Современное образование

Nov 04, 2018 15:04



Вчера я прочитал пост fritzmorgen "Легальный способ купить диплом о высшем образовании". В нем он пишет о высокой коррупции в РФ и о студентах, которые получают дипломы, не смотря на их невысокий уровень знаний.

Недостатки сегодняшнего образования в России хорошо описаны в исследовании "Россия 2025: от кадров к талантам". При проведении данного исследования было проведено более девяносто интервью с руководителями российских компаний и представителями системы образования.

Когда я учился в ВУЗе, доля учащихся, которые платили взятки за экзамены, была довольна высока. На первых курсах учащихся можно было разделить на группы:

- те, кто учит, осваивает программу и сдает зачеты и экзамены не тратя денег;
- те, кто не может сдать, но ходит постоянно на пересдачи и им преподаватели ставят сдачу лишь бы от них отстали. Такие учащиеся не усваивают программу обучения;
- те, кто заказывает выполнение работ за деньги;
- те, кто дают взятки;
- те, кого отчисляют за неуспеваемость.

Конечно, это деление условное. Тут могут быть случаи, когда учащийся самостоятельно сдает экзамены, а какой-то предмет не может, тогда в этом случае он его проплачивает. Или, к примеру, один курсовой (РГР, реферат и т.п.) по предмету, который не нравится студенту, может заказать за деньги у другого студента.

Если на первых курсах многие пытались сдавать, то к старшим курсам оставалось две группы: те, кто сдает и те, кто проплачивает экзамены. Тех, у кого денег нет и которые не могут сдать, как правило, отчисляли на первых курсах. Заказывать работы перестают, т.к. заказчики не могут их защитить или сдать экзамены, поэтому все проплачивают преподавателю. Хотя иногда встречались преподаватели, которые не брали взяток и тогда студенту приходилось сдавать без денег или другому преподавателю.

Но когда я начинал учиться на первом курсе, размер взятки за один предмет превышал среднюю зарплату, поэтому не каждый себе мог это позволить. Сейчас средние зарплаты выросли, а размер взятки вырос не так значительно. Получается, что выгоднее работать и все проплачивать, чем учиться.

Кроме этого, на старших курсах встречались преподаватели по специальным предметам, которые его не знали и поэтому, научить ничему не могли. А в методичках были ошибки или они были неполными, что по ним нельзя было выполнить курсовую работу. Например, в методичке указана формула, но нет расшифровки, что означает буква из этой формулы или откуда брать данное значение. В таких случаях, преподаватель не мог объяснить, как дальше делать курсовой и на данный вопрос просто отправлял студента ответ найти в библиотеке. А сами методички были старыми, сделанными еще в восьмидесятых годах. Вместе с методичками устарела и программа обучения. Оборудование, принцип действия которого мы изучали, уже не производилось, т.к. его заводы-изготовители давно обанкротились (после перестройки). И на момент обучения закупалось импортное оборудование. Кроме этого, преподаватели, в большинстве случаев, были только теоретиками и никогда не работали на предприятиях с изучаемым оборудованием.

Вот мнение одного из преподавателей ВУЗа:

"...Теперь студентов не отчисляют, а разрешают сдавать долги вплоть до госов (сейчас нередки случаи, когда на госы выходят студенты с 10-15 академическими задолженностями). Госы нередко переносятся по нескольку раз (так как должников столько, что сдавать госы некому). Это черт знает что! Студенты и раньше не учились, а теперь болт хотели на преподов класть - «вы мне не ставите - ну и черт с вами, буду ходить до тех пор, пока не поставите». В результате они дотягивают эту волынку до госов, а потом прибегает декан и говорит: «ну как же… он ведь уже выпускник, а у него долги по вашему предмету - надо поставить». Начинают выкручивать руки (лишают премии, понижают в звании) и тебе некуда деваться - «ты ставишь», а они потом ходят с нахальными рожами и плевать на тебя хотели. Вот такой нынче Университет…

Корень всего этого зла в отсутствии контингента. Из-за этого практически нет конкурса среди поступающих, а значит, берут всех подряд (сейчас поступают люди, которые таблицу умножения толком не знают), нет ставок у преподавателей (сейчас у нас идет постоянное сокращение штатов), абсолютно снизилось качество студентов (как ему сопромат освоить, если он с трудом синус отличает от косинуса) и т.д.

По моему мнению, получение статуса Университета было ошибкой. У нас и раньше были проблемы с набором, а теперь, понаоткрывали новых специальностей, и стал вообще мрак. Кроме того, статус Университета подразумевает серьезную научную работу, наличие экспериментального оборудования, лабораторий, производственных участков, исследовательских групп... Все оборудование либо от древности разрушилось, либо было продано, либо украдено. Научных лабораторий вообще нет. Исследовательские группы - только на бумаге. Как можно при таком уровне научного потенциала заикаться о статусе Университета. Повторюсь, по моему мнению - это ошибка..."

На работе я часто встречал инженеров, которые не могли найти среднее значение, определить периметр, перевести килограммы в тонны, не знали, чем отличаются ватт от вольта, и что такое синус и т.п. И в результате этого делали ошибки или вообще не могли справиться с заданием.

Но сейчас с развитием техники и интернета учиться стало проще. В школе у нас был один учебник на двоих и для того, чтобы выучить приходилось его друг другу передавать. А в ВУЗе, в случае пропуска лекций, необходимо было их переписывать. Сейчас практически все можно найти в интернете, а конспект лекций отсканировать или сфотографировать. Появились видеоуроки, которые более наглядны. С их помощью легче изучать программное обеспечение, чем по методичкам. Да и оборудование лучше видеть по видео, чем на его чертеж на доске. Кроме этого, появилось много сайтов, на которых можно заказать выполнение работы. Вот, например, один из них: https://vsesdadut.by/. Такие выполненные работы могут помочь разобраться в предмете.

Также сейчас можно пройти обучение дистанционно через интернет бесплатно. Как правило, деньги нужно заплатить за получение сертификата или диплома в бумажном виде. Много курсов для обучения предлагает платформа "Открытое образование". На ней необходимо зарегистрироваться и курсы многих ВУЗов будут доступны. Также можно проходить совершенно бесплатно курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ». Там после прохождения курсов необходимо будет сдать тесты, после которых появляется сертификат, удостоверение или диплом учащегося в электронном виде и ссылка в интернете на них, по которым работодатель может перейти и посмотреть. Но для получения в бумажном виде удостоверения повышения квалификации (или прохождения курса) необходимо заплатить около 3000 рублей, а за диплом о профессиональной переподготовки около 30 000 рублей. Проходить курсы не обязательно, можно сразу сдать экзамен экстерном, если данные знания у сдающего уже есть. Для изучения программирования могут подойти курсы htmlacademy, которые содержат большое количество практических заданий. Как правило, дистанционные курсы стоят значительно дешевле, чем при оффлайн-обучении. Кроме этого, можно найти записи различных лекций на видео в youtube как ведущих российских ВУЗов, так и зарубежных. Еще видеоуроки публикуют youtube-блоггеры.

В России сейчас интернет, по сравнению с другими странами, является дешевым. Компьютеры также за последнее время стали более доступны. На авито поддержанный компьютер можно купить за пару тысяч рублей. Уровень проникновения интернета в России превышает 70%. 30 000 рублей можно заработать в интернете за год, что позволит оплатить обучения за профессиональную переподготовку. Для этого можно писать статьи на заказ в своем блоге или на своем сайте. Заказы можно найти на таких сайтах как блогун или ротапост. Для быстрого заполнения сайта контентом можно воспользоваться вышеуказанной ссылкой и заказать статьи, тексты и переводы иностранных страничек в сети. Таким образом, благодаря интернету можно обучиться многим специальностям, было бы желание.

Самым лучшим способом увеличить темпы роста экономики является развитие инноваций. Какое влияние инновации могут оказать на экономику РФ можно прочесть в исследовании «Инновации в России - неисчерпаемый источник роста». Для более быстрого увеличения уровня жизни России необходимо перейти к экономике знаний. В экономике знаний основными факторами развития являются человеческий капитал и знания. Таким образом, человек, у которого есть интернет, может постоянно повышать свои знания и свой человеческий капитал. Новые технологии создадут спрос на новые специальности. А для того, чтобы быстро удовлетворить этот спрос потребуется умение быстро обучаться. Следовательно, именно образование будет играть ключевую роль в повышение уровня жизни.

Кроме этого, необходима высокая конкуренция в экономике и избыточность инноваций. Для этого в России необходимо популяризировать предпринимательство. Интернет позволяет быстро найти информацию, как открыть свое дело. Для привлечения инвесторов может понадобиться бизнес-план, его также можно заказать на вышеуказанном сайте.

image Click to view



Несколько лет назад на интернет-ресурсе "Российская общественная инициатива" я публиковал петицию, в которой предлагал перед допуском к экзаменам проводить обязательное компьютерное тестирование с записью на видеокамеру и использованием технологией распознавания лиц. Это бы позволило отсеять учащихся, которые не усвоили учебную программу. Но данная петиция набрала всего около 300 голосов.

С целью увеличения уровня знаний и умений можно за выполнение различный заданий по разным предметам и прохождения тестов в видеоиграх давать игрокам дополнительные ресурсы. Дети способны очень хорошо усваивать новые навыки. Тут примером может послужить Самайра Мехта, которой всего 10 лет и которая уже имеет свою собственную компанию CoderBunnyz. А в шесть лет она научилась программировать. Таким образом, дети, которые в раннем возрасте смогут программировать, в будущем могут восполнить дефицит программистов, необходимых для построения цифровой экономики. Для увеличения рынка сбыта товаров и услуг понадобятся знания иностранных языков. Онлайн-курсы позволяют быстро освоить основы различных языков (как языков программирования, так и разговорных языков). К примеру, у меня на полное прохождение одного подобного курса ушло столько же времени, как и на прохождение 1 компьютерной игры. Но курсы могут принести значительно больше практической пользы.

Всегда самое сложное это начать, а углублять знания уже будет легче. Поэтому, я бы ввел в школьную программу изучение основ самых популярных языков программирования и разговорных языков. Кроме них, я бы еще включил основы бухгалтерского учета и основы различных видов прав, так как предприниматель в любом случае с этим столкнется. А знание всего вышеописанного поможет предпринимателю легко основать свою организацию, общаться с работниками на одном языке и понимать их, обмениваться опытом с иностранцами, а также строить компании с высокой производительностью труда, в том числе за счет автоматизации бизнес-процессов, и масштабировать свои бизнес и за пределы страны. А это уменьшит себестоимость продукции и увеличит рентабельность компании.

образование, Россия

Previous post Next post
Up