Гении Игры

Oct 19, 2015 13:06

В данной статье, продолжая тему затронутую мной в статье «Мастера и Ремесленники», я хотел бы, с помощью читателей, провести аналогию или параллель между игрой в футбол и изобразительным искусством. Аналогия эта не нова и часто применялась в зарубежных СМИ, в частности - Италии, где знаменитых нападающих (Р.Баджо, Дель Пьеро, Тотти) сравнивали с великими живописцами прошлого. Сдругой стороны - здесь будут снова затронуты те же вопросы, что и в статье - "Теория эволюции футбола - часть вторая", только под несколько другим, что называется, углом.

Как уже было показано в предыдущих статьях, футбол я считаю Искусством. В этой связи хотелось бы поговорить о вещах или вопросах, актуальных при этом моём интересе вот в каком аспекте. Насколько возникшие перед мною вопросы будут актуальны для людей, для которых родным искусством является изобразительное (живопись или скульптура).

Вопрос первый - выбор своего кумира.
Каждому из нас присущ субъективизм, одному нравится одно, второму - другое. Футбол не исключение. Если не руководствоваться патриотическими мотивами (лучший игрок - это тот, который играет за мою родную команду) или «глорихантеровскими» (лучший игрок - сам результативный игрок лучшей команды на данный момент), то тогда выбор кумира будет основан именно на таких началах. В частности, если игрок демонстрирует особо эффектные финты и трюки, которые именно мне по душе. И тут возникает первая сложность вот какого рода. Как отделить «понты» от действительно классных вещей, ведь вполне может оказаться так, что все эти трюки не несут за собой «художественной ценности» (другими словами - не обостряют игру, а только вредят команде). И вот уже на этом этапе должна происходить некоторая переоценка, а точнее - проверка ценностей. Так ли на самом деле хорош выбранный мною кумир, как я это представлял вначале. Переоценка эта касается непосредственно тех эффектных моментов, благодаря которым был сделан первоначальный выбор кумира, а именно - трюки должны быть не только красивыми, но ещё и эффективными. И уже на этой стадии нужен определённый уровень понимания такого искусства, как футбол. Заметьте, что всё это происходит ещё до стадии сравнения с другими игроками. Когда же заходит речь о сравнении, то сразу возникает второй вопрос.

Вопрос второй - место выбранного кумира в современном футболе.
Допустим, я пришёл к выводу, что трюки, демонстрируемые выбранным мною игроком реально эффективны. Можно ли на этом успокоиться и с уверенностью заявить - вот он кумир на все времена? Конечно, нет. Ведь рядом есть достаточное количество других известных игроков, которые также демонстрирую эффектную игру. Как провести сравнение и выбор между ними? Тут, во-первых важно абстрагироваться от привязки «конкретный игрок - его финты», и рассмотреть, так сказать, финты отдельно от игрока. В этом вопросе важно понять - в чём их особенность, а в чём - ценность (эффективность). Получив такое понимание, мы уже можем уверенно применять его по отношению к другим игрокам.
Но и это ещё не всё. Поскольку футбол - это не показательные выступления, а довольно жёсткий игровой вид спорта, так или иначе встаёт вопрос - а насколько эффективно выбранный мною исполнитель способен решать поставленные перед ним задачи. Ведь можно привести множество примеров того, как игрок, демонстрирующий яркую и эффектную игру, так и не смог до конца раскрыть свой потенциал. В результате можно прийти к выводу, что для того, чтобы кумир считался кумиром, он должен, словно канатоходец, балансировать по тонкой грани между эффектными трюками и эффективной игрой (что подразумевает, прежде всего - надёжное исполнение простых вещей). Удержаться на этой грани, как показывает мой опыт, под силу далеко не каждому.
В этом вопросе - сравнении одного игрока с другими, я считаю нужным отметить один важный момент. Если в первом пункте второго вопроса - КАКОЙ ИГРОК МНЕ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ, ещё можно получить однозначный ответ, то при ответе на второй пункт - КТО ИЗ ИГРОКОВ СИЛЬНЕЕ, нас ждёт тупик. И это неудивительно. Ведь один игрок сильнее в одном аспекте, другой - в другом, третий хорош сразу в нескольких, но по каждому в отдельности проигрывает первым двум исполнителям. А таких аспектов в футболе - множество, и находятся они в тесной взаимосвязи. И это я ещё не переходил к третьему вопросу.

Вопрос третий - место кумира в истории.
До сих пор мы рассматривали один отдельно взятый временной отрезок - здесь и сейчас. А как быть, если задаться вопросом - «Кто из игроков за всю историю футбола достоин считаться самым-самым?» Даже сравнивая игроков из одного временного отрезка, мы не смогли прийти к однозначному ответу, а что уже говорить об игроках за всю историю. И зачем вообще это надо?
В статье «Теория эволюции футбола, я уже раскрывал эту тему, но здесь хотелось бы к этому вопросу с другой стороны, с точки зрения Искусства. Так, в статье «Мастера и Ремесленники» я привёл критерий настоящего искусства, благодаря которому можно выделить тех людей, которые в своём деле сумели возвыситься над всеми остальными. Критерий этот вызвал некоторое непонимание у других людей. Я его напомню.
Первое - человек способен создавать шедевры, недосягаемые для большинства других высококлассных специалистов.
Второе - шедевры эти должны создаваться не раз, не два, а РЕГУЛЯРНО.
Третье - эти шедевры являются источником вдохновения для тех других, которые идя за Мастером, сами становятся новым Мастером или высококлассным Ремесленником (это уж кому как дано).
Человека, который отвечает всем трём пунктам критерия, я назвал Мастером. Но можно назвать его также Гением, и возможно это будет даже правильнее.
Как видно из определения всё сводится к такому понятию как «шедевр». Что же такое шедевр в футболе? Это не просто красивый и удачный финт или удар, это нечто большее…
У Артура Шопенгауэра есть высказывание «Талант попадает в цель, в которую никто не может попасть. Гений попадает в цель, которую никто не видит." Я же попытаюсь продемонстрировать этот афоризм на примере футбола.
Когда на поле возникает игровая ситуация, в которой есть эффективное решение, но в то же время - это решение неочевидно для большинства игроков, и в первую очередь - игроков защищающейся команды, гений это решение видит и исполняет. Это умение называется - видеть поле (лучше бы это конечно продемонстрировать на конкретных примерах с помощью видеоряда, что возможно мной будет сделано несколько позже). Пока же приведу несколько цитат от гения такой игры выдающегося советского футболиста Эдуарда Стрельцова.

- С того момента, когда я чётко понял, что вижу поле, жизнь моя в футболе приобрела смысл. Когда видишь поле, футбол становится большим, чем игра…
- Самое красивое в футболе - простота: когда Лёве (речь идёт о Льве Яшине) не надо падать - он и не упадёт. А иной для публики старается - мяч рядом, а он ноги задирает…
- Сильный удар эффективен, конечно, но мне дороже голы, родившиеся из неожиданной ситуации - такие вот голы, по-моему, искусство…

Все эти высказывания, на мой взгляд, достаточно ярко иллюстрируют то, о чём я здесь хотел сказать. Гений играет так, как того требует данная игровая ситуация. Надо в данной ситуации просто покатить мяч - он не совершает никаких лишних действий. Надо в данной ситуации исполнить сложный пас или удар - он его исполняет. Вся эффектная техническая сторона в данном случае исходит от того, что в конкретной ситуации, для того чтобы поставить оборону соперника в тупик, именно так и надо было сыграть. Весь фокус в том, чтобы суметь не просто увидеть неожиданное для большинства развитие атаки, но и суметь это решение воплотить в жизнь. Повторю ещё раз - НЕОЖИДАННО (для соперника, для зрителей), НО В ТОЧНОСТИ ТАК, КАК ТОГО ТРЕБУЕТ ДАННАЯ ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ - вот отличительные черты футбольного шедевра. И те игроки, которые способны едва ли не в каждом матче выдавать подобные вещи, в полной мере претендуют на звание Гениев Игры.
Таким образом, от каких-либо эффектных ярких моментов, благодаря которым зародился наш первоначальный интерес к творчеству отдельных представителей искусства (в нашем случае - футбола), за счёт неустанного и кропотливого развития понимания этого вида искусства, можно прийти к пониманию истинной глубинной сущности этого искусства на примере его шедевров. Вот и ответ на вопрос, который был задан в начале этого раздела - «Зачем нужно сравнивать кумиров?»
В данной статье я попытался раскрыть свое понимания того, что есть «Мастер», «шедевр» и «искусство» на примере игры в футбол. Но мне также было бы любопытно проверить эти выкладки на примере изобразительного искусства (в начале статье я упомянул, что такие аналогии применяются довольно часто). Поскольку сам я не специалист в данном вопросе, то в этой связи было бы крайне любопытно выслушать мнение именно людей искусства, в частности - насколько справедливы эти формулировки по отношению к их виду искусства.

об искусстве, о "звёздах", футбол и не только

Previous post Next post
Up