Очень интересное наблюдение сделала
gyanarthi в
о брахманах, пандитах и садху:
"В рунете некоторые личности, преимущественно мужеска пола, увлекающиеся изучением индуизма по книжкам на русском и английском - никак иначе нельзя назвать их деятельность, исходя из их суждений - периодически начинают дро превозносить "крутость и учёность" брахманов [1] по сравнении с садху [2].
Однако же, даже те брахманы, которые поют о том, что так заведено Богом, что именно брахманы служат пуджари в храмах и исполняют обряды, часто являются бхактами того или иного/той или иной садху и, приходя в ашрам, касаются его/её стоп, уважительно слушают, оставляют пожертвования, временами выполняют роль "сбегай-купи то-то" - причем не только по поручению садху, но и его/её учеников, и прочую севу и носят благословленные садху нитки на себе. Казалось бы, ты - пандит не только по джати, но и по профессии, зарабатываешь этим немаленькие деньги, проведи себе ритуал, однако же предпочитают просить помощи у тех, у кого есть реальная шакти и возможность не просто умно, долго и красиво говорить на духовные темы, но и делать. О брахманах, которые по профессии учителя-юристы-врачи я даже и не говорю - они в целом знают примерно то же, что и другие касты, практикуют, в основном, враты и также ходят в ашрам к садху.
Я не общалась с брахманами из Шанкарачарья-питхов или в Варанаси, у них, возможно, как-то всё по-другому, но "в среднем по северу/центру Индии" можно наблюдать именно то, что я описала."
Если прикладывать индуистские религиозные мерки к русскому православию, то брахманов можно сравнить с клириками церковной иерархии. В Православной церкви различают высших клириков -
священнослужителей; и низших -
церковнослужителей. И тех, и других наблюдается изрядное количество в современной России.
А кого же в православии можно уподобить садху? Первое, что приходит в голову, - это образ юродивого.
Если в современной Индии, согласно Википедии, от 4 до 5 млн садху, то в современной России юродивых днём с огнём не сыщешь. Потому-то и невозможно себе представить такую картину, чтобы священнослужители РПЦ почитали какого-нибудь живого святого юродивого, уважительно слушали его, выполняли его поручения и т. д. А ведь по идее должно было бы быть именно так! В Евангелии описывается, как "брахман" Никодим, член иудейского синедриона, по ночам тайно приходил к "садху" Иисусу. "Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог." Тем самым он признал, что в Иисусе больше Божественного, чем во всех фарисеях синедриона.
Значит, и индуистские брахманы чувствуют, что садху ближе к Божественному, чем они сами. По крайней мере, они не кривят душой и внушают к себе такое же уважение, как и фарисей Никодим.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Бра́хманы или брами́ны (от
санскритского слова
IAST Brāhmaṇa
IAST;
деванагари ब्राह्मण) - члены высшей
варны индуистского общества. Аналог европейского
духовенства.
[2] Са́дху (
санскр. साधु, sādhu
IAST) -
термин, которым в
индуизме и
индийской культуре называют
аскетов, святых и
йогинов, более не стремящихся к осуществлению
трёх целей жизни индуизма:
камы (чувственных наслаждений),
артхи (материального развития) и даже
дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению
мокши (освобождения) через посредство
медитации и познания
Бога.
Обычно садху - это монахи, отрёкшиеся от мира и отказавшиеся от материальных наслаждений. Они живут в пещерах, лесах или
храмах по всей
Индии.
Существует два основных течения среди общества садху: Садху-
шиваиты - аскеты, посвящающие свою жизнь
Шиве, и садху-
вайшнавы -
преданные Вишну и его
аватарам, таким как
Рама и
Кришна. Малочисленной группой по сравнению с двумя другими являются садху-
шакты, преданные богини
Шакти, божественной женской энергии, женской ипостаси Бога.
Считается, что садху умерли для себя, и официально умерли для Индии как её граждане. Часто садху проходят через особый ритуал, во время которого присутствуют на своих собственных похоронах, после чего они принимают
гуру и следуют за ним в течение многих лет, служа ему и перенимая необходимый опыт.