для нас людьми.
Следующая строфа говорит о важности места и природы. Родина начинается с места, где мы и наши предки проводим время - с заветной скамьи у ворот и с березки, которая постоянно растет и поддается ветру. Здесь автор подчеркивает важность нашей связи с природой и местностью, где мы живем.
Четвертая строфа отмечает значимость времени и звуков в начале Родины. Родина может начинаться с весеннего запева скворца, его приветствия при приближении сезона обновления и возрождения. Также, автор отмечает дорогу, которая не имеет видимого конца, что указывает на бесконечные возможности и перспективы.
Пятая строфа говорит о значимости предметов и событий в начале Родины. Она начинается с огня из окон вдали, что может символизировать дома и общность людей, живущих там. Упоминается отцовская буденовка, обнаруженная где-то в шкафу. Это указывает на наследие, которое мы передаем друг другу, и нашу привязанность к месту.
В последней строфе автор говорит о звуках и обещаниях в начале Родины. Родина может начаться со звука вагонных колес, когда мы уезжаем или приезжаем. А также с клятвы, которую мы принесли ей в сердце, еще молодыми. Это указывает на наше обещание и преданность месту, где мы родились и выросли.
В целом, стихотворение "С чего начинается Родина" пытается собрать различные аспекты и символы того, что составляет понятие Родины. Оно акцентирует внимание на людях, природе, месте, а также нашем наследии и обещаниях. Автор призывает нас задуматься о том, что действительно является началом нашей Родины и что оно значит для нас.
Click to view
Прекрасное далеко
Слышу голос из прекрасного далёка,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Слышу голос из прекрасного далёка,
Он зовёт меня в чудесные края,
Слышу голос, голос спрашивает строго -
А сегодня что для завтра сделал я.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Я клянусь, что стану чище и добрее,
И в беде не брошу друга никогда,
Слышу голос, и спешу на зов скорее
По дороге, на которой нет следа.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко я начинаю путь.
Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далёко,
В прекрасное далёко мы начинаем путь...
Анализ
Страницы "Слышу голос из прекрасного далека" упоминаются в песне. Михаил Шуфутинский. Альбом "Мой брат Мишка" вышел в 2007 году. Стихи написаны на русском языке. Шуфутинский является популярным российским исполнителем шансона и автором песен. В песне исполняются следующие стихи:
"Слышу голос из прекрасного далека,
Голос утренний в серебряной росе,
Слышу голос, и манящая дорога
Кружит голову, как в детстве карусель.
Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко,
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь.
От чистого истока в прекрасное далеко,
В прекрасное далеко я начинаю путь."
Этот участок текста передает образ чудесного, прекрасного мира вдали, который призывает и привлекает автора. Он описывает утренний голос, пробивающийся сквозь серебряную росу и зовущий его на манящую дорогу. В этом отрывке поэт выражает свою жажду приключений и стремление начать новый путь в неизведанное.
"Слышу голос из прекрасного далека,
Он зовет меня в чудесные края,
Слышу голос, голос спрашивает строго -
А сегодня что для завтра сделал я."
Во второй части стихотворения поэт получает предупреждение, что прекрасное далеко не должно быть жестоко к нему. Поэт обещает стать "чище и добрее" и не предавать своих друзей, демонстрируя свою решимость изменить себя и свои действия. В ответ на строгий вопрос голоса о том, что автор сделал для завтра, показывается его осознание необходимости действий и самосовершенствования.
Все повторяющиеся строки и фразы в конце каждого стихотворения усиливают эффект убедительности и решимости автора следовать своей мечте и начать новый путь, несмотря на его неизвестность.
Структура стихотворения проста и ритмична, с повторением мотивов и фраз, что создает ощущение цикличности и взаимосвязи идей. Образная речь помогает передать сильный эмоциональный отклик поэта к голосу из прекрасного далека и побуждает его действовать. В целом, стихотворение может быть интерпретировано как вдохновение для преодоления трудностей и страхов и начать путь к лучшей, прекрасной жизни.
Не знаю причем тут Михаил Шуфутинский, в интернете нашел только это:
Click to view
Смотрите "
Прекрасное далёко" на разных языках"
Click to view
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Не только за свою страну
Солдаты гибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто нас на Эльбе обнимал
(Мы этой памяти верны), -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю горькую свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей,
И вы тогда понять должны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Поймёт и докер, и рыбак,
Поймёт рабочий и батрак,
Поймёт народ любой страны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Анализ
Стихотворение "Хотят ли русские войны?" написано автором неизвестным, и оно задает вопрос о желании русского народа войны. Поэма начинается с рифмованного вопроса о том, хотят ли русские войны. Далее, автор предлагает обратиться к тишине и природе, чтобы найти ответ. Затем он предлагает обратиться к солдатам, которые лежат под березами, чтобы спросить их сыновей, хочет ли русский народ войны.
Далее, автор утверждает, что русские солдаты погибали не только за свою страну, но также за спокойствие всего мира. Он говорит о тех, кто воевал и праздновал победу в войне, и подчеркивает, что они хотят жить в мире, а не воевать.
Автор утверждает, что русский народ способен воевать, но не хочет, чтобы солдаты погибали на родине. Он предлагает обратиться к матерям и женам солдат, чтобы понять, что русские не хотят войны. Поэт также утверждает, что любой человек в стране или народе поймет и оценит желание русского народа избежать войны.
В целом, стихотворение выражает отрицательное отношение автора к войне, подчеркивая, что русский народ хочет мира, а не конфликтов. Оно ставит вопрос о значимости и необходимости войны, акцентируя внимание на желании мира и спокойствия.
Click to view
Там нет меня,
Где на песке не пролегли твои следы,
Где птица белая в тоске,
Где птица белая в тоске кружит у пенистой воды.
Я только там,
Где звук дрожит у губ желанной пристани.
И где глаза твои - стрижи,
И где глаза твои - стрижи, скользят по небу пристально.
Там нет меня,
Где дым волос не затуманит белый день,
Где сосны от янтарных слез,
Где сосны от янтарных слез утрет заботливый олень.
Я только там,
Где ты порой на дверь глядишь с надеждою,
И как ребенок с детворой,
И как ребенок с детворой ты лепишь бабу снежную.
Там нет меня,
Где пароход в ночи надрывно прогудел,
Где понимает небосвод,
Где понимает небосвод, что без тебя осиротел.
Я только там,
Где нет меня - вокруг тебя невидимый.
Ты знаешь, без тебя и дня,
Ты знаешь, без тебя и дня прожить нельзя мне видимо.
Анализ
Данное стихотворение написано в лирической манере и выражает чувства отсутствия и тоски, связанные с отсутствием любимого человека. Оно представляет собой выражение поэта о том, что он существует и ощущает себя только рядом с тем, кого любит.
В первой строфе поэт утверждает, что его присутствие чувствуется только там, где на песке пролегли следы любимого человека и где он видит белую птицу, витающую вокруг воды со слезами. Это символизирует тоску и ощущение потери без любимого человека.
Во второй строфе поэт говорит о том, что его присутствие возможно только тогда, когда его губы трепещут от желания поцеловать желанную пристань. Он также отмечает, что его глаза следят за небом, чтобы не упустить ни одной детали.
В третьей строфе поэт говорит, что его нет там, где его волосы не затуманят белый день и где сосны не утерли слезы заботливым оленем. Здесь также выражена тоска и ощущение потери.
В четвертой строфе поэт говорит о том, что его присутствие возможно только тогда, когда его любимый смотрит на дверь с надеждой и когда они вместе создают снежного человека. Здесь поэт выражает связь между ними и их общими моментами радости и детства.
В последней строфе поэт говорит, что его нет там, где пароход гудит в ночи, и что без его любимого человека он ощущает, что став невидимым, перестал существовать. Он говорит о том, что без любимого человека ему сложно жить и что его присутствие является необходимым для его существования.
Общий тон стихотворения выражает верность и любовь, а также ощущение потери и тоску отсутствия любимого человека. Стихотворение наполнено символизмом и эмоциональными образами, которые помогают передать чувства и настроение поэта.
Click to view
Ах, как хочется вернуться,
Ах, как хочется ворваться в городок.
На нашу улицу в три дома,
Где все просто и знакомо на денек.
Где без спроса ходят в гости,
Где нет зависти и злости милый дом.
Где рождение справляют
И навеки провожают всем двором.
Время, время кружит снеги,
И разъехались соседи, кто - куда.
И когда дома сносили,
Мы с тобой, мой друг, шутили - не беда.
Раз в году письмо скупое,
Поздравленье с Рождеством и долгих лет.
Ровно восемь тихих строчек
И другой какой-то почерк, все, привет.
Ах, как хочется вернуться,
Ах, как хочется ворваться в городок.
На нашу улицу в три дома,
Где все просто и знакомо на денек.
Где без спроса ходят в гости,
Где нет зависти и злости милый дом.
Где рождение справляют
И навеки провожают всем двором.
Лишь во сне приходят лица
Не узнать и половины - ярок свет.
Год прошел - почтовый ящик
Открываю - две газеты, писем - нет.
Ах, как хочется вернуться
Ах, как хочется ворваться в городок.
На нашу улицу в три дома,
Где все просто и знакомо, на денек.
Где без спроса ходят в гости,
Где нет зависти и злости, милый дом.
Где рождение справляют и навеки провожают,
И навеки провожают всем двором.
Анализ
Строфическое устройство стихотворения представлено повторяющейся схемой аааб, где а - однородные сжатые четверостишия, б - повторение заключительного строфа, что придает тексту единство и завершенность.
Основная тема стихотворения - ностальгия по родному городку и желание вернуться туда, чтобы насладиться простотой, дружелюбием и единством местной общины. Автор выражает свою скорбь и разочарование в том, что время меняет людей и разрушает привычные связи. Он признается, что только во сне видит лица старых знакомых и понимает, что больше не сможет узнать многих из них.
Использование повторений ("Ах, как хочется вернуться", "На нашу улицу в три дома", "Где все просто и знакомо") усиливает эмоциональную нагрузку текста, подчеркивая желание вернуться в прошлое.
Язык стихотворения простой и доступный, со словами, нагруженными эмоциональным значением. Автор имеет мягкий и меланхоличный тон, передавая свои чувства через образы и описания городка, вызывающие чувство утраты и тоски по утраченному времени.
Часть 1 -
Часть 2 -
Часть 3 -
Часть 4 Смотрите также:
Нейросеть Chat GPT на русском Игра "Что? Где? Когда?". Телезрители против BAI Chat. Новогодняя сказка от ИИ Брейн-ринг ChatGPT vs YandexGPT vs GigaChat Песни на стихи Есенина