Сегодня я завершаю цикл, начатый статьёй
"Мастера и Ремесленники" и продолженный статьёй
"Гении Игры". В этих статьях, я, как мог, постарался изложить свое понимание искусства как такового, а также затронул тему гениев, как тех людей, кто сумел в своём творчестве достигнуть высочайшего уровня. В заключительной статье я постараюсь раскрыть те моменты, которые, как мне кажется, остались не до конца раскрытыми в предыдущих темах.
Прежде всего, хочу акцентировать внимание на том, что данные мои размышление - это не просто желание пофилософствовать. Цель этого цикла статьей - с одной стороны предложить определённый инструмент для оценки уровня знаний и навыков человека, с другой стороны - заставить задуматься (в том числе - и себя) над тем, в чём суть искусства как такового, по каким признакам или параметрам принято относить то или иное творение в разряд шедевров. Кроме того, поиск ответов на эти вопросы, в свою очередь, сам по себе способен заметно подтолкнуть человека в его творческом развитии.
Как Вы, читатель, уже моги заметить, главным источником вдохновения для меня служат игровые виды спорта и боевые искусства. Так что, раскрывая тему искусства, я буду вольно или невольно обращаться к примерам из этих видов искусств. Итак, для начала я предлагаю задаться первым вопросом, а именно…
Что означает заниматься искусством?
Для ответа на этот вопрос, попробуем разобраться - что же означают такие словосочетания как "человек искусства", "творческая личность". Как уже было подчёркнуто в первой части, обычно под искусством принято подразумевать такие жанры, как поэзия, кино, живопись, музыка и скульптура. В противовес представителям этих специальностей приводят представителей "рутинных" профессий - бухгалтера, механики, строители. То есть этим как бы подчёркивается, что для занятий искусством нужно обладать особым талантом и природными данными, как то - образное мышление, музыкальный слух, особое восприятие мира и т.п. В отличие, скажем, от специальностей, где кроме принятия учеником каждодневной муштры и дрессировки, от него не требуется особых талантов.
С другой стороны, как много вы знаете представителей искусства, которые с ходу, без предварительной подготовки, были бы способны создавать действительно классные вещи. Не знаю как другим, но мне кажется что на "голом таланте", только потому, что ты ощущаешь себя "творческой личностью", та не создашь не то, чтобы «шедевр», а и просто полезную вещь. Наоборот, в различных интервью и историях из жизни великих людей постоянно подчёркивается, что для овладения каким-либо из вышеперечисленных искусств, каждому выдающемуся их представителю понадобились годы кропотливой учёбы и работы. Другими словами, этим мы пришли к противоречию формулировки из предыдущего абзаца. На самом деле, никакого противоречия здесь нет, просто для занятия искусством необходимо ОДНОВРЕМЕННОЕ НАЛИЧИЕ нескольких факторов, среди которых могут быть самые разные, как то:
- природный талант к этому виду деятельности;
- врождённая тяга (желание) к этому виду деятельности;
- желание быть похожим на своего кумира и другие;
При этом, перед нами встаёт другой вопрос - "Что же побуждает человека тратить огромное количество времени и сил на овладение каким-либо искусством?"
Кто-то ответит, что человек занимается тем или иным видом деятельности, исключительно ради заработка. Допустим, но я хочу донести следующую мысль:
…при прочих равных условиях, шансы на получение более высокого уровня доходов в отдельно взятом виде деятельности имеет тот, у которого в данном виде деятельности лучше развиты навыки и умения…
Другими словами - хочешь повысить свои шансы на рынке труда - делай то, что знаешь и умеешь, и старайся продвинуться в этом деле как можно дальше. Многие возразят - «Сейчас та или иная профессия может оказаться невостребованной, надо уметь приспосабливаться к нынешней ситуации на рынке труда и т.д.» Всё верно, но…
На мой взгляд, когда человек искренне влюблен в своё дело, он так или иначе будет вынужден осваивать для себя новые (смежные по отношению к этому делу) знания и умения, в результате обзаводясь новыми для себя навыками.
Таким образом, мы возвращаемся к вопросу о том, почему человек занимается тем или иным видом искусства. Для меня ответ очевиден - потому, что это ему НРАВИТСЯ. То есть у человека к этому делу есть некое влечение или интерес, а интерес этот, в свою очередь, тесно связан с талантом.
Ключевым моментом здесь является именно то, что занимается человек искусством именно ради интереса, а не ради дохода. А теперь вспомним, что мы обычно подразумеваем под словом «искусство». Это буду те виды деятельности, где конечным продуктом является не производство материальных благ, а получение некоего эстетического наслаждения. Так что, на мой взгляд, между этими двумя моментами есть чёткая связь, которая и помогает ответить на вопрос данной части.
И ещё один, на мой взгляд, важный момент. Следует разделять, что называется, первичное влечение - это когда человек начинает просто интересоваться тем или иным видом искусства. И, скажем, «мотивирующий интерес», когда человек уже пытается сам достичь определённого уровня в овладении данным искусством. Таки образом мы плавно переходим ко второму вопросу…
Что означает достичь уровня искусства?
Наш язык устроен так, что термину «искусство» присущ своего рода дуализм. С одной стороны - это определённый вид деятельности, с другой - это определённый уровень в овладении своим ремеслом.
В статье «Мастера и Ремесленники» я выделил род людей, которые в своём деле сумели подняться на голову выше всех остальных. Можно долго рассуждать на тему за счёт чего это им удалось, я же приведу такой несколько абстрактный термин как «внутренняя сверхмотивация». То есть, человек САМ ПЕРЕД СОБОЙ ставит какую ту, только ему одному, видимую цель и благодаря исключительному таланту, ценой невероятных усилий и огромного количества потраченного времени (одновременное наличие всех факторов ОБЯЗАТЕЛЬНО) этой цели достигает. Опять же, что характерно - человек, ставя перед собой такую цель, меньше всего озабочен меркантильными интересами (хотя, как правило, может являться успешным и известным в своей области). То есть, налицо опять-таки формулировка:
…Занимается делом не ради денег, стало быть - занимается этим для души. Занимается этим для души - стало быть - занимается искусством…
Для конкретных примеров предлагаю обратиться к спорту, как одному из тех видов деятельности (а для меня - искусства), который на виду у всех. Любители баскетбола не могут не знать такого игрока, как Коби Брайант. А вот заметка о том, что стоит за его талантом:
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/artem_panchenko/430785.htmlНапомню, что это был 2012 год. За плечами Коби к тому времени уже были все его ПЯТЬ титулов чемпиона НБА. Так что же побуждало его столь фанатично подходить к своему делу?!
Кроме такой фанатичной преданности делу (могу ещё вспомнить образ из литературы - Данила-мастер из сказки Петра Бажова «Каменный цветок») , считаю нужным заострить внимание на ещё одном моменте. Если в первом случае под искусством мы понимали определённые виды деятельности, то здесь достигнуть уровня искусства человек может в любом ремесле. Причём крайне желательно, чтобы это ремесло было, что называется, востребовано. Чем больше людей занимается данным видом деятельности (при этом - достигая в нём заметных успехов), тем ярче ни их фоне будет заметнее такой вот Мастер. Допустим, в спорте главным критерием был и остаётся Его Величество Результат, но как же в других областях, где результат не столь ощутим?
Вот и получаем, что кроме результата, Мастера выделяет ещё и некая абстрактная способность СВОИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ВЫЗЫВАТЬ ВОСХИЩЕНИЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. Вызывать восхищение, вызывать желание быть похожими на этого Мастера, вызывать желание снова и снова тратить огромное количество времени на то, чтобы достичь его уровня и… в результате - так и не достигнуть.
"В чём причина?" - спросите Вы. Очень просто - настоящий Мастер не пытается достигнуть чужой Цели, Мастер - ВИДИТ И ДОСТИГАЕТ СВОЕЙ ЦЕЛИ. Если ученик будет только слепо копировать действия своего Учителя, он никогда не добьётся настоящего успеха. Если поймёт то, какой ему нужен результат, как прийти к этому результату и положит все свои силы и таланты ради достижения этого - успех (в том или ином проявлении) неизбежен.
Что означает ценить искусство?
У Стругацких в романе «Град обречённый» есть одна замечательная идея, которая мне очень близка. Это идея Храма Культуры. Многие наверняка это произведение уже читали, кто захочет - прочтёт, я же позволю себе процитировать небольшой отрывок из него, чтобы было понятно, о чём идёт речь...
…У храма есть - Изя принялся загибать пальцы - строители. Это те, кто его возводит. Затем, скажем, м-м-м… тьфу, чёрт, слова не подберу, лезет всё религиозная терминология… Ну ладно, пускай - жрецы. Это те, кто носит его в себе. Те, через души которых растёт и в душах которых существует… И есть потребители - те, кто, так сказать, вкушает от него… Так вот, Пушкин - это строитель. Я - это жрец. А ты - потребитель…
Так вот, по моему разумению, быть жрецом искусства - это как раз и означает умение его ценить и понимать. Эта, на первый взгляд, простая формулировка может включать в себя целый пласт разнообразных навыков, знаний и требований. Такой человек старается и сохранить сами шедевры, и владеет полной информацией касательно их. Способен зажечь интерес к искусству в других людях, и сам ПОСТОЯННО открывает для себя всё новые и новые грани в выбранном виде искусства. Способен одновременно быть учителем и учеником, открывая для себя новые закономерности и нюансы.
В качестве примера такого вот «жреца искусства» мне, например, вспомнился, персонаж в исполнении Джека Блэка из фильма «Школа рока».
Его герой сполна отвечает всем этим требованиям. Он и фанатично предан своему делу (пускай и не достиг в нём большой известности), и увлекает страстью к рок-музыке целый класс детей. При этом, герой в процессе обучения детей демонстрирует поистине феноменальный набор разнообразных талантов и знаний - от истории рок-музыки до знания всех нюансов игры на различных инструментах.
Потребитель - это тот, которому просто нравится та или иная вещь (произведение искусства) и он не задумывается над тем как и почему это происходит. Жрец же идёт дальше, ему непременно надо копнуть глубже, докопавшись до самых глубинных причин своего интереса к данному вопросу. И вот когда это сделано, этот предмет интереса такого вот жреца прочно занимает свое место в пантеоне его святынь. А сам жрец, в ходе своих исследований обзаведясь целым ворохом разнообразнейших знаний и навыков, ищет уже новый предмет интереса. При этом, что крайне важно, Жрец не перестаёт любить и ценить уже имеющиеся у него «артефакты», открывая в них для себя все новые грани прекрасного.
На этом всё, спасибо за внимание!