Свяшенники и мистики (5).

Jun 24, 2017 21:07

В продолжение постов Священники и мистики, Священники и мистики (2), Священники и мистики (3) и Священники и мистики (4).

Интересная закономерность: священники, как правило, легко инкорпорируются в структуры государственной власти, в то время как мистики, как правило, отвергаются этой самой властью. Довольно часто государственные чиновники объединяются со священниками в "крестовом походе" против мистиков.

Шаманы, безусловно, относятся к мистикам. И, надо сказать, что шаманизм, по сути, всегда был в оппозиции к "сильным мира сего". Мы помним, что ещё в 1696 году воевода Арсеньев официально и "накрепко" запретил камлания в Якутске и его ближних окрестностях, дабы шаманы своими тайными знаниями и независимыми взглядами не провоцировали выступления против колониальной администрации.

Но ещё до приказа русских многие шаманы периодически попадали в опалу родовых князей-тойонов, фактически всякий раз, когда предсказывали или открывали что-то неугодное местной власти. Заставляя отрекаться от подобных пророчеств и озвучивать то, что было нужно богатой верхушке, тойоны "били их смертным боем".

Исследователь якутского фольклора Г. У. Эргис (взявший фамилию-псевдоним по имени одного из великих шаманов) в своём двухтомном собрании старинных преданий приводит пять сюжетов с участием ойунов (шаманов), и во всех они выступают в роли пострадавших от богачей-тойонов.

О преследовании шаманов советской властью см.: Шаманы под запретом власти

шаманизм

Previous post Next post
Up