В первобытном мировоззрении Солнце представляется дочерью Матери Земли. Тьма материнского чрева - та же тьма подземных недр Земли; и так же, как мать рождает дитя, Земля ежедневно рождает Солнце (на это указывает выходящая из женского лона голова - "солнце" - ребёнка).
Первоначально слово "солнце" в мифологии славян было женского рода. В древнерусских сказаниях говорилось о том, что на Иванов день (24 июня) из своего чертога выезжает на колеснице "Солнца" навстречу своему жениху Месяцу. "Солнца" - это девушка ("красна девица" русских народных сказок); она всегда представлена в образе невесты. (Послушать русские крестьянские песни о солнушке можно на сайте
MP3-Engine.Ru, написав в поисковике слово "солнушка".)
В Ригведе Суриа (солнце) - невеста, а Сома (луна) - жених. Аналогичным образом в Эдде луна и солнце - соответственно жених и невеста. У скандинавов средневековые источники упоминают богиню сонца Сол, за которой гонится волк. В немецком языке слово "солнце" - женского рода (die Sonne), а "луна" - мужского (der Mond). В староанглийском языке слово "солнце" тоже было женского рода. У хеттов и у
грузин божество солнца было женским. Солнце считалось "женщиной" у австралийцев, малайзийцев, эскимосов, некоторых индейских племён.
Литовское saule - слово женского рода. Литовский фольклор богат песнями, в которых солнце представляется девушкой, невестой. Свадьба происходит "за морем", на западе (т.е. там, где солнце "заходит", умирает; следовательно, солнце-дева достаётся владыке преисподней). В литовской песне в адрес возрождающегося солнца говорится: "Милое Солнышко, божья дочка, что так долго жила вдали от нас?" (Потебня А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий. - М., 1865, с. 225).
Бессмертной душою Солнца являлась птица Феникс - сгорающая и возрождающаяся из пепла. Возможно, "таинственность", "безымянность" души (существовало табу на произнесение её имени) и стала причиной забвения её женской сути, превращения самого имени Феникс в слово мужского рода. Но в русской традиции она неизменно женского рода - птица Феникс, "Жар-птица".
В тайных и, несомненно, древнейших заклинаниях великороссы обращались к дневному светилу: "Матушка, красная Солонь!" А. Афанасьев писал, что в народных песнях зимнее солнце представляется в образе женщины. Сохранилась в записи XIX века удивительная по своему космическому мироощущению песня липецкой девушки (Тамбовская губерния), которая перечисляет свою астрально-космическую родословную:
"Мне матушка - красна Солнушка,
А батюшка - светел Месяц,
Братцы у меня - часты Звёздушки,
А сестрицы - белы Зорюшки".
В песенном творчестве практически всех славянских народов мы встречаем уподобление человеческой семьи основным небесным светилам - солнцу, месяцу и звёздам. В одной русской колядке, записанной на Севере, пелось:
"Стоят три терема златоверхие:
В первом терему - млад светел Месяц,
Во втором терему - красно Солнышко,
В третьем терему - часты звёздочки.
Светлый Месяц - то хозяин в дому,
Красно Солнышко - то хозяюшка,
Часты звёздочки - то детушки".
Южнее эта коляда исполнялась немного по-другому:
"На дворе у него да три терема:
Во первом терему да светел Месяц,
Во втором терему красно Солнышко,
В третьем терему часты звёзды;
Что светел месяц, то Устинов дом,
Что красно солнце, то Улита его,
Что часты звёзды, малы детушки" (цит. по: Серяков М. Сварог. - М., 2004, с. 70).
Аналогичную картину мы видим и в украинской колядке:
"Що на небi мiсяць - то наш господарь,
Що на небi зiрки - то его дiтки,
Що на небi сонце - то его жiнка".
По мифам многих народов, место постоянного обитания Солнца - подземный мир, и выходит оно на небо временно, причём не по своей воле. У древних славян ночь на Ивана Купалу 24 июня считалась брачной ночью "Красной Девицы" и рогатого бога преисподней. При этом Солнце-Дева погибала, но утром 25 декабря на небо восходила девочка Коляда. Хотя современные родноверы считают Коляду "славяно-русским богом", но этнография говорит о другом. В украинской колядке есть такие слова: "Уродилась Коляда накануне Рождества".
Раньше у русских крестьян существовал следующий обряд, совершавшийся на Рождество: девицу, одетую в белую одежду, возили в санях; её называли "Колядой". У поэта Сергея Есенина в описании зимы есть слова: "забежала Коляда на село". Есенин, будучи выходцем из крестьянской среды (в отличие от современных родноверов), очевидно, знал, что в народе существовало такое представление.
Нетрудно угадать в этой Коляде нынешний персонаж новогодних праздников, известный под названием Снегурочка. В Германии в рождественский вечер носили соломенное чучело, одетое старой женщиной, в полночь его сжигали, а на его место сажали девочку в белой одежде с золотой короной на голове [1] и носили её с пением по деревне. Именно поэтому у древних германцев Рождество называлось "материнской ночью".
В эпоху матриархата символом ночного светила являлся бык, а символом дневного - корова.
Происхождение слова "корова" пока достоверно не установлено. Представляется, что ключ к его объяснению содержится в некоторых несомненных параллелях, имеющих явную космическую направленность. Слово это - "каравай". Каравай - первоначально непременный элемент свадебного обряда, видимо, означавший ритуальную смерть невесты-солнца и выбор новой девочки-"коляды". Ныне отголосок этого обряда сохранился в популярной детской игровой песенке (несомненно, древнего происхождения) с припевом "каравай, каравай, кого хочешь выбирай".
Всё вышесказанное наводит на предположение, что корневая основа "кор-" в однокоренных словах "корова" и "коровай" связана по смыслу и происхождению с корневой основой "хор-", где "к" и "х" - трансформирующиеся взаимозаменяемые согласные звуки. Это доказывают и варианты русского слова "хоровод" - "коровод" (В. Даль) и "корогод" (М. Фасмер), означающий круговой танец (ср. "корона" - кольцеобразный головной убор, от латинского слова, означающего "венок"). В древнеславянских же обрядах хороводы были связаны с культом Солнца.
В Индии задолго до вторжения ариев сформировался культ священных коров, бытующий и по сей день [2]. Корова - животное из разряда "неприкасаемых", в то время как бык - жертвенное животное.
Бык стал аналогом луны в силу ассоциативной связи, возникшей из-за сходства рогов и полумесяца.
Помимо того, лунный серп является ладьёй, отвозящей умерших в царство мёртвых.
Луна, в отличие от Солнца, - это мёртвое светило. В связи с этим в лоне матриархальной культуры сложилось представление о Луне как обиталище духов умерших предков. Это представление зафиксировано в ассиро-вавилонской, финикийской, хеттской и анатолийской иконографии, а впоследствии распространилось на памятники и надгробия по всей Римской империи.
Духи умерших - это семена будущих жизней. В этом смысле Луна в эпоху матриархата рассматривалась как семянохранилище, а небесный Бык - как осеменитель женщин. В авестийском языке есть специальный эпитет для месяца - "содержащий семя для коров" (Соколов С. Н. Язык Авесты. - Л., 1964, с. 247). Корова же являлась аллегорией женского начала [3].
Женская беременность длится, как известно, около 280 дней, то есть 10 лунных месяцев. Четырёхнедельный лунный цикл совпадает с женским менструальным циклом, который обычно составляет 28 дней. Это соответствие привело к тому, что между женщиной и лунным Быком установилась мистическая связь, тем более что количество дней в году - 364 - без остатка делится на 28 [4].
В мифологическом сознании возникло представление о том, что бог луны вызывает периодическое ежемесячное недомогание женщин. Перед новолунием луна в течение трёх ночей остаётся невидимой; в древности люди верили, что на это время небесный Бык спускается на землю. Бык воспринимался как небесный Жених, жаждущий встречи с молодыми девушками. Такая мистическая встреча могла состояться во время менструации, когда вместе с менструальной кровью из девушки исходила душа [5]. Именно в этот момент ею могли овладеть потусторонние силы; небесный Бык мог "войти" в неё и "осеменить" её новой жизнью духа. Во всех древних обществах существовал строгий запрет для мужчин прикасаться к женщинам во время менструации; "критические дни" были временем общения с рогатым богом; для этого женщины удалялись из своих общин и самоизолировались в пещерах и гротах, землянках, шалашах, "избушках на курьих ножках".
Эта древнейшая традиция сохранилась до нашего времени. У некоторых "примитивных" народов девушки с появлением первых признаков созревания изолируются не только от соплеменников, но и от солнца. Старые опытные женщины утверждают, что девушку "одолела мощная сила... Если не держать её в узде, она разрушит не только саму девушку, но и всех вокруг".
Здесь мы вплотную подошли к женским инициациям, но это - отдельная большая тема, которой мы пока касаться не будем.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Нимбы разных видов первоначально возникли в качестве символа Богини. Кибела изображалась с зубчатой короной или диадемой на голове.
Диадема украшала голову греческой Геры и Римской Юноны.
Уподобляясь Богине, женщины носили диадему; русский кокошник имеет такое же происхождение.
Поскольку диадема была атрибутом божественной владычицы, она стала символом царской власти. Затем, в эпоху патриархата, нимб был переосмыслен как сияние вокруг головы огнесветоносных богов.
Впоследствии он применялся как символ божественности на изображениях римских императоров,
буддийских и христианских святых.
И ещё раз кокошник для сравнения:
[2] Почитание коров, восходящее к доарийской эпохе, особенно присуще Южной, дравидийской Индии; культ коров чужд Ригведе.
[3] Эта аллегория сохранилась до сих пор в русском молодёжном слэнге, где "тёлка" - девушка.
[4] 13 лунных месяцев по 28 дней = 364. В 13-м месяце "умирал" старый год. (Кстати, у древних евреев числа обозначались буквами; число 13 выражалось буквой "м", и с этой же буквы начиналось слово "мэм" - смерть.) Дополнительный день земного года, возникающий из-за несовпадения сидерического года и первым месяцем нового календарного года, и был самым важным (и самым "страшным") из 365 дней.
[5] "Душа человека - в крови", верили древние люди, в том числе и иудеи, согласно ветхозаветной книге Левит 17:11.