Ликийская тропа, стремительный матрас: Гейнюк - Чирали (часть 1)

Nov 30, 2018 19:46


Во второй половине ноября прошелся по Ликийской тропе. Планировал пройти новый для меня участок с самого начала (точнее, конца - тропа идет с Запада на Восток), от Геикбаири. Заехать к запланированному началу маршрута не получилось, поэтому прошел стандартный маршрут: Гюйнюк - каньон Гюйнюк - Гедельме - пер. Тахтали - Бейчик - Чирали - Адрасан - Карайоз.
Вторая часть похода от Чирали до Карайоза описана здесь




До Чирали прошел за 2 дня + вечер дня прилета, потом на день завис в Чирали, и еще два дневных перехода в Адрасан и далее в Карайоз. Это примерно 115 км.
Первая часть маршрута, с точностью до прохождения некоторых участков, совпадает с нашим походом в январе 2016 года. Но тогда нам понадобилось на это 4 полных дня, плюс день отсиживались под ливнем.




Вначале кратко организационные моменты.
По снаряжению - примерно стандартный набор для быстрого незимнего трекинга. Целевой стартовый вес рюкзака - 10 кг (с едой на 6 дней), сейчас получилось килограмм 12 - прогноз обещал сильные дожди первые 2-3 дня, набрал лишнего. В принципе можно было бы лететь только с ручной кладью, но нож-колышки-стойки-трекпалки... Думаю написать отдельный пост по снаряге и еде для такого формата путешествий.
Из еды - попробовал новый для меня отечественный бренд сушенных продуктов - Happy Elk. Если кратко - есть интересные вкусы, надо брать )). В отличие от Їдло и Харчи, он не представлен в харьковских оутдорных магазинах, поэтому покупал в дружественном магазине Top Rope.

Прогноз, к счастью, не оправдался - было пасмурно, иногда шел несильный дождь, но обошлось без катаклизмов. Во второй половине было скорее солнечно.

Логистика: из Харькова в Анталью летает Pegasus с пересадкой в Стамбуле, достаточно удобный ночной рейс. Прямо с аэропорта на 600-м автобусе, который ходит раз в пол часа на автостанцию (Otogar). Пару лет назад в Анталье ввели оплату проезда только с помощью специальной Antalia kart - пластиковой (или бумажной, с ограниченным сроком использования) карточки. Карту можну купить или пополнить в специальных автоматах (есть в частности в аэропорту напротив выхода из терминала), пластиковая стоит 5 лир + ложишь на счет сколько нужно. Кешем расплатиться в городском транспорте не получиться.
Так же от аеропорта ходит скоростной трамвай, но чтобы доехать до автовокзала, нужно делать пересадку. Чтобы попасть в центральную часть Антальи, можно ехать на трамвае + немного пройти. В центре, на набережной, расположен в частности магазин Tibet outdoor, где обычно покупают газ. Однако газ можно купить и в Декатлоне, в паре остановок не доезжая до автовокзала - и это удобнее: едешь туда на 600-м, выходишь возле торгового центра, и потом идешь или едешь на любом проходящем автобусе на Отогар.

Так же нужно обзавестись кешем (снять с карты или поменять) - в глубинке далеко не везде можно расплатиться картой. Курс примерно 5 лир = 1$, 1 лира = 5.3 гривен.

Ориентирование. Специфика Турции - карты в нормальном масштабе там ДСП, как в старые недобрые времена в совке. Поэтому в продаже есть бумажные... скорее это схемы, разной степени неточности. Но вся Ликийка очень качественно прорисована на OSM. Поэтому берем смартфон с любой картографической программой (у меня Oruxmaps), и закачиваем участки, где проходит маршрут, и при необходимости треки с gpsies.com. Я закачал несколько вариантов карт (OSM cyclemap, OSM mapnik, Opentopomap).  Последняя самая наглядная, т.к. содержит обозначения рельефа, но имеет наименьшую детализацию. При переезде в другой регион на Андроиде может потребоваться реинициализация списка спутников (тема для еще одной статьи). Я сделал это только на второй день, в основном ориентировался по карте, изредка включая GPS - чтобы не высаживать батарею. Закачал дюжину треков, но ни один так и не открыл.
Сама тропа маркирована и довольно неплохо, но есть нюансы - в некоторых местах маркировка не однозначна. Особенность Ликийки - довольно часто маршрут перескакивает с тропы на дорогу и наооборот, и не всегда эти переходы очевидны и логичны. Поэтому нужно или постоянно отслеживать маркировку, или заранее по карте прогнозировать места таких переходов. Это же касается и источников воды, особенно в сухой период - за день их может быть всего 3-4, что ограничивает возможные места ночевок, так же постоянно нужно нести с собой воду (мне хватало 2*0.5 литра на старте, пополняя по мере необходимости). По сравнению с январем воды на маршруте было намного меньше.

День 1. 17.11. Гюйнюк - каньон Гюйнюк. Пройдено 9-10 км, 3.5 часа (расстояние - примерная оценка по трекам с www.gpsies.com, время - по фотографиям).

Прилете около 10 утра (в Турции время на час вперед). В Анталье с утра ливень. По описанной выше схеме приехал на автовокзал, купив по дороге газ. Места отправления автобуса на Геикбаири не нашел, потратил пару часов. В итоге плюнул и поехал в Гюйнюк.
Поскольку из Антальи выехал довольно поздно, вышел у моста перед Гюйнюком около 16 часов. Светового времени остается около двух часов (темнее около 18-30), планирую дойти до стоянки у владения правого (ор) притока. Очевидно, что финишировать придется по темноте.
Прохожу КПП нацпарка (от дороги сюда 3-3.5 км), заплатив 8 лир. Площадка на берегу реки, где мы ночевали в 2016, огорожена проволочным забором.
Пасмурно, периодически срывается дождь.




Прохожу немного по каньону, и дальше по тропе наверх. На первом гребне, это где-то минут 40 от начала тропы моим темпом, есть места под палатки, но воду нужно нести с собой.



Как и предполагал, фонарик пришлось включить на перевале, после которого начинается спуск к ночевке. С перевала видны огни домов и в начале каньона, и на Гюйнюк-яйле (почти на одном уровне с перевалом), но предстоит длинный спуск к реке.

Примерно по середине спуска на ровном месте - 2 палатки. Несколько ниже по тропе, но не так и близко, - источник, слабый, но при желании что-то набрать можно.
Наконец спускаюсь к ручью - он сухой. Сюрпрайз, в начале января он был вполне полноводный. Какое-то количество воды у меня есть, но для комфортной ночевки явно недостаточно.
Снимаю рюкзак, спускаюсь к руслу... яма с водой, прозрачная, лягушки не квакают. Зато есть пресноводный крабик. Так что стоянка здесь не просто так.




День 2. 18.11. Каньон Гюйнюк - яйла Гюйнюк - верховья Sapan Dere - Овачик - Гедельме - Яйла-Куздере - стоянка у платанов. Пройдено 23-25 км., время - 8 часов.
Старт в 9:40 - отсыпался после ночных перелетов. Тропа поднимается на склон и вскоре спускается в каньон. Воды немного, все проходится без проблем.
Некоторое время иду по дну каньона - турики, но в принципе направление движения очевидно. Важно не пропустить место выхода тропы на правый по ходу борт. Она идет некоторое время траверсом, а потом выходит на грунтовку. Пасмурно, периодически срывается дождь.




Вверх по дороге,  и снова важно не пропустить место схода с дороги на тропу. Я увлекся и дошел до места где дорога пересекает реку (10:30).




Пришлось несколько сотен метров возвращаться. Дальше снова по тропе, которая поднимается по борту ущелья. Первое пересечение с дорогой игнорируем, на втором - идем дальше по дороге (с тропы повернуть налево).
Маркировка достаточно очевидная. Прошлый раз на первом пересечении мы пошли по дороге, дав дополнительный крюк.
Вскоре рядом с дорогой начинают появляться строения местных жителей. Хороший источник, рядом с которым мы ночевали в 2016, каптирован в пластиковую трубу, но судя по звуку, часть воды протекает и можно набрать. Невдалеке, естественно, домик, кемпинг и все такое.
К 11:30 выхожу к асфальтовой дороге и мосту через реку (исток каньона). Вода еле течет.
Дальше дорога выходит на яйлу Гюйнюк, проходит через поселок, на выходе из которого нужно подняться по грунтовке направо по ходу к последнему дому - вдоль забора продолжается тропа. Одно из мест с неочевидной маркировкой. Мы прошлый раз это место пропустили и до самого Гедельме шли по асфальтовой дороге.
Тропа поднимается по лесу на холм, проходит мимо садов, спускается к дороге, которую пересекает (есть очевидные турики) - и спускается вниз. Там какие-то заброшенные строения (на некоторых треках место отмечено как гранатовая ферма). Кстати, о фруктах - сезон гранатов уже закончился, практически все собрано. Апельсины (на уровне моря) в это время уже вполне спелые.

Дальше по грунтовке, пересекающей траверсом истоки каньона Sapan Dere (есть вариант тропы вниз по ущелью, и потом с подъемом к Гедельме по шоссе). Воды ни в одном из отмеченных источникой и ручьев нет. Тут я немного напутал с ориентированием (сошел с дороги раньше, чем нужно), в итоге вышел на шоссе в районе поселка Овачик. Правильная тропа выходит дальше, к повороту серпантина там где дорога начинает спускаться к Гедельме.
Дальше вниз по асфальтовой дороге. Вид на Гедельме с одного из поворотов серпантина (14:40).




В Гедельме пополняю запас воды в кранике возле мечети (она отчетливо видна на фото выше). От верховий каньона Гюйнюк воды не было.
От мечети поворот направо, и по дороге вдоль сухого русла ручья. В 2016 дорога была вымощена плиткой, сейчас все разбито и заезжено - выше вырубка. Дорога проходит мимо древних платанов и развалин крепости (вероятно не столь древних, на заднем плане). Время - 15:20.




Дальше мимо вырубки грунтовка поднимается на склон, и затем траверсирует хребет - сначала еще одна вырубка, а затем по лесу. По пути пересекает несколько русел ручьев, но воды ни в одном из них нет. В 2016 в ручье с олеандрами тек хороший поток.
На спуске открывается вид на Тахтали, вершина в облаках. В конечном итоге выхожу на асфальтовую дорогу, и по ней - в поселок Яйла Куздере (в 16:50 возле мечети). В поселке несколько краников с водой, один из них у мечети.




Еще один краник - на площадке перед мостом через реку, рядом оборудовано место для отдыха. В 2016 на месте краника не было, возле мечети тоже по-моему не работал. Тут нужно свернуть на тропу, идущую по правому по ходу берегу реки. Довольно крутой подъем по лесу выводит на стоянку под чинарами, рядом хороший источник. Поднимаюсь туда примерно в 17:40, светового времени еще час. Ставлю палатку на небольшой площадке сразу на выходе из леса, до родника метров 200. Тут уже довольно высоко - высота примерно 1100 м.
Ночью пожаловали кабаны, впрочем сильно навязчивыми не были.

День 3. 19.11. стоянка у платанов - пер. Тахтали - Бейчик - Уллуринар - Чирали. Пройдено около 32 км, 8,5 часов.

С утра хорошая погода, периодически проглядывает солнце (по прогнозу был обещан ливень в течении всего дня).
Выхожу в 9:10. Чуть выше источника проходит грунтовая дорога - дальше по ней в сторону Тахтали. Рядом с дорогой - дачи местных жителей, иногда сарайчики, иногда - вполне себе особнячки.



Погода хорошая, во все стороны отличные виды. Впереди Тахтали, на вершине облако.


Зато сзади солнце.




Там где дорога поворачивает вправо-вниз, перед домом, нужно не пропустить тропу которая поднимается на склон. Прошлый раз мы ее таки пропустили (пошли прямо) - в итоге пришлось выбираться по каким-то козьим тропам.

Тропа поднимается по лесу по краю котловины с осыпными склонами, впереди возвышается Тахтали.




Выходит к последнему дому перед подъемом на перевал (сюда же приводит грунтовка, которая идет вокруг) - от ночевки час, время 10:10. Зимой 2016 рядом с баней была времянка из полиэтилена, где мы сутки пережидали дождь.




Дальше тропа идет вдоль забора, и затем снова подъем вправо по ходу. Менее чем через полчаса поднимаюсь на Кедровые стоянки с отличными видами, но воды тут нет.





Даль тропа идет по карсту, еще одна закрытая от ветра стоянка - я дальше широкая котловина. В дальнем конце расположена ферма, в это время тут уже никого нет. За фермой, ближе к дороге - поилки для скота, к которым от источника подведена вода. Слева выглядывает крыша туалета.



Вид назад, ферма за спиной слева.



В дальнем конце поляны указатель. На склон поднимается грунтовка, построенная относительно недавно - в 2016 ее еще не было на картах. Она ведет в Бейчик, но окольными путями, не через перевал.



Поднимаюсь по грунтовке, а потом перехожу на тропу, которая довольно отчетлива читается, но маркировка практически неразличима. Выше новая дорога уходит направо, а налево идет дорога в сторону Тахтали. Иду вдоль нее - на самой дороге знаменитая ликийская красная грязючка, которая мгновенно налипает на кроссовки (высокое содержание глины в грунте). Грунтовка поднимается на склон (она идет до самой вершины), тропа идет правее по седловине, в сторону перевала.

На подходе к перевалу туман, склон Тахтали практически не различим. Подниматься на вершину нет никакого смысла.



Иду по тропе, важно не пропустить место, где она резко сворачивает влево в лес, и дальше идет в сторону спуска с перевала (11:30). Прошлый раз весь перевал был в снегу, и мы довольно долго шли просто по направлению, пока не вышли снова на тропу.

Начинается крутой спуск с перевала по лесу. Впрочем, с легким рюкзаком идти совершенно не напряжно. Прошлый раз мы тут спускались уже в сумерках, после неудачного восхождения на Тахтали, и шлось тяжеловато. В нижней части слева от тропы ручей, сейчас сухой - зимой мы набрали там воды и буквально через 5-10 минут нашли отличную стоянку. Вскоре выхожу к ферме, рядом мощный источник. Хитрый хозяин провел тропу по своейт территории, там чайный домик и пр. - но при желании можно обойти.
Ниже начинается грунтовка. Погода портиться, накрапывает дождь. Похоже, что тучи со стороны моря собираются на южной стороне Тахтали и на самой вершине - с той стороны перевала небо чистое.

В 12:40 выхожу на границу леса. Ниже вырубка, засаженная молодыми соснами, и за ней начинается окраина Бейчика.

Вид назад - все в облаках, вершина и не угадывается.


Ближе к морю облачность заканчивается. Вдалеке видна бухта Чирали.






Окраина Бейчика.



Бейчик обходится по дороге, точнее улице, идущей правее по ходу движения. Дальше нужно сойти на тропу, уходящую в лес - сейчас там в лесу выборочная рубка, маркировка заметна плохо. Тропа траверсирует склон выше поселка, пересекает грунтовку - и потом довольно неожиданный спуск по крутому склоны с выходами скал на дорогу.
Дорога выходит на край распаханой поляны с терассами. Вправо отходит синяя маркировка (источник воды), она идет кудато вниз-назад по направлению к ферме. Я пересекаю поляну прямо вниз и выхожу на дорогу, идущую вдоль ее нижней стороны. Слышен шум воды в арыке. Дорога приводит к необитаемой в это время ферме, в сезон тут явно предлагают всякие ништяки для страждущих путников. Чуть дальше по дороге прямо из-под камней вытекает мощный поток, который дальше течет по арыку.
Источник слева от тропы за молодым олеандром. Время 13:45.




Пополняю запасы водя и дальше по дороге. Она поворачивает вправо и траверсирует склон с небольшим набором.




Через пол-километра справа подходит тропа (по ней идти, если не сворачивать к роднику).

Дальше траверс по дороге в обход верховьев ущелья, и затем спуск. С траверса видна дорога в сторону Уллупинара, по которай дальше предстоит идти.




Там где дорога поворачивает траверсом налево (справа-внизу -  участок и дом) - нужно сойти на тропу. Она обходит дом справа, спускается по лесу и вскоре выводит к мощному источнику. Это скорее каптаж, в который заведено несколько пластиковых труб.

Ниже начинается дорога, которая ведет мимо дач и гранатовых ферм в сторону Уллупинара.



Дорога постепенно приближается к шоссе (время 15:00), дачи заканчиваются - тут нужно не пропустить срезку к трассе. Перейти трассу и дальше по тропе по каким-то заброшенным участкам к следующей асфальтовой дороге. Это Уллупинар, тут расположено несколько ресторанов.
Дорога поворачивает влево (направо - выезд на трассу), и приближается к руслу реки Уллупинар (которая впадает в море в Чирали). По сторонам гранатовый сад, но, увы, уже все убрано.
Снова тропа-срезка вправо, которая выводит на дорогу по берегу реки. Неожидано русло абсолютно сухое - зимой мы решили не переправляться через полноводную реку и шли по тропе по противоположной стороне.

Недалеко от впадения левого притока на дороге каптаж (место пропустить тяжело, шум воды слышен издалека). Если открыта крышка, можно набрать воды.

Дальше нужно спустится к руслу, пересечь его и подниматься по тропе вдоль левого притока. В месте слияния он так же безводный. Тропа поднимается по склону горы Химера, обходя прижим, и внизу вскоре слышен шум воды. К воде можно спуститься по крутой тропинке, а можно пройти прижим - дальше большая поляна в лесу, места для палаток.

Тропа же уходит по склону вверх-право, в сторону верхней Химеры. Там уже стоит две палатки. Изначально предполагал заночевать здесь - но времени еще достаточно, погода хорошая (а море вероятно теплое) - иду в Чирали.

Нижняя Химера - 16:50.



Дальше спуск к КПП (денег за выход с меня не взяли), и по дороге к Чирали.

Останавливаюсь в кемпе у Сахила, 20 лир в сутки за ночевку на диванчике в кают-компании по соседству с летней кухней. Газ, электричество, вай-фай, теплая вода... Кроме того, все это окружено апельсиновым садом, дарами которого можно пользоваться без ограничений.


Ликийская тропа, стремительный матрас: Чирали - Карайоз (часть 2)
Ликийская тропа, бухта Papaz Iskelesi, закат

Тахтали, Чирали, путешествия, фото, соло, Турция, Ликийская тропа

Previous post Next post
Up