Click to view
Так как часто пишу в данном блоге о различных технологиях, я решил пройти онлайн-курс "
Технологии «Фабрик Будущего»" на
национальной платформе открытого образования.
Содержание курса
Модуль 1
Тема 1. Мировые промышленные тренды. Industry 4.0
Тема 1.1 Промышленные революции. Причины и последствия.(
презентация,
конспект)
Тема 1.2 Мировые инициативы и программы, направленные на развитие Industry 4.0 (
презентация,
конспект,
практическая работа)
Тема 2. Цифровая экономика
Тема 2.1 Маркетинг и современные информационные технологии (
презентация,
конспект,
самостоятельная работа)
Тема 2.2 Цифровой след потребителя (
презентация,
конспект)
Тема 3. Концепция Фабрик Будущего
Тема 3.1 Современные технологические тренды и предпосылки, ведущие к созданию Фабрик Будущего (
презентация,
конспект)
Тема 3.2 Архитектура Фабрик Будущего. Цифровая - Умная - Виртуальная Фабрики (
презентация,
конспект)
Тема 4. Цифровое проектирование. Цифровая фабрика.
Тема 4.1 Компьютерный инжиниринг, возможности цифрового проектирования (
презентация,
конспект)
Тема 4.2 Построение Цифровой фабрики (
презентация,
конспект)
Тема 5.Аддитивные технологии
Тема 5.1 Обзор существующих технологий (
презентация,
конспект)
Тема 5.2. Перспективы использования 3D-печати для Фабрик Будущего (
презентация,
конспект)
Тема 6. Новые материалы
Тема 6.1 Композитные материалы (
презентация,
конспект)
Тема 6.2 Мета, наноматериалы и суперсплавы (
презентация,
конспект)
Экзамен по модулю 1
Модуль 2
Тема 7. Инструменты цифровой трансформации компании
Тема 7.1 Понятие цифровой трансформации (
презентация,
конспект)
Тема 7.2 Интернет вещей и технологии работы с Big Data (
презентация,
конспект,
самостоятельная работа)
Тема 7.3 Облачные решения для цифровой трансформации (
презентация,
конспект)
Тема 8. Управление цифровой компанией (
презентация,
конспект)
Тема 9. Умная фабрика
Тема 9.1 Концепция «Умной» Фабрики (
презентация,
конспект)
Тема 9.2 Системы управления умным производством (
презентация,
конспект,
самостоятельная работа)
Тема 9.3 Введение в робототехнику (
презентация,
конспект)
Тема 10. Виртуальная фабрика
Тема 10.1 Концепция Виртуальной Фабрики (
презентация,
конспект)
Тема 10.2 Построение логистических сетей для Виртуальной Фабрики (
презентация,
конспект)
Экзамен по модулю 2
Итоговая аттестация. Прокторинг
Курс состоял из 10 тем, а некоторые темы состояли из подтем, содержание которого я описал выше. По каждой подтеме необходимо просмотреть видеолекции и сдать тесты. К каждой видеолекции выложены конспекты лекций и презентации к ним в формате pdf-файлов. Также в составе некоторых тем присутствуют практические и самостоятельные работы, для сдачи которых необходимо также пройти тестирование. Курс делится на два модуля, по которым нужно сдать экзамены тоже в виде тестов, но на этот раз время на сдачу ограничено в размере одного часа. У каждого контрольного задания (тест, практическая работа) есть срок выполнения (дедлайн), по истечении которого даже правильные ответы система принимать не будет! В расписании курса указан дедлайн каждого задания, который варьируется от двух до четырех недель в зависимости от его сложности. И в заключении необходимо сдать общий итоговый экзамен с прокторингом - механизмом контроля за честным выполнением проверочных работ и экзаменов.
Экзамен с прокторингом представляет собой тестирование, во время которого за вами через вебкамеру с микрофоном следит человек - проктор, также он следит и за вашим рабочим столом на вашем компьютере (для этого вам необходимо будет открыть доступ к нему на время сдачи). Во время данного экзамена пользоваться никакими материалами нельзя. Также запрещено куда-нибудь уходить, с кем-либо общаться во время экзамена, уводить взгляд с экрана компьютера. Общение с проктором происходит через чат. Для сдачи экзамена с прокторингом необходимо предварительно записаться. На данном курсе это можно было сделать с 4 декабря по 28 декабря с понедельника по пятницу с 9.00 до 23.00 и в субботу с 9.00 до 12.00. Для сдачи итогового экзамена необходимо на компьютер установить google chrome и расширение к нему
Examus.
Когда я сдавал экзамен проктор потребовал от меня, чтобы я поднял мой ноутбук и показал ему весь свой стол, за которым я сидел, а также включить люстру, так как ему было темно и не видно, хотя у меня были включены лампа и торшер. Также для идентификации личности необходимо показать свой паспорт на вебкамеру и его сфотографировать и фото отправить.
Click to view
Click to view
После успешного освоения данного курса по почте высылают удостоверение о повышении квалификации. Данный курс я прошел полностью бесплатно. Система оценивания 100-балльная. Чтобы получить удостоверение о повышении квалификации, необходимо было набрать не менее 40% по практическим заданиям и не менее 60% по промежуточным тестам, тестированию по модулям и экзамену. К примеру, на экзамене с прокторингом я набрал 95 баллов. Для общения предусмотрен форум, где можно задать команде курса вопросы, высказать ей свое мнение по теме, обсудить материал с другими слушателями и помочь им в его понимании.
Для желающих зачесть пройденный онлайн-курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения сертификатов, электронная версия которого размещается на сайте Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:
http://open.spbstu.ru/02-cert/ В общем виде сертификат выглядит так:
Приложение к нему:
О курсе
Click to view
Курс разработан Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Центром НТИ «Новые производственные технологии» на базе ИППТ СПбПУ совместно с мировым лидером в области ERP-систем SAP, ведущим отечественным Инжиниринговым центром CompMechLab при поддержке Северо-Западного регионального центра компетенций в области онлайн-обучения.
Предлагаемые в курсе материалы уникальны, публикуются в такой системной подаче впервые.
Куратор курса -
Боровков Алексей Иванович, проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ, научный руководитель ИППТ СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, лидер (соруководитель) рабочей группы «Технет» (передовые производственные технологии) НТИ, лидер мегапроекта «Фабрики Будущего», поддержанного в 2016 году Президентом РФ В.В. Путиным.
Преподаватели курса:
Боровков Алексей Иванович
К.т.н.
Должность: проректор по перспективным проектам СПбПУ
Никифоров Игорь Валерьевич
Кандидат технических наук
Должность: Доцент Высшей школы программной инженерии
Салкуцан Сергей Владимирович
Должность: и.о. директора ИППТ СПбПУ
Амбражей Антон Николаевич
К.ф.-м.н.
Должность: зам. директора МАЦК «Политехник-SAP»
Куприянов Юрий Викторович
К.т.н.
Должность: Менеджер академических программ “SAP Next-Gen и Университетский Альянс SAP” по России и СНГ, ООО “САП СНГ”
Меленевский Борис Леонидович
Должность: Старший архитектор бизнес решений SAP центр экспертизы “Промышленность”, ООО “САП СНГ”
Климин Анастасий Игоревич
Кандидат экономических наук
Должность: Доцент Высшей школы управления и бизнеса Института промышленного менеджмента экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
Рябов Юрий Александрович
Должность: Начальник отдела технологического и промышленного форсайта ИЦ ЦКИ СПбПУ
Белослудцев Евгений Владимирович
Должность: Директор МНОЦП "Altair - CML - Политехник"
Курс «Технологии Фабрик Будущего» направлен на формирование у слушателей системы знаний в области новых бизнес-моделей, бизнес-процессов и технологий в высокотехнологичных отраслях промышленности. Входе освоения курса слушатели получат представление о передовых производственных технологиях, инструментах управления производством, познакомятся с основными понятиями и инструментами, используемыми для цифровой трансформации, а также с ключевыми технологическими и рыночными трендами развивающейся Цифровой экономики.
В отношении передовых бизнес-моделей современных высокотехнологичных производств применяется обобщенное понятие «Фабрики Будущего» (Factories of the Future, FoF). Концепция FoF, предложенная и развиваемая в России Институтом передовых производственных технологий СПбПУ с 2016 года, а на Западе де-факто применяемая крупнейшими промышленными компаниями-лидерами уже более 10 лет, является эффективным ответом на вызовы IV промышленной революции (4IR).
Фабрики Будущего предполагают тотальную цифровизацию производственных процессов и обеспечивают проектирование и производство в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособной продукции нового поколения. Ключевым инструментом и одновременно продуктом Фабрик Будущего становятся цифровые платформы разработок и управления производством, а также «
цифровые двойники» (Digital Twins) продуктов и процессов. Конкурентоспособность производств в формате FoF обеспечивается за счет внедрения передовых производственных технологий, общая трудоемкость разработки которых «с нуля» может составлять миллионы человеко-лет.
В рамках данного курса будут рассмотрены технологии построения Фабрик Будущего, возможности применения имеющихся best-in-class технологий, мировой опыт функционирования глобально конкурентных рынков и производств.
Данный курс предназначен для широкой аудитории, заинтересованной в изучении
и/или профессионально связанной с разработкой и применением передовых производственных технологий (ППТ).
Прежде всего, курс будет интересен:
- студентам вузов технических и экономических специальностей, связывающих свое будущее с работой в промышленном секторе,
- руководителям промышленных предприятий, ответственным лицам исполнительных органов государственной власти, связанных с развитием промышленности в своих регионах,
- представителям общественности, интересующимся вопросами имплементации принципов 4-й промышленной революции в России,
- собственникам и управленцам малого и среднего бизнеса, чья деятельность связана с промышленным сектором экономики страны.
Слушатели, прошедшие курс до конца, будут обладать уникальными компетенциями, востребованность которых в ближайшее время на рынке труда не вызывает сомнений.
В основе курса - концепция «Фабрики Будущего» - мегапроект направления Технет (передовые производственные технологии) Национальной технологической инициативы. Системная реализация концепции позволит промышленности России соответствовать вызовам 4-й промышленной революции, обеспечить переход к цифровой экономике и стать глобально конкурентоспособной.
В свой предыдущей записи "
Современное образование" я писал о недостатках российского образования.
Поэтому для ликвидации этих недостатков я на сайте "Российской общественной инициативы" в 2013 году создавал петицию "
Единный сайт для образования жителей РФ". Но за неё проголосовало всего 286 человек. В принципе основные идеи моей петиции воплощены на национальной платформе открытого образования.
Недавно ректор высшей школы экономики Ярослав Кузьминов в рамках международной образовательной конференции EdCrunch 2018 заявил, что полностью откажется от чтения лекций и обяжет профессоров записывать собственные онлайн-курсы. По всей видимости, в дальнейшем, всё приведет к тому, что я описывал в свой петиции. А это усложнит сдачу экзаменов учащимся, которые этого не заслуживают, т.е. тем, кто дают взятки, списывают или сдают экзамен, не показав требуемый уровень знаний и т.п.
Опять вернусь к итоговой аттестации с прокторингом. Он состоял из теста в размере 30 вопросов ответить на которые необходимо было за 1 час, т.е. в среднем давалось 2 минуты на 1 вопрос. Даже пользуясь всеми материалами сдать такой тест без знаний проблематично. Ведь, к примеру, одна из лекций состоит из 70 страниц. Такой объем проблематично прочитать за 1 час, а тут еще и через веб камеру за тобой следят.
Кроме этого, очень удобно проходить курс. Можно изучать его в любое время. Так как я работаю, то просматривал курс на выходных. Также удобно его сдавать: не надо никуда ехать и можно выбрать любое время сдачи. Для работающих это особенно важно. А также можно выбрать себе необходимое время на подготовку.
Но не смотря на все эти достоинства, посещаемость сайтов с онлайн-курсами не велика:
online.edu.ru
8 433*
openedu.ru
6 637
geekbrains.ru
5 587
intuit.ru
3 423
lektorium.tv
1 799
universarium.org
1 467
businesslearning.ru
195
udemy.com
108 177
khanacademy.org
66 774
coursera.org
53 784
edx.org
39 525
stepik.org
4 204
uopeople.edu
3 886
academicearth.org
1 099
postnauka.ru
35 497
arzamas.academy
30 628
theoryandpractice.ru
851
* указано количество уникальных посетителей в сутки, по данным pr-cy.ru
Видимо не любят люди учиться!
А это очень плохо! Ведь самым лучшим способом увеличить темпы роста экономики является развитие инноваций. Какое влияние инновации могут оказать на экономику РФ можно прочесть в исследовании «
Инновации в России - неисчерпаемый источник роста». Для более быстрого увеличения уровня жизни России необходимо перейти к
экономике знаний. В экономике знаний основными факторами развития являются человеческий капитал и знания.
Еще я бы хотел несколько строк посвятить куратору курса
Боровкову Алексею Ивановичу.
Из википедии:
Алексе́й Ива́нович Боровко́в (род. 7 июня 1955, Ленинград) - советский и российский ученый в области вычислительной механики и компьютерного инжиниринга, член-корреспондент Российской инженерной академии и Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ), Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2017).
А. И. Боровков - автор более 100 научных работ, подготовил 7 кандидатов наук.
Область научных интересов - вычислительная механика и компьютерный инжиниринг (Computer-Aided Engineering), мульти- и трансдисциплинарные компьютерные технологии для решения промышленных задач, передовые производственные технологии.
По инициативе А. И. Боровкова в 1987 году на кафедре «Механика и процессы управления» физико-механического факультета Политехнического университета организована учебная и научно-исследовательская лаборатория «Вычислительная механика» (Computational Mechanic Laboratory - CompMechLab), заведующим которой он стал. На базе УНИЛ «Вычислительная механика» затем были созданы Центр наукоемких компьютерных технологий (Centre of Excellence - первый в СПбПУ центр превосходства, 2003 г.), высокотехнологичная инжиниринговая spin-out компания ООО Лаборатория «Вычислительная механика» (2006 г.), малое инновационное предприятие ООО «Политех-Инжиниринг» (2011 г.) и Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ (2013 г.).
В настоящее время группа компаний функционирует под общим брендом CompMechLab® (CML).
А. И. Боровков - лидер мегапроекта федерального значения по созданию Фабрик Будущего в России, представленного и поддержанного на расширенном заседании экспертного совета
Агентства стратегических инициатив 21 июля 2016 года.
Научно-исследовательская, просветительская, инновационная и предпринимательская деятельность А. И. Боровкова многократно получала высокую оценку экспертного сообщества и была отмечена разнообразными частными, общественными и государственными премиями, среди которых: премия Правительства Санкт-Петербурга «За выдающиеся достижения в области высшего профессионального образования» - цикл работ «Подготовка конкурентоспособных специалистов нового поколения, обладающих компетенциями мирового уровня» в научной области «Механика, машиностроение, вычислительная механика и компьютерный инжиниринг» - в номинации «Научные достижения, способствующие повышению качества подготовки специалистов и кадров высшей квалификации» (2008); XI независимая бизнес-премия «Шеф года», реализуемая федеральной группой деловых проектов Chief Time и журналом «Человек Дела» (2017) и многие другие.
В 2017 году ООО Лаборатория «Вычислительная механика» (головная компания CompMechLab®) стала лауреатом национальной промышленной премии Российской Федерации «Индустрия».
ООО Лаборатория «Вычислительная механика» разработала цифровую мультидисциплинарную кросс-отраслевую платформу для создания глобально конкурентоспособной продукции нового поколения
CML-Bench. Платформа CML-Bench предназначена для автоматизации ключевых инженерных процессов, связанных с мгновенной кастомизацией, цифровым проектированием, моделированием, виртуальными испытаниями и подготовкой всей необходимой производственной документации, посредством трансдисциплинарного и надотраслевого компьютерного инжиниринга. Платформа CML-Bench является основой для создания Цифровых Фабрик Будущего - систем комплексных технологических решений по производству продуктов от этапа формализации базовых принципов изделия до этапа создания «умного» цифрового двойника на основе цифрового проектирования и моделирования с применением передовых производственных технологий.
Компания работает на мировом технологическом фронтире с компаниями-лидерами в своих отраслях, что позволяет постоянно наращивать уровень своих компетенций и сохранять глобальную конкурентоспособность уже на протяжении 10 лет. В своей работе компания применяет уникальную собственную разработку - CML-Цифровую платформу CML-Bench, которая лежит в основе CML-Экспертной интеллектуальной системы CML-AI - «интеллектуального помощника» системного инженера. Это делает возможным интеграцию на одной виртуальной площадке широкого арсенала лучшего мирового программного обеспечения для решения мультидисциплинарных инженерных задач, инфраструктуры суперкомпьютерных вычислительных мощностей и инженеров с компетенциями мирового уровня.
Портфель продуктов ООО Лаборатория «Вычислительная механика»:
- Создание «цифровых двойников» изделий и процессов;
- Цифровое проектирование и моделирование узлов и агрегатов, изделий и технологических процессов их производства;
- Проведение виртуальных испытаний конструкций и изделий;
- Исследования свойств материалов, ресурса конструкций, оценка технологических процессов;
- Проектирование и исследование изделий из композиционных материалов и композитных структур;
- Проектирование изделий под заданную технологию производства: литье, штамповка, фрезеровка, аддитивное производство.
Сотрудники CompMechLab® имеют многолетний успешный опыт выполнения работ по заказам: отечественных высокотехнологичных компаний: госкорпораций “Ростех”, “Росатом”, “Роскосмос”, “Газпром”, “Концерн ВКО “Алмаз-Антей”, Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная двигателестроительная корпорация, Объединенная ракетно-космическая корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, а также компаний Ракетно-космическая корпорация “Энергия” им. С.П. Королёва, АВТОВАЗ, КАМАЗ, “Силовые машины”, “Северсталь”, “ВСМПО-АВИСМА”, ФГУП НАМИ, АО «Климов» и многих других зарубежных высокотехнологичных компаний: ABB, Airbus, Alcoa, Boeing, BMW Group (BMW, MINI, Rolls-Royce), Daimler, Ferrari, General Electric, General Motors, LG Electronics, Samsung, Schlumberger, Siemens, Volkswagen Group (Audi, Bugatti Automobiles, Porsche, Volkswagen), Weatherford и др. С 2017 года CompMechLab ведёт активную работу с китайскими автопроизводителями. В числе заказчиков такие компании как BAIC Corp, Chery Automobile Corporation, а также Центральный Китайский автомобильный институт China Automotive Technology and Reseach Center (CATARC). В числе компаний, включившихся в создание Цифровых Фабрик Будущего в партнёрстве с CompMechLab, предприятия российской автомобильной промышленности - ГНЦ РФ ФГУП НАМИ (в рамках реализации проекта государственного значения «Единая модульная платформа» («Кортеж»)), ПАО «УАЗ» (в рамках реализации проекта по созданию внедорожника нового поколения), производитель современных автобусов - ООО «Бакулин Моторс Групп», двигателестроительное предприятие ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию) и АО «Средне-Невский судостроительный завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию); высокотехнологичные предприятия Республики Татарстан - АО «НПО «ОКБ им. М.П. Симонова», АО «Казанское моторостроительное производственное объединение», ОАО «Казанский вертолетный завод», ПАО «КАМАЗ»; на данный момент отобраны наиболее актуальные отраслевые и корпоративные проблемы-вызовы для создания Фабрики Будущего с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК).
ООО Лаборатория «Вычислительная механика» работает на мировом технологическом «фронтире», с компаниями-лидерами в своих отраслях, что позволяет перманентно наращивать уровень своих компетенций и сохранять глобальную конкурентоспособность уже на протяжении 10 лет. Компания в своей работу применяет уникальную собственную разработку - CML-цифровую платформу CML-Bench, которая лежит в основе CML-интеллектуальной систему CML-AI -« интеллектуального помощника» системного инженера. Это делает возможным интеграцию на одной виртуальной площадке широкого арсенала лучшего мирового программного обеспечения для решения мультидисциплинарных инженерных задач, инфраструктуры суперкомпьютерных вычислительных мощностей и инженеров с компетенциями мирового уровня.
Все ли слушатели курсов могут похвастаться, что куратором их курса был такой человек, как Боровков А.И.!?
Если вы являетесь руководителем компании или инженером, то я рекомендую пройти курс "Технологии «Фабрик Будущего»". Использование передовых производственных технологий и цифровая трансформация компании повысит производительность труда и рентабельность компании. Именно технологии, описанные в данном курсе, смогут повысит темпы роста российской экономики и повысить уровень жизни населения.
Смотрите также:
Перспективы Индустрии 4.0 и цифровизации промышленности в России и мире Лекции и уроки Типы и уровни развития экономики Спасение в знаниях. Как подстегнуть рост экономики в России Автоматизация бизнес-процессов как необходимое условие эффективности компании Доклады и исследования, рекомендуемые к прочтению Цифровизация и цифровая трансформация в РФ Самоизоляция с пользой: подборка лекций и интервью Алексея Боровкова