Теория эволюции футбола - часть вторая, или

Oct 19, 2015 12:47

Кто на свете всех сильнее - Пеле, Марадона или Месси.
За всю историю футбола было немало звёзд, поражающих воображение зрителей своим непревзойдённым мастерством. Вольно или невольно встаёт вопрос - «А кто же из них лучше, сильнее, круче?» В подавляющем большинстве этих споров явно присутствует огромная доля субъективизма. Персональные фанаты какого-то игрока напрочь не хотят слышать никаких аргументов в пользу другого, старое поколение болельщиков упорно придерживается той точки зрении «Что в НАШЕ ВРЕМЯ всё было по-другому - трава зеленее, деревья больше и звёзды настоящие».

Совершенно очевидно, ЧТО У КАЖДОГО ВРЕМЕНИ - СВОИ ГЕРОИ. В молодые годы всё воспринимается ярче, эмоциональнее и кумиры молодости ярче врезаются в память, чем звёзды последующих лет. Также не менее очевидно то, что с возрастанием скоростей и интенсивности игры общий уровень мастерства каждого нового поколения будет выше, чем предыдущего.
К написанию этой статьи меня подтолкнуло интервью известного на Украине ведущего и журналиста с известным форвардом киевского «Динамо» 70-х годов (чтобы у Вас не возникало вопросов. сразу скажу, что это был Владимир Онищенко). Как всегда, ведущий не смог удержаться от банального вопроса - «Кто на Ваш взгляд, всё-таки, лучше - Пеле, Марадона или Месси?». Ответ игрока был очевиден - «Конечно, Пеле, поскольку я видел его непосредственно на поле (играл против него в одной из товарищеских игр), и у него, в отличие от Месси, в игре не было слабых сторон (у Месси слабой стороной наш форвард определил игру головой)».
Лично меня данный ответ не вполне удовлетворил, поскольку не был задан вопрос - «А ЧТО ИМЕННО СРАВНИВАТЬ?». Если уровень технической оснащенности, скорость и интенсивность действий, то в предыдущей статье, мною, кажется, ясно были изложены веские аргументы в пользу более молодого поколения. А вот если сравнивать степень влияния на игру своей команды того или иного Гения футбола, а то и его влияние на развитие игры в целом…

Я долго размышлял над вопросом - зачем вообще сравнивать игру звёзд? Какой в этом смысл?
Во-первых, сравнивая мастерство и технический арсенал звёзд разных поколений, как разных лет, так и какого-то одного периода, можно отследить (и соответственно - предугадать) тенденции развития игры в целом.
Во-вторых, отслеживая проявления гениальности в игре выдающихся мастеров футбола, можно научиться своевременно разглядывать и оценивать подобные навыки у молодых игроков.
Наконец, третье (и возможно - главное), научившись, что называется «отделять зёрна от плевел», в нашем случае - отдельные эпизоды удачной игры от реального мастерства игроков, мы, простые любители футбола, сможем лучше понимать, а в отдельных случаях и предугадывать эту великую игру.
Сразу должен предупредить, сравнивать уровень мастерства разных исполнителей топ-класса - дело неблагодарное. Тем не менее, далее я постараюсь привести несколько критериев, благодаря которым можно «вычленить» действительно классных игроков, от тех, кто только кажется таковым благодаря рекламным компаниям и прессе.

По моему скромному мнению, одним из главных критериев уровня мастерства игрока атаки (а именно они более всего на виду) является результативность, причем в долгосрочном периоде. Главным преимуществом такого критерия является то, что его достаточно легко использовать - достаточно лишь изучить общие статистические данные игроков, касающиеся из результативности. Но при всей кажущейся простоте этого критерия, уже на этом этапе можно достаточно уверенно отсеять тех игроков, которые яркую и феерическую игру демонстрируют лишь эпизодически, от случая к случаю.

Следующий критерий, который хотелось бы здесь рассмотреть, называется MVP (от английского - most value player). С его помощью даже среди большого множества действительно классных игроков можно выявить тех, кто определяет игровый стиль всей команды, причём - независимо от амплуа игрока. Суть этого критерия заключается в следующем: насколько конкурентоспособнее становится команда при наличии (отсутствии) конкретного игрока. Использовать этот критерий значительно труднее, чем предыдущий, но, в принципе, возможно. Для этого мне, как болельщику, понадобится сравнение результатов игры команды с приходом или уходом определённого игрока, а также то, насколько конкурентоспособна команда этого игрока в периоды его отсутствия из-за травм и дисквалификаций. Имея данный объём информации, можно сделать достаточно однозначные выводы относительно того, насколько тот или иной игрок определяет лицо команды.

Тут я не могу удержаться от сравнения таких игроков как Марадона и Пеле. На время выступлений короля футбола за сборную пришлось целых два поколения выдающихся бразильских мастеров. Как результат - три титула чемпиона мира по футболу за 12 лет, причём к одному из чемпионских титулов сам Пеле имеет довольно слабое отношение (на чемпионате мира 1962 года в первом же матче получил тяжёлую травму и больше до конца чемпионата на поле не выходил).
В лучшие годы Марадоны (1985 - 1990 гг) сборная Аргентины, пережившая исход со сцены игроков, ставших чемпионами мира в 1978 году (что интересно - без Диего, которого тогдашний тренер Сезар Луис Менотти «отцепил» в последний момент), без него представляла собой довольно среднюю команду, предпочитавшую игру от обороны с одним классным форвардом впереди (сначала Вальдано, потом - Каниджа). Зато при наличии Марадоны, эта команда дважды доходила до финала чемпионата мира, сумев выиграть один из титулов в 1986 году.

Очень тесным образом с понятием MVP связано такое понятие, как «лидер» на поле. Достаточно чётко такое понятие раскрыл один из баскетбольных комментаторов, сравнивая Майкла Джордана и Коби Брайанта - «Лидер это тот, кто делает своих партнёров сильнее». Другими словами - даёт игрокам своей команды дополнительную мотивацию в игре. Как он это делает - отдельный вопрос.
С одной стороны «мотивировать» своих партнёров можно вербально, одновременно подстёгивая их, подсказывая и командуя ими. С другой стороны - совершая огромный объём работы, личным примером подавая своим партнёрам образец для подражания, причём прямо здесь и сейчас. С третьей - умело и грамотно взаимодействуя с партнёрами на поле, постоянно предлагая им хороший шанс проявить свои лучшие игровые стороны. Для по-настоящему великих игроков характерно наличие всех этих умений.

Наконец, критерий, который я оставил напоследок.  Его я бы назвал "образ игрока". Он намного менее очевиднее, чем предыдущие, зато, если научиться им пользоваться, он становится едва ли не определяющим. С одной стороны, индивидуальные статистические данные игроков и результаты игры команды - это то, что более всего на виду, а значит - может подлежать оценке, с другой - необходим тщательный анализ того, КАК ИМЕННО играет тот или иной мастер кожаного мяча - каковы его сильные игровые стороны, чего от него можно ждать на поле.
Помните то самое рассуждение В.Онищенко о сильных и слабых сторонах Пеле и Марадоны? Так вот, большинство спортивных аналитиков (как отечественных, так и зарубежных), при оценке мастерства игроков предпочитают использовать своеобразную таблицу игровых навыков (или по-английски «skills»), в которой какому-то определённому навыку присваивается оценка, обычно - по десятибалльной шкале. Например:
Дриблинг - 8 баллов
Скорость - 7 баллов
Пас - 6 баллов
Удар - 9 баллов
Сразу скажу - я ПРОТИВ подобной методики, поскольку каждый из таких компонентов включает в себя множество дополнительных навыков и аспектов, которые, к тому же, тесно связаны с другими, Например, как можно оценивать уровень дриблинга игроков, обладающих разными скоростными характеристиками? А как оценивать такой компонент как техника владения мячом, который включает в себя огромное множество компонентов, навыков и нюансов? Оценивать качество дриблинга или искусство паса - штука довольно тонкая и сложная, и далеко не каждому "специалисту" по плечу. Недаром действительно классные селекционеры, которые могут разглядеть задатки таланта в юных футболистах, находятся на столь высоком счету.
От сравнения сильных и слабых сторон отдельных звёзд нам, болельщикам никуда не уйти, но... Вместо того, чтобы сравнивать так называемые сильные стороны в игре исполнителей, я предлагаю сравнивать то, как сильно и за счёт чего тот или иной игрок может менять ситуацию на поле. Более подробно об этом Вы можете прочитать в этой статье.

В результате, перед Вами, читатель, три критерия оценки таланта игроков. Ключевом моментом является то, что помимо того, что нужно уметь применять каждый из этих критериев по отдельности, полную картину относительно того или иного игрока можно составить только при их комплексном использовании. Как Вы уже наверняка заметили, касаются они в основном игроков топового уровня, то есть тех, кто уже на виду. С другой стороны - нам другие и не нужны, ведь мы с Вами не разыскиваем талантливую молодёжь по глухим сёлам. Задача, которую я поставил перед собой, а теперь и перед Вами - избавиться от навязываемых прессой, комментаторами и основной массой болельщиков ярлыков и штампов и научится глубже понимать такую игру, как футбол.

Ещё одно отступление в сторону, на этот раз - последнее. Вы, читатель, могли заметить, для успешного применения всех трёх критериев необходимо умение грамотно работать со статистикой. И если в первом случае (критерии) достаточно было лишь общих статистических данных, то для использования остальных, кроме общей статистики, нам понадобится и специальная, которой непосредственно оперируют специалисты в командах и клубах. Где её взять - вопрос другой (сейчас, например, есть специализированные сайты со всеми возможными статистическими данными). Вопрос в том - как эти данные применять. Мне почему-то вспомнился фильм оригинальное название которого “Moneyball”, главные роли в котором исполнили Брэд Питт и Джона Хилл. В частности, эпизод, в котором главный менеджер бейсбольной команды (Б.Питт) устраивает показательный урок своим помощникам, мнящим себя великими специалистами, противопоставляя им молодого аналитика, по роду своего образования не имеющего отношения к бейсбольной науке. Так вот, знание специфики, а значит и всех тонкостей игры - конечно, наипервейшее условие для успешного применения всех этих критериев. Но с другой стороны, мне непонятна и позиция - «Вам не понять всю глубину наших глубин, поскольку Вы играли только во дворе, а я - тренер (игрок) команды высшей лиги». Как показывает опыт, большинство людей с такой позицией на деле показывают полную неспособность развиваться и учиться чему-то новому, предпочитая выезжать, что называется, на своём старом багаже знаний.

В заключение этой статьи приведу ещё несколько замечаний. Вы не могли не обратить внимание на то, что для применения двух главных критериев оценки мастерства - MVP и “образ игрока”, игру отдельных исполнителей нужно наблюдать «воочию», хотя бы - просматривая игры с их участием полностью, а не по нарезке хайлайтов с Интернета сомнительного качества. Нет, сами хайлайты, умело подобранные и в отличном качестве - вещь очень классная и полезная. Речь о другом - в среде болельщиков, с вирусной быстротой плодятся «специалисты», которые по двум-трём фрагментам способны вынести окончательный вердикт тому или мастеру футбола.
В который раз не устану напоминать - НЕ ИДИТЕ НА ПОВОДУ У МНЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА, не бойтесь и не ленитесь думать, анализировать и применять свои знания.

о "звёздах", футбол и не только

Previous post Next post
Up