В данной статье, я сделал попытку «развенчать» некоторые мифы о боевых искусствах, которые кочуют из уст в уста. Казалось бы - «Кочуют, ну пускай себе кочуют дальше, тебе какое дело?» Всё дело в том, что большинство мифов о которых пойдёт речь, с одной стороны привлекают людей, а с другой - жестоко разочаровывают своей несостоятельностью. Таким образом, я посчитал необходимым разъяснить некоторые моменты, при этом - ничуть не ставя под сомнение ценность существования тех или иных видов боевых искусств. Итак…
Миф №1 - деление боевых искусств на «настоящие», под которыми обычно подразумеваются жёсткие полноконтактные виды спортивных единоборств, и «ненастоящие», в которых большая часть времени уделяется отработкам различных техник без партнёра, медитациям, специальным упражнениям и т.п. (примерами могут быть айкидо, тайцзи и другие).
Следует помнить о том, что любая школа боевых искусств создавалась для какой-то определённой цели. Изначально речь шла, естественно об овладении боевыми навыками. Со временем, ввиду того, что боевое искусство постепенно утрачивало своё прикладное значение (см. миф №5), стало происходить разделение на школы, в которых при изучении БИ делался акцент на какое-то одно направление.
Разумеется, навыки, полученные в постоянных спаррингах в полный контакт, в уличной драке окажутся эффективнее навыков, полученных в секции айкидо или при изучении ката в традиционной школе каратэ. Но, во-первых, даже эти навыки не гарантируют никому неуязвимость, во-вторых - победа в уличной драке, на мой взгляд, вовсе не тот «мотиватор», благодаря которому люди целеустремлённо занимаются боевыми искусствами.
Другими словами, каждый выбирает вид боевого искусства, исходя из каких-либо своих предпочтений. Кому-то нравиться бороться, кому-то драться. Третий в восторге от акробатических элементов и так далее. Исходя из этого, совершенно не вижу причин, по которым, например, бокс должен цениться выше, чем, допустим, тхэквондо, спортивное у-шу или айкидо.
Резюме:
Первое - НЕТ ПЛОХИХ СТИЛЕЙ, ЕСТЬ ПЛОХИЕ УЧЕНИКИ. Не позволяйте никому навязывать себе мнение и стереотипы о ценности или ущербности той или иной школы единоборств.
Второе - прежде чем заняться каким-либо видом боевых искусств определитесь с тем, что именно и почему Вы хотите изучать.
Миф №2 - лучшими бойцами в средневековом Китае были монахи монастыря Шао-линь, а в Японии - легендарные и таинственные ниндзя.
Действительно и Шао-линь и ниндзя имели место быть в истории человечества. Но мифы о непобедимости тех и других возникли в результате огромного количества фильмов и рекламных компаний по привлечению туристов.
На самом деле, например, монахи Шао-линя занимались боевыми искусствами, прежде всего, в качестве упражнений для поддержания физической формы, которая неизбежно ухудшалась вследствие ежедневных многочасовых неподвижных медитаций. Как результат - боевые навыки монахов не шли ни в какое сравнение с аналогичными навыками известных разбойников и авантюристов того времени, вследствие того факта, что последним буквально каждый день приходилось вступать в стычки с другими бандитами или людьми представляющих органы государственного правопорядка.
Немного другая история с ниндзя. Кланы ниндзя, расцвет которых приходился на XVII - XVII века, использовались, как правило, для скрытой атаки противника. При этом, главный акцент в подобных кланах делался не на доскональное овладение техникой боя (тут им трудно было соперничать с ведущими «самурайскими» школами), а на методы и способы «заставания» противника врасплох.
Резюме:
Не ведитесь на "раскрученные" бренды. Узнавайте про историю и методы обучения в конкретных школах и секциях из достоверных источников, после чего ещё раз взвесьте все «ЗА» и «ПРОТИВ».
Миф №3 - чем «древнее» стиль, тем он эффективнее.
Казалось бы, это очевидно. Чем дольше «стиль» успешно служит людям, тем он эффективнее. Но и здесь всё не так просто. Убеждён, в древности для того, чтобы успешно решать задачи по защите собственной жизни, достаточно было освоить и «отшлифовать до блеска» всего несколько техник, по сути - два-три коронных приёма. Слепое копирование таких приёмов, без понимания принципов их применения, ведёт к выхолащиванию боевого искусства, поскольку, что подходит одному человеку, вряд ли так же хорошо подойдёт другому.
Возвращаясь же к эффективности «древних» стилей, то, на мой взгляд, главная ценность старых традиционных школ боевых искусств - наличие в них системы, которая позволяет одновременно:
значительно повысить физическую форму, освоить принципы поединка без оружия, овладеть навыками работы с оружием, укрепить здоровье и психическое состояние.
Резюме:
Главное - не "древность" стиля (или как в предыдущем резюме - "раскрученность"), а наличие целостной системы подготовки ученика.
Миф №4 - существование «особо эффективных» приёмов самообороны, простых для освоения неподготовленному человеку.
Наверняка, Вы, Читатель не раз сталкивались с назойливой рекламой разного рода школ «гражданской самообороны», «реального уличного боя» и т.п. суть «завлекухы» которых сводится к следующему - «Наша школа (секция, инструктор) всего за пару месяцев и символическую плату обучат Вас нескольким простым и эффективным приёмам, которые помогут Вам на улице». Если, я встречаю нечто подобное по телевизору, то сразу переключаю канал. И вот почему.
Первое. Предположим, Вы решили записаться в одну из таких секций, которая позиционирует себя как "школа реального уличного боя", практикует особо опасные для жизни и здоровья приёмы, травмирующие противника удары, а также работу с ножом и другим холодным оружием. Задайтесь всего двумя вопросами. Первый - если всё это правда, то почему все члены секции, включая наставника, до сих пор не в больнице? А второй вопрос состоит в том, есть ли шанс чему-то научиться в этой секции до того, как сам окажешься в кресле-каталке?
Второе. Я не устаю подчёркивать - для овладения квалифицированными навыками в любой сфере деятельности нужно время, а сфере боевых искусств - в особенности. Простые приёмы действительно могут быть эффективны, но только при условии, того, что Вы потратите на их освоение не один месяц в классной секции или школе единоборств. А когда Вы начнёте изучать боевые искусства по-настоящему, то удивитесь тому, насколько "простые приёмы" в действительности сложны в исполнении.
И, наконец, главное в этом мифе. В гоблиновском варианте фильма «Матрица» есть момент, когда Морфей (Матвей) перед поединком с Нео говорит - «Есть три уровня сложности поединка. Первый - это тренировочный спарринг, как сейчас. Второй - смертельная драка в монастыре Шао-Линь. И третий - самый сложный - пьяная драка в коммунальной квартире». Вы лично готовы выйти в ринг против Владимира Кличко (или любого другого известного боксёра)? А красиво вырубить опытных гоп-стопщиков, при этом ещё самому остаться неуязвимым - задача во сто крат сложнее.
Резюме:
Первое - НЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ САМООБОРОНЫ. Не стоит идти по лёгкому пути. Хотите изучать боевые искусства - игнорируйте так называемые секции самообороны и ищите нужную лично Вам школу единоборств. Кроме того - будьте готовы к тому, что на изучение уйдёт немалый срок.
Второе - постарайтесь как можно быстрее избавиться от иллюзии, что полученные Вами в секции навыки реально помогут Вам в уличной драке.
Миф №5 - самыми лучшими бойцами являются сотрудники различных полицейских и военных спецподразделений.
Популяризаторами подобных точек зрений, читайте - бывшими инструкторами армии и полиции, часто навязывается сравнение так называемых «прикладных стилей» со спортивными видами единоборств, при этом всячески подчёркивается ущербность последних. Основным аргументом в качестве доказательства приводится следующее утверждение - «В спортивном поединке боец теряет навыки быстрой и точной атаки противника в наиболее уязвимые зоны, не говоря уже о долгой возне в ринге или на ковре, тогда как в реальном бою счёт идёт на секунды".
Чтобы развенчать этот миф, зайду издалека. Вам, конечно, не раз приходилось слышать знаменитую поговорку «Бог создал людей, но только полковник Кольт уравнял их шансы». Вот я раньше её не понимал, думал - «Как так - уравнял, были же люди, которые владели оружием лучше других или обладали более быстрой реакцией?» Со временем до меня дошло, чтобы сохранить свою жизнь, как и забрать чужую, вовсе не обязательно сражаться один на один в честном поединке. Скорее, наоборот, при такой постановке вопроса характерно стремление людей достичь своей задачи всеми доступными способами, особо не стесняясь в выборе средств. Так, что «лучшим бойцом» в средневековых Японии или Китае, как правило, оказывался не благородный монах или дворянин, а законченный негодяй, разбойник или бандит (смотрите - миф №1), который не стеснялся напасть на соперника в самый неподходящий для того момент, зарезать спящего врага и т.д., список можете продолжить сами.
Кроме того, возвращаясь к поговорке о Кольте, нельзя не отметить тот неопровержимый аргумент, что с развитием огнестрельного оружия, акции подобных "стилей" заметно пошли на убыль - ведь теперь стало возможным поражать противника на дальнем расстоянии, а не только в ближнем бою. Тут вроде как военные инструктора правы - нужно было что-то другое.
Вот тут необходимо отметить ту работу, которую в конце 19-го, начале 20-го веков предприняли такие подвижники боевых единоборств как Дзигоро Кано, Фунагоси Гитин и ряд других по сохранению и необходимому развитию древних знаний о боевых искусствах. В частности, работа Д.Кано заключалась в переходе от «дзю-дзюцу» - искусства, которое до той поры передавалось практически лишь по наследству, к «дзю-до» - пути познания того же искусства, которым при достаточной доле таланта и усердия мог пройти любой желающий.
Суть этого перехода заключалась в том, чтобы, «убрав» из боевого единоборства наиболее опасные для жизни и здоровья человека приёмы, а также, ограничив сам поединок определёнными правилами, превратить закрытое боевое «искусство убивать» в вид спорта. Казалось бы, что это шаг назад для подлинно «боевого искусства». Возражу, для наработки тех самых «коронных приёмов» о которых шла речь в самом начале статьи (смотрите - миф №2), и которые являются отправной точкой для формирования индивидуального стиля, просто необходим частый и постоянный спарринг. Другими словами, необходим спортивный поединок по определённым правилам, который и будет способствовать зарождению и закреплению определённых рефлексов и навыков у молодых людей.
Возвращаясь к «прикладным стилям» единоборств, считаю нужным заметить - нет прикладных стилей, а есть прикладное направление. Главная ценность подобных прикладных систем, вроде «крав-мага» и его аналогах в других странах - вовсе не в «специальных приёмах», на которые в основном и делают акцент авторы различных "прикладных" пособий. Повторюсь - для успешного применения таких приёмов нужны навыки, закрепленные годами тренировок. А если лично Вы, ни одного месяца не занимаясь в секции, стали счастливым обладателем брошюры известного (в узком кругу) инструктора морской пехоты США (или любой другой страны), и рассчитываете с её помощью одолеть всех своих врагов, то вместо этого лучше запишитесь на приём к психиатру. Главная ценность подобных прикладных систем единоборств в том, что делается акцент на принципы ведения поединка непосредственно в боевой обстановке, а также - наличием в таком «стиле» систем подготовки физического и психического состояния бойца к реальным боевым условиям.
Резюме:
НЕТ НИКАКИХ ПРИКЛАДНЫХ СТИЛЕЙ. Все армейские прикладные системы изучаются непосредственно в армейских спецподразделениях. Хотите изучать "стиль морских котиков США" - запишитесь в армию США.
Вроде бы всё перечислил, спасибо за внимание!