М.К. Юшневская. Письма. Опыт комментария.7 января 1832 года. Петровский завод

May 02, 2018 21:51

Предыдущие письма:
1.23-го Мая 1830 года. Нижний Новгород:
https://lubelia.livejournal.com/1419565.html
2. 27 сентября 1830 года, Петровский Завод:
https://lubelia.livejournal.com/1423555.html
3. 11-го Октября и 2 ноября 1830 г. Петровский Завод:
https://lubelia.livejournal.com/1429364.html
4.13 Декабря 1830. Петровский Завод
https://lubelia.livejournal.com/1434767.html
5.29 Января 1831. Петровский Завод:
https://lubelia.livejournal.com/1444299.html
6.4 июня 1831. Петровский Завод:
https://lubelia.livejournal.com/1448430.html
7.30 октября 1831. Петровский Завод.
https://lubelia.livejournal.com/1491369.html
8. 19 ноября 1831. Петровское
https://lubelia.livejournal.com/1497300.html
9.18 декабря 1831, Петровское
https://lubelia.livejournal.com/1504146.html

А сегодня - новые подробности о запутанных денежных делах семейства Аврамовых и картинки с вышивкой:) И вообще мы наконец вступаем в 1832 год!

Письма декабриста Алексея Петровича Юшневского и его жены Марии Казимировны из Сибири", публ. В. П. Голубовского, Киев, 1908 г. C. 20-21

[Мария Казимировна - Семену Петровичу]

Петровский Завод. 7 Января 1832 г.

Вскоре после письма моего к тебе, любезный друг Семен Петрович, от 22 декабря, получила я письмо от брата Павла Васильевича [Аврамова], Василия, в котором, извещая о кончине своих родителей, изъявляет он свое беспокойство о брате своем и о нужде, в которой он должен здесь находиться. Между тем как, не получая от тебя ничего в уплату долга твоего его сестрам, все они затрудняются в скором удовлетворении нуждам своего брата. На это письмо отвечала я сообразно тому, что известно тебе из прежних моих писем, то есть, что по желанию Павла Васильевича я просила тебя о высылке сюда на мое имя процентов с помянутой суммы за все прошедшее время по 1-е января сего 1832 г., а впредь чтобы ты высылал проценты прямо к сестрам, в чем, вероятно, они удостоверят тебя собственным своим письмом, я же уведомляю тебя об этом по желанию Павла Васильевича, который возобновляет убедительную свою просьбу, чтобы ты поспешил высылкою денег ибо он находится здесь в жесточайшей нужде, претерпевая недостаток в самом необходимом, о чем и я вместе с мужем моим убедительно тебя просим. Пять месяцев, любезный брат, прошло, как мы не имеем писем ни от Рейхеля, ни от Сонюшки. Если бы не получили мы твоего письма от 5 октября, в котором ты уведомил нас, что все они здоровы, то не знали бы, чему приписать это молчание; теперь же успокаивает меня мысль, что оно происходит просто от их небрежения, а в положении моем, и это служит некоторым услаждением матери, ибо я, по крайней мере, знаю, что дочь моя здорова. Мало-помалу должна я привыкать довольствоваться одним только этим утешением. Брат твой здоров, обнимает тебя и поздравляет с новым годом, желает тебе счастия и благополучия, всегда душевно. Он не получил от тебя о сю пору посылки, но, вероятно, получит. Грустно, что ты нам редко пишешь, и я очень тебя прошу, любезный друг, напиши нам, как ты часто будешь писать, в месяц или раз, или чаще, или реже. От тебя зависит назначить, только, ради Бога, будь уже аккуратен, и я с твоим братом спокойно будем ждать письма твоего через срок, какой ты назначишь. Теперь же мы всегда в ожидании, и всякую почту грусть удвоится, не получая писем. Но если ты назначишь срок, чрез сколько будешь писать к нам, то мы будем терпеливо ожидать ту почту, которая наверно привезет нам твое письмо, разве бы что-нибудь неожиданное тебя заставило пропустить срок назначенный. Ты так и нас сделаешь спокойнее, и для тебя ничего не значит писать, когда ты положишь, чрез сколько времени. Если тебе трудно каждые две недели, то пиши один раз в месяц, только аккуратно. Брат и я очень о сем просим. С сею же почтою отправляю тебе подушку, шитую по канве: на пунцовом поле синелью вышита собака 1. Прошу тебя еще раз принять ее со всем снисхождением, как вещь, вышитую в тюрьме твоею сестрою и лучшим твоим другом. Не знаю, успею ли я написать Соне с сею почтою: я очень еще слаба, и мне надо писать чужое письмо. Обними ее за меня. Всех моих расцелуй родных.
Прощай, душа моя, Марья Юшневская.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Мария Казимировна - рукодельница и в ее переписке постоянно упоминается вышивка. Несмотря на то, что зрение ее подводит - она вышивает постоянно. Она пишет о вышивке шелком и шерстью, вышивке по канве. Она делится образцами и сюжетами вышивки с другими дамам - например, с Е. Трубецкой и К. Ильинской. Вышивают они подушки, экраны для каминов, коврики, воздухи - и в основном раздариваются или отсылаются в Россию (например, однажды она вышивает подушку для матери декабристов Крюковых), когда может - отсылает подругам и родственницам материал для вышивки (например, отсылает шелк из Кяхты для Идалии - жены Семена). Это наследственно - ее мать присылает ей в 1832 году вязаную бахрому на занавески.
Вышивка этого времени очень часто сюжетна: в переписке наряду с "букетами" упоминаются "бедуины", "разбойники", а схемы вышивки XIX с собаками до сих пор используется и тиражируются. Упоминаемая здесь синель (Chenille, франц., в переводе "гусеница") - техника вышивки бархатистыми шелковыми шнурками, таким образом вышивка получается объёмной. Выглядит это примерно так:
https://www.livemaster.ru/topic/557723-vyshivka-sinelyu

А вот просто несколько разных образцов вышивки 19 века, выполненных в разных техниках. Единственное, о чем Мария Казимировна совсем не упоминает - это о бисере, хотя это самый популярный (или просто лучше всего сохраняющийся?) вид живописи. Но возможно бисер дорог, а возможно просто нет конкретных упоминаний, все-таки из ее писем дамам, в которых можно было бы почерпнуть подробности, опубликовано очень мало, а в переписке с деверем конкретных подробностей рукоделья довольно мало.



Ягдташ



Сумочка.



Вышитая наволочка на диванную подушку



Накидка с вышивкой



По-моему, это те самые то ли разбойники, то ли бедуины.



Здесь прямо и дата и автор

А вот разные собаки:








Эта собака - одна из самых популярных, я ее на нескольких выставках встречала.

декабристы, дамское счастье, вышивка, Юшневские, письма из Сибири

Previous post Next post
Up