Писатель Дмитрий ГЛУХОВСКИЙ в программе "Персонально ваш" 19.02.2018 (начало)

Feb 20, 2018 01:35



А.Ежов: ― Дмитрий, у нас Путин отказался от какого-либо деятельного участия в подготовке своих предвыборных роликов. Не будет ни сниматься в них, ни записывать какие-то реплики по случаю. В штабе сказали, что там обошлись видео с уже состоявшихся выступлений. Их, благо, за последние 18 лет было немало, скажем так. Это что? Президенту, получается, сказать нечего? Как же контуры светлого будущего?
Д.Глуховский: ― Мне кажется, президент просто забил на выборы и все. «Не хочу я! Чего вы лезете ко мне? И так все понятно. Мне-то все понятно. И что вы пристали ко мне со своей агитацией?». Дебаты никогда ему не нравились. И сейчас он вообще решил… Ну не хочется человеку. Не хочется, достало, ну сколько можно. «Давайте, просто. Где тут, Элла Памфилова, Эллочка, иди сюда, поставь штамп». Все, президент, дальше, поехали.
С.Крючков: ― Слушайте, достало-достало, а почему бы ему тогда не отказаться от участия во всем том, что его достало, и немножко отдохнуть?
Д.Глуховский: ― Нет, я думаю, что рулить - его не достало.
С.Крючков: ― То есть это разные такие истории?
Д.Глуховский: ― Ему надоели бессмысленные формальности, как и всем нам, понимаете. И он, может быть, и хотел просто, чтобы была шапка Мономаха. Но она как бы давит, с одной стороны, а, с другой стороны, может быть, стимулирует, наоборот, кровообращение каким-то образом. Сколько можно паясничать? Ну взрослый, состоявшийся мужчина. Он не хочет больше в этом гребаном шапито принимать участие.
С.Крючков: ― А какие свидетельства того, что вот эта шапочка-то ему претит или, наоборот, зовет и манит его, вы находите?
Д.Глуховский: ― Вы их не находите? Во-первых, мне кажется, за эти годы она стала ему по размеру, наконец, подходить. До этого была великовата, а сейчас как-то села, может быть, после стирки, я не знаю. В общем, подходит очень хорошо. Это раз. Второе - это то, что человек, которому не нравится власть, он говорит россиянам «я устал, я ухожу» и уходит из власти. Человек, который так не говорит и абсолютное большинство людей, конечно, царапается, кусается и цепляется за власть до последнего; человек который так не говорит, значит, его все, в принципе, устраивает. Внешне, несмотря на простуду, Владимир Владимирович в прекрасной физической форме. Есть ощущение, что он как Ленин вечно молодой, вечно юный. И мы с вами при нем состаримся еще.
С.Крючков: ― А, кстати, фильм Оливера Стоуна «Путин», который в 3-х сериях не до конца прошел по «Первому каналу», это свидетельство того, что есть вещи, которые все-таки вызывают драйв в президенте и который он готов отдавать на откуп этой кампании декоративной, а есть те, на которые ка вы сказали «забивает» буквально?
Д.Глуховский: ― Слушайте, мне кажется, есть такое впечатление, что он полностью от этой кампании самоустранился. Он как бы говорит и ЦИКу, и Администрации, и своим каким-то рьяным сторонникам говорит: «Давайте как-нибудь сами, ребят. Что вы меня привлекаете к этому? Вы сами, что ли, не справитесь? До сих пор как-то справлялись сами без моего участия, в принципе, с моим простым благословлением, что сейчас-то? В чем проблема вообще? У меня серьезные дела какие-то. Я чем-то занят. Глобально вершу судьбы мира».
С.Крючков: ― А откуда энергию вот этой системе питать? Она же не может быть автотрофной такой, сама себя поедающей? Источник ее где?
Д.Глуховский: ― Секундочку, она никогда автотрофной не была, она всегда поедала нас с вами. Наши с вами души она поедала, и энергию, и сахара, и так далее. И перерабатывала это все на собственное благо.
А.Ежов: ― Вот за этот счет, собственно, и живет. Дмитрий, треть россиян по данным социологов не поддерживает запрет проката фильма «Смерть Сталина» нашумевшего. Но интерес, на наш взгляд, представляет совсем не это в этом социологическом исследовании. Участников опроса попросили назвать темы, над которыми нельзя шутить ни при каких обстоятельствах. Так вот, 82% респондентов назвали…
Д.Глуховский: ― Смерть.
А.Ежов: ― Нет. Тему церкви запретной. Также считают, что юмор недопустим в отношении истории России, национальных особенностей страны, традиций разных народов и ныне не живущих исторических личностей, а также российская армия.
С.Крючков: ― Российская армия.
А.Ежов: ― Как думаете, такие представления о жизни, они действительно в головах наших сограждан живут или здесь это просто история такая привычная о том, что участники опроса отвечают так, как надо социологам, чтоб, не дай бог, чего ни вышло?
Д.Глуховский: ― Мне кажется, участники опроса просто отталкиваются от телевизионных новостей последних лет и знают, что, не дай бог, ты фото с парада перепостишь у себя и тебя сразу за пропаганду нацизма… С парада Победы, я имею в виду, где там кидают нацистские…
А. Ежов: ― 45-го года.
Д.Глуховский: ― 45-го года, да. И тебя сразу раз, за пропаганду нацизма тебя могут нагнуть, хлопнуть, как говорится. Значит, тут что-нибудь пошутишь про церковь или спляшешь где-нибудь случайно в ее пределах и раз, тебе двушечку за оскорбление чувств верующих. Ну и так далее. Они просто уже, значит, своим опытом, а также опытом менее удачливых патриотов понимают, на какие темы лучше не шутить. Не то, чтобы они считают, что тема церкви священна или, тем более, тема российской истории священна. Слишком много, получается, священных коров, которых трогать нельзя. Вообще, хочу сказать, что народ, который не способен над собой шутить, он не способен и развиваться, как мне кажется.
Потому что, именно такие табуированные, казалось бы, связанные с устоями государства и общества, темы как церковь, институты власти, армия, история с ее наиболее противоречивыми моментами, все это, безусловно, нуждается в критическом переосмыслении. И смех, юмор - это наиболее, с одной стороны, широкая, массовая гораздо в большей степени, чем исследования общества «Память», а, с другой стороны, намного более эффектная и хлесткая форма пересматривать собственную историю. Наша история, разумеется, полностью, в ее полном издании, нам совершенно недоступна.
Во-первых, она всегда записывалась победителями, и мы знаем, кто эти победители были до 91-го года. По большому счету, те, кто выиграли в противостоянии ЦК и КГБ, то есть КГБ, остались у власти и сейчас. То есть победители нынешние - это все те же самые победители. Разумеется, они не хотят ни в коем случае, чтобы мы каким-то образом их роль в истории нашего государства, очень сомнительную роль, каким-то образом подвергали сомнению и пересматривали. Церковь нельзя высмеивать, потому что нынешняя церковь, с моей точки зрения, Русская православная, она отпочковалась от 5-го отдела Комитета государственной безопасности. Как известно, иереи были, значит, первый Собор, который был при Сталине, лично утверждались кандидаты Иосифом Виссарионовичем.
И с тех пор, я думаю, мало, что поменялось. Церковь - это, безусловно, идеологическая институция, которая к духовной жизни отношение имеет постольку поскольку. И именно потому, что, поскольку, она работает в такой плотной спайке с государством, фактически являясь его подразделением, нельзя ни в коем случае на эту тему шутить и, вообще, этот симбиоз странный, государственно-церковный, никаким вопросам и критике подвергать.
А.Ежов: ― А в целом для вас, персонально для Дмитрия Глуховского, существуют запретные темы, на которые нельзя шутить? Вот в чате, в частности, Ютьюба интересуются. Я понимаю, что для каждого это сугубо индивидуальная история. Вот что для вас?
Д.Глуховский: ― Мне кажется, вообще, надо бы сделать так, чтобы шутить можно было надо всем. Еще вопрос, конечно, вкуса. Потому что, «Шарли Эбдо», которое часто цитируют как пример, у них очень тупые шутки обычно. То есть, если б они были посмешнее, я бы вообще каких-либо вопросов к ним не предъявлял. Но у них что ни обложка, то какой-то прямо сортирный юмор и просто хрень какая-то, то есть не смешно. Просто не смешно. Но то, что «Камеди», который когда-то начинал как веселый, молодежный и говорящий о том, о чем нельзя. Что дозволено Мартиросяну, не дозволено Петросяну. Если прослеживать от Петросяна к Мартиросяну эволюцию постсоветского юмора. Сейчас «Камеди» тоже ничем по риторике не отличается от программы «Время» по большому счету. Над кем издеваются в программе «Время», над тем шутят и в «Камеди».
А.Ежов: ― По поводу смешно - несмешно хотел спросить вас. Вирусный ролик с довольной сомнительным содержанием, на мой вкус, сценарием, гуляет в соцсетях уже второй или третий день. Может быть, видели. Я слушателям поясню.
Д.Глуховский: ― Да, мы видели.
А.Ежов: ― Там среднестатистический мужчина вечером в канун президентских выборов отговаривает жену ставить будильник, та намеревается встать пораньше, чтоб как раз пойти на избирательный участок. Но, а дальше, уже во сне этот герой, 52-х или 53-х летний мужчина обнаруживает негативные последствия неявки на выборы, гомосексуал в квартире на передержке, там новое законодательство, якобы, вступило в силу по сценарию, генерал с чернокожим солдатом, который объявляет об увеличении призывного возраста, сын школьник в пионерском галстуке. В общем, весь этот набор образов, как думаете, он реально олицетворяет страхи большинства россиян? Вот авторы, создатели этого произведения искусства, безусловно, попали в точку? Или здесь явку таким образом, сложно говорить о том, что она поднимется и вырастет после этого?
Д.Глуховский: ― Вы знаете, мне кажется, просто, шутить над темой распада страны или вторжение каких-нибудь чечено-ингушских сил в Москву, или терроризм, нельзя в таком юмористическом ключе подавать все это. И, исходя из этого, они должны были, вынуждены были прибегнуть к стандартным каким-то, ксенофобским, гомофобским историям, которые проще как бы в веселой, вирусной форме подавать.
А. Ежов: ― В XXI веке пугать россиян чернокожим человеком как последствием неявки на выборы, это нормально?
Д.Глуховский: ― Вообще, конечно, ролик - полная хрень. Назовем вещи своими именами. И он даже не смешной. Он, к тому же, довольно скверно сделан. Причем, мне прислал его человек очень похожий, у меня родители квартиру сдают, и съемщик квартиры очень похож на главного героя.
А.Ежов: ― В общем, многие похожи в стране.
Д.Глуховский: ― И семья у него похожа, в принципе. То есть он собой прям отождествил. И почему-то решил мне прислать. Я не знаю, почему. Он, по-моему, таких совершенно стандартных взглядов политических для нашего населения, для среза. Видимо, настолько его в глубину, в сердце поразило, в глубину души, что он решил делиться дальше с людьми этим счастьем. Хотя он, повторюсь, один в один персонаж этого ролика.
С.Крючков: ― Кстати, если отметить, вот среди тех категорий граждан, о которых, согласно опросу ВЦИОМа, шутить недопустимо, ни геев, насколько я понимаю, ни чернокожих нет. Вы полагаете, что существует какой-то юмор на внешнем контуре, вот играющий, где действуют эти ограничения, и есть такой юмор сермяжный, глубинный, народный, где и русская армия в виде прапорщиков, и национальные особенности разных народов в виде чукчей и прочих существуют, и церковники в виде персонажей анекдотов? Произошло уже вот это вот разделение - здесь мы шутим и здесь это допустимо, а здесь как шутили, так и будем.
Д.Глуховский: ― Я думаю, что, в любом случае, люди продолжат на кухне или в курилке шутить на те темы, которые действительно в обществе актуальны. Потому что, юмор - это все равно способ, во-первых, сглаживания конфликтов, избавления от стресса и доведения проблемы до какого-то утрированно абсурдного уровня. И проблема вторжения африканцев у нас в стране не стоит. То есть эта шутка не релевантная.
Они здесь пытаются адресоваться к какому-то, как им кажется, среднестатистическому чуваку, которого типа парят гомосеки и черные. На самом деле, это не относится к разряду наших проблем. То есть это какой-то образ такой «собчаческой» России, сверхтолерантной видимо. То есть я думаю, что это просто направлено Собчак типа, потому что вряд ли коммунисты предлагают рекрутировать африканцев в нашу армию или каким-то образом легализовать гомосексуальные истории.
А.Ежов: ― Там сын главного героя в пионерском галстуке. Поэтому, там много закодировано всяких штук.
Д.Глуховский: ― В общем, выглядит беспомощно, с моей точки зрения. И кто, как не наша власть, на самом деле, приближает все эти сценарии? По-моему, пионерию возрождает Шойгу у нас в том или ином ключе.
А.Ежов: ― Там Геннадий Андреевич Зюганов давно уже вяжет галстуки.
С.Крючков: ― По мере возможности ежегодно.
Д.Глуховский: ― Какие-то детские, детско-юношеские военно-патриотические организации, которой была пионерия, по большому счету. Власть сама возрождает это без помощи даже коммунистов. Галстук красного цвета, или синего цвета, или зеленого, какая разница, по большому счету. Пытается детей согнать в какую-то идеологизированную организацию в очередной раз, чтобы начать с младых ногтей загаживать мозг. Это власть делает наша. Что касается какой-то либерализации законодательства в отношении геев, то, по счастью, приняв дикий, средневековый закон о запрете гей-пропаганды, который никакого отношения к нашей жизни не имел до того, все равно, никакой у нас пропаганды и не велось, по большому счету. То есть, может быть, где-нибудь в более либеральных странах Западной Европы что-то происходило, но у нас этого не было и так, несмотря на обильное присутствие гомосексуалов в медиа, как среди руководства, так и среди телеперсонажей. У нас половина «Голубого огонька» как бы, в общем, голубые.
А.Ежов: ― В буквальном смысле.
Д.Глуховский: ― Он неспроста огонек называется голубым. И как бы нормально, эти люди занимаются творчеством очень успешно. И слава богу. Вообще, люди как люди.
А.Ежов: ― Мы не можем далеко, что-то, уйти как-то от хроник оскорблений чувств верующих. Тут в ландшафтном парке под Калугой на масленице решили сжечь не чучело зимы…
Д.Глуховский: ― В ландшафтном парке под Калугой…
А.Ежов: ― Во-во, не антропоморфный некий объект, которые традиционно на российских площадях сжигают, а некий арт-объект из веников и палок довольно впечатляющих размеров, там десятки метров, фотографии я видел, они достаточно мощные. Напоминает все это дело то ли готические храм, то ли какое-то культовое сооружение. Там сами авторы, в общем, какие-то референсы готики в название вынесли.
Д.Глуховский: ― Пламенеющая готика или пылающая готика.
А.Ежов: ― Да, пылающая или пламенеющая готика. Так вот, нашелся поборник нравственности по имени, не поверите, Максим Галкин, который у себя в Инстаграме выложил этот самый горящий объект и выразил свое ценное мнение и отношение к происходящему. По мнению Галкина, это все ужасно и в след, в общем, за ним, за бывшим мужем Пугачевой…
С.Крючков: ― Бывшим? У них там все в порядке.
А.Ежов: ― Извините.
Д.Глуховский: ― Не так просто уйти от Пугачевой. Может, он и хотел бы, но нет.
А.Ежов: ― Я не хотел никого оскорбить. Так вот, с этими оскорблениями официального духовенства, РПЦ, это не перебор уже? Следующий раз что может стать поводом для оскорбления? Крестик какой-нибудь?
Д.Глуховский: ― Странно, что Галкин. Чья бы корова мычала. А Максима корова не мычала бы лучше.
А.Ежов: ― Неожиданно, просто, от него.
Д.Глуховский: ― Да. Если человек однажды купался в проруби и крестил детей, полученных путем суррогатного материнства, я бы на его месте как бы не вмешивался в дела духовные вообще, в принципе. Я понимаю, что, конечно, Максим Галкин, как видный человек, может написать заявление в прокуратуру, закроют это Архстояние. Но почему такие неожиданные люди вдруг настолько озабочены вопросом духовности, нравственности, почему даже протоиерей Всеволод Чаплин отдыхает где-то на Багамах и совершенно не тревожится этим, а Максима Галкина почему-то задело за живое. Загадочная история.
А.Ежов: ― Может быть, мы наблюдаем процесс воцерковления конкретного артиста, прошу прощения.
Д.Глуховский: ― А надо отмаливать, Максим, грехи-то, надо, конечно, отмаливать грехи. Грехи сами себя не отмолят. Нужно сейчас вот понравиться…
А.Ежов: ― Взяться.
Д.Глуховский: ― Взяться нужно.
А.Ежов: ― Тем более, великий пост начался.
С.Крючков: ― Давайте, продолжая реакцию…
Д.Глуховский: ― Вот. И во время поста ничего вот этого делать, что обычно делает Максим, нельзя.
А.Ежов: ― Задумайтесь.
С.Крючков: ― В Лондоне прошла церемония тут вручения наград британской киноакадемии BAFTA и лучшим фильмом была признана картина «Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури». Вообще, ваш ряд зрительских предпочтений совпадает с теми, кто уже профигурировал там среди номинантов Золотого глобуса, BAFTA и, может быть, в начале марта, 4-го марта, станет триумфатором Оскара.
Д.Глуховский: ― Я, вообще, стараюсь следить, конечно. Я что-то видел из этого. То есть я видел «Нелюбовь» Звягинцева, я видел «Три билборда» и видел «Форму воды» Гильермо дель Торо. И, в принципе, все это хорошие фильмы. Что касается «Трех билбордов», это гораздо в большей степени драма и теоевизионный спектакль, чем кино. Но написано, я, как человек, некоторое отношение имеющий к написанию букв, написано совершенно блестяще. С точки зрения драмы, конечно, очень здорово сделано, совершенно непредсказуемо и очень человечно. Удивительные повороты и достоверные очень персонажи. То есть мне очень понравилось. Снято довольно просто при этом.
А.Ежов: ― В зале у многих разочарование было из-за открытого финала. Я видел, просто, все люди развели руками. Логично.
Д.Глуховский: ― Открытые финалы имеют вирусный эффект, будешь обсуждать - грохнут или не грохнут. Но, судя по тому, что человек, ставший прообразом главного обвиняемого, сейчас жив, здоров и комментирует, и говорит, что я этого не делал. Видимо, не грохнули в итоге.
С.Крючков: ― О чем в современной жизни нам говорит эта история, рассказанная Макдонохом?
Д.Глуховский: ― В современной жизни о чем она говорит?
С.Крючков: ― Да. В современной американской жизни.
Д.Глуховский: ― С моей точки зрения, в целом, о том, что ни на ком уж совсем нужно ставить крест. И даже необязательно спасать человеческую душу. Там изначально остаются, в любом случае, ростки, если не добра, то какой-то вменяемости. И можно найти слова правильные, чтобы к хорошему, оставшемуся в человеке, адресоваться, обратиться и это хорошее как-то попытаться на свет вывести. В общем, и в любом засранце остается что-то человеческое, но и в любом с виду приличном человеке все время существует искушение зла.
С.Крючков: ― А вот такой относительный неуспех мелодрамы фэнтезийной «Форма воды», упомянутого вами дель Торо, вы чем объясняете?
Д.Глуховский: ― Слишком экзотичное. Это слишком авторское кино, с моей точки зрения. Это сказка, в принципе. И насколько она может на полном серьезе конкурировать с такой серьезной драмой как «Три билборда», большой вопрос. То есть, в какой-то степени, часто сравнивают его с «Лабиринтом фавна», собственно говоря, дель Торо же. И «Лабиринт фавна» засчет темы более драматический. То есть это франкистская Испания и чудовища в облике людей и так далее. Она априори более серьзна и более мрачна. И там вот эта фэнтезийная составляющая только готичность общую подчеркивает. А здесь холодная война, это все-таки тема достаточно, из-за шпионских всяких адаптаций, игривая.
И еще более игривым является наложение ихтиандра на всю эту историю. Но и просто это выглядит как волшебная сказка. Красивая, конечно, с половыми органами и с эротическими сценами. Это слишком, мне кажется, авторская вещь. Я уверен, что она, во-первых, завалится в американском прокате. Может быть, удачно пройдет в некоторых европейских странах типа Франции, Испании, Италии, где там смотрят авторское кино и в Скандинавии, допустим. Но американцы, с моей точки зрения, этого не поймут всего. И те премии, которые этот фильм может собрать, они будут, скорее, премиями второстепенными. Может быть, там за музыку, или за визуальный ряд, или за графику. Но вряд ли получит «Лучший фильм» или «Лучшую режиссуру».
С.Крючков: ― Перспективы нашего фильма «Нелюбовь» Звягинцева как оцениваете?
Д.Глуховский: ― Я с волнением, конечно, слежу за тем, как Андрея Звягинцева воспринимают на Западе. Я тоже человек, пытающийся экспортировать отечественную культуру за рубеж, в моем случае «культурку». Только что был в Анкаре на книжной ярмарке, там встречался с турецкими читателями, которые, как выяснилось, у меня есть. Поэтому, я, конечно, с волнением и с сопереживанием смотрю за тем, как настоящие, большие авторы наши, такие как Звягинцев, пытаются завоевывать глобального зрителя.
А.Ежов: ― То, что наших картин не так много, так по-человечески не то, чтобы обидно…
Д.Глуховский: ― У нас их и здесь-то не очень много. У нас за прошлый год вышло три каких-то интересных картины. Собственно, там «Аритмия», «Нелюбовь» и что еще, даже не знаю, что еще процитировать. Поэтому, ничего страшного и ничего странного из того, что наше кино не так обильно туда проникает. С другой стороны, современного итальянского кино мы тоже с вами не знаем. Мы с вами знаем все кино современное американское, потому что у них, с одной стороны, внутри отлажено и не только коммерческого, но и некоммерческого авторского. Там проходит и «Санденс», и так далее. В котором огромное количество отснятого материала люди друг другу показывают, отсматривают и потом все это куда-то идет дальше по мировым фестивалям, по прокату авторскому и так далее. Но я думаю, что прошлый год был однозначно более плодотворным для отечественного кино, чем год позапрошлый. Будем надеяться, что тенденция продолжится.
С. Крючков: ― Мы в предыдущей части подвели итоги вместе с Британской киноакадемией вручение премии BAFTA.
А.Ежов: ― Да. Про фильм «Движение вверх» спрашивают. Будем обсуждать такое?
Д.Глуховский: ― Я его не смотрел. Все очень хвалят. Видимо, поэтому, 3-й фильм, который я не смог сообразить и назвать, мы включаем фильм «Движение вверх», который все очень хвалят. Поэтому, допустим, он действительно хорош.

Окончание:
https://loxovo.livejournal.com/8140129.html

политика, интервью, Глуховский

Previous post Next post
Up