Данная статья посвящается всем тем, кто обожает порассуждать о том, какой стиль единоборств лучше, эффективнее и т.п. Что характерно, эти любители "пофилософствовать", как правило, сами серьёзно не одним из множества стилей не занимались, но это, однако, ничуть не мешает им быть экспертами в области каратэ, дзю-до, ушу и других боевых искусств.
В названии статьи слово "стиль" неслучайно взято в кавычки, поскольку я предпочитаю использовать такие термины как "виды единоборств" , "школы" и "направления". Понятие "стиль единоборств" будет рассмотрено чуть ниже, а пока вернёмся к видам единоборств, точнее - их классификации.
Существует много способов классификации боевых искусств, в этой статье я предлагаю ещё одну. Возможно, кому-то такая классификация покажется спорной, зато она позволит понять, почему люди приходят в секции, и главное - остаются заниматься боевыми искусствами. Итак, все виды боевых искусств (далее - БИ), на мой взгляд, можно условно разделить на три группы:
Первая группа - спортивно-состязательные виды единоборств. Это такие виды, где проводятся спортивные поединки в полный контакт между двумя участниками по определённым правилам. Например - бокс, дзю-до, муа-тай, саньда, кёкушин-каратэ, вольная борьба, ММА и т.д.
Особенность таких школ, является наличие в подобных секциях годами и множеством людей проверенных методик, техник и наработок, которые изначально заточены для полноконтактного поединка с другим человеком.
В таких секциях, как правило, занимаются люди с ярко выраженными амбициями состояться как профессиональный спортсмен.
Вторая группа - спортивно-показательные виды единоборств. К этой группе можно отнести, например, спортивное у-шу, капоэйру и другие подобные виды, где соревнование между участниками проводится на то, насколько лучше и красивее они выполнят данное упражнение.
Особенностью данной группы является:
а) наличие сложной техники (как правило - с акробатическими элементами) для изучения;
б) отсутствие полноконтактного спарринга один на один, который заменяется либо "показательным" поединком, либо поединком с неполным контактом.
Также есть школы где оба спортивных направлений присутствуют одновременно, но в любом случае акцент делается на одно из них.
В подобные секции приходят люди, чьё воображение покорили увиденные ими по телевизору или "вживую" эффектные трюки адептов данного направления, и они горят желанием сами освоить подобные вещи.
Наконец, третья группа - условно-прикладные школы боевых искусств. К этой группе я отношу, так называемые традиционные школы у-шу, дзю-дзюцу, каратэ. В этих школах изучается техника боевых искусств, истоки которых лежат в боевых навыков самураев и других известных воинов древности - отсюда вторая часть определения "прикладные". А "условно" потому, что на практике (в боевой обстановке) техника подобных школ на данный момент почти не используется, но этот вопрос мы рассмотрим чуть позже.
Особенностью школ БИ данной группы является наличие системы комплексной подготовки ученика одновременно по нескольким направлениям, как то:
• физическая подготовка;
• дыхательные упражнения (цигун)
• освоение техники без партнёра;
• освоение техники с партнёром;
• спарринг для закрепления технических навыков;
• освоение техник с оружием и другие аспекты.
В подобные школы, как правило, приходят люди, желающие освоить уникальные техники и получить знания, которые не встретишь в обычных спортивных секциях.
Также стоит упомянуть о ряде школ боевых искусств (например - айкидо), как бы «отпочковавшихся» от традиционных «боевых» школ. В таких школах, наблюдается отход от общей системы в сторону более глубокого изучения каких-то конкретных аспектов, что также вполне имеет смысл существования
Небольшое отступление в сторону. Читатель не мог не заметить, что ни в одной из этих групп нет желающих научиться драться на улице, также как и нет тех "стилей" которые применяются в военных и полицейских подразделениях различных стран.
По поводу того как научиться противостоять уличным хулиганам, я отсылаю вас к своей статье
"Мифы боевых искусств" .
По поводу того какие "стили" изучаются в спецподразделениях и их связь со стилями из группы "условно-прикладные виды БИ", считаю нужным уточнить несколько нюансов. Когда речь шла о том, что и как изучается в школах БИ, которые я отнёс к третьей группе, нетрудно было заметить, что процесс освоения подобных прикладных техник процесс долгий и кропотливый, и этот процесс во многих традиционных школах БИ ученик начинает с детства. Когда же речь идёт о подготовке бойца спецподразделения для выполнения определённых задач, у обучающегося столько времени нет и быть не может. И тут я вижу два пути.
Первый - если на "вооружении" у спецподразделений состоит один из условно-прикладных стилей (например, корейский вид БИ - хапкидо), то есть прямой резон взять подготовленного ученика этой школы и продолжить его обучение на новом, уже боевом уровне.
Второй путь - дать обучающемуся бойцу только самые простые приёмы и техники, которые он сможет успешно освоить за короткий срок. Таков, например, принцип израильского вида БИ - крав-мага. Но можно ли считать подобный набор приёмов искусством? На мой взгляд - нет. И эффективность подобных "армейских" БИ зависит не столько от техники (которой просто неоткуда взяться за короткий срок) сколько от муштры, чёткого исполнения команд, слаженной командной работы, физической подготовки и психического состояния бойца. Кроме того, не стоит забывать, что главный акцент в подобных спецподразделениях делается на огневую подготовку бойца.
На мой взгляд "прикладным" может быть любое боевое искусство, вопрос только в том, насколько далеко человек сможет продвинуться в его изучении, и насколько глубоко - в процессе адаптации техники для своих конкретных целей.
Если возвратиться к приведённой классификации, то очевидно, что поскольку в каждой из этих групп акцент в изучении БИ делается на совершенно разные вещи, то и сравнивать виды БИ из разных групп - занятие заведомо абсурдное и бессмысленное. Спортсмен, который более привык к полноконтактному спортивному поединку будет иметь преимущество против того, кто привык показывать эффектные приёмы или того кто привык только к тренировочным спаррингам, если их свести в ринге. И наоборот, многое из того, что умеют адепты прикладного направления для спортсменов оказывается недоступно (например, чудеса адептов такого направления, как «цигун»).
Может возникнуть вопрос, если сравнивать "стили" из разных групп глупо, то может есть смысл спорить о том, какой из "стилей" одной группы лучше?
Подобные споры побудили отдельных энтузиастов ещё в 60-е года начать создавать разного рода "синтетические стили" и проводить спортивные поединки, в которых бы присутствовали одновременно несколько техник БИ (сначала кикбоксинг, затем ММА). Но все эти проекты только лишний раз подтвердили давно известную истину - "Нет плохих стилей, есть плохие ученики". В кикбоксинг и ММА приходили и приходят люди с разной базовой техникой и уровнем подготовки, но при наличии исключительных личных данных и навыков неизменно добивались успеха и известности.
И тут мы вплотную подошли к пониманию того, что же такое "стиль единоборств". По моему глубокому убеждению, стиль - это нечто такое, что присуще конкретному мастеру БИ топ-уровня. Следовательно, если стиль присущ одному отдельно взятому человеку, то скопировать его один в один другому - дело заранее обречённое на неудачу. Впрочем, давайте по порядку. Для начала - определение.
Стиль - это индивидуальная совокупность защитных и атакующих действий бойца, выполняемая с его характерными техническими особенностями и отличающаяся особой эффектностью и эффективностью.
Одним из ключевых критериев в этом определении я считаю высокую эффективность действий бойца. Почему у одних спортсменов одни и те же приёмы эффективны, а у других нет?
Суть спортивных единоборств заключается в том, что несмотря на активное сопротивление соперника и его контрдействия, нужно как-то исхитриться его атаки пресечь, а самому - подловить его на ошибке и провести результативную атаку. В этом состоит их принципиальное отличие от так называемых прикладных стилей.
Суть прикладной техники - первым же действием лишить соперника возможности сопротивляться, и пока он не успел опомниться (и если он ещё в сознании) - за два-три приёма со 100-ной гарантией вывести его из строя (вплоть до его летального исхода).
Так вот, возвращаясь к спортсменам, у одних их них есть точное понимание того, что, как и когда нужно делать с соперником для того, чтобы его переиграть при обоюдных атаках и контратаках, а у других этого понимания недостаточно. Поэтому одни добиваются высоких результатов, а другие - так и остаются на среднем уровне. Такое понимание приходит в процессе обучения у опытного наставника, раскрытия собственного таланта, индивидуальной работы и собственных наработок - короче говоря, точной формулы до сих пор никто не знает. В противном случае Тайсоны, Джонсы-младшие и Мэйвезеры появлялись бы не раз в 10 лет, а каждый месяц. Тут важно другое - каждый высококлассный спортсмен обладает уникальной, присущей только ему техникой исполнения отдельных приёмов. Техника эта формировалась, проверялась и закалялась под влиянием личного таланта и умения учиться отдельно взятого спортсмена в десятках поединках с подготовленными соперниками, в результате чего мы и имеем удовольствие наблюдать высокое мастерство в очередном бою. Сравнивать, чья техника уникальнее, эффектнее и лучше - занятие для умных дядей из телевизора, а мы с вами люди простые - для нас всё классно, что хорошо работает:-)
Теперь, подведём краткие итоги того, что Вы узнали в данной статье.
Первое - все известные вам "стили" единоборств (бокс, каратэ, дзюдо и т.д.) - вовсе не стили, а виды и группы единоборств, которые объединены по определённым параметрам и насчитывают внутри себя множество (иногда - сотни) школ, направлений, подвидов, тенденций и т.п.
Второе - оперировать понятием "стиль" можно и необходимо, когда идёт речь об умениях и навыках конкретного мастера БИ. Например, есть такой вид спорта, как бокс. В этом виде спорта различают английскую и американскую школу бокса, которые, в свою очередь, делятся на множество направлений (советская, кубинская, мексиканская и т.д.). Время от времени появляются отдельные представители этих направлений, которые отличаясь высоким мастерством, добиваются высоких результатов. Вот по отношению к характеристике мастерства этих исполнителей и следует использовать такое понятие как "стиль".
Наконец, третье - выбор "эффективного" БИ для собственных нужд. Если вы уже чем-то занимаетесь и это вам нравится - этот вид БИ для вас лучший. Если только думаете заниматься и ищете какое из единоборств эффективнее - забудьте о так называемой эффективности. С вашими нулевыми познаниями в области БИ (да и откуда им взяться сидя перед телевизором или монитором), судить о том, что эффективно, а что нет - вершина глупости. Для начала определитесь, что лично Вам нравится, и уже исходя из этого начинайте искать ту школу БИ, которая Вам подойдёт.
Надеюсь, Вы, Читатель воспользуется моими советами. Дерзайте!