!!!! Кинорежиссер Александр СОКУРОВ в программе "Культурный шок " 23.12.2017 (начало)

Dec 28, 2017 07:50



https://ru.wikipedia.org/wiki/Сокуров,_Александр_Николаевич

О.Бычкова: ― Добрый день. Это программа «Культурный шок». У микрофона Ольга Бычкова. Сегодня с нами - я очень рада приветствовать его здесь - кинорежиссер Александр Сокуров. Александр Николаевич, добрый день.
А.Сокуров: ― Добрый день.
О.Бычкова: ― Спасибо, что вы доехали до Москвы, дошли до нашей московской студии. Хотя, слава богу, в эфире «Эха Москвы» вы бываете часто, неважно откуда.
А.Сокуров: ― Да, это так.
О.Бычкова: ― Ну, я хочу, конечно, прежде всего поздравить вас с вручением, с получением того, что называется европейским «Оскаром» - с премией Европейской киноакадемии. Буквально… Когда это было? Три недели назад? Две недели назад?
А.Сокуров: ― Нет, это было несколько дней назад.
О.Бычкова: ― В начале декабря?
А.Сокуров: ― Не больше недели. Это было 16-го…
О.Бычкова: ― Да, 9-го числа.
А.Сокуров: ― Ну да, 9-го или 10-го. 9 декабря.
О.Бычкова: ― Вы получили эту премию в Берлине. Это, конечно, большое событие. Это премия, что называется «За жизненные достижения». И конечно, мы все понимаем, что если кого-то и нужно награждать этой премией, то в первую очередь Александра Сокурова. Поздравляю вас!
А.Сокуров: ― Спасибо. Ну, в первую очередь, это сказано сильно, потому что режиссеров уровня высокого и настоящего… все же в России такие режиссеры есть. Виктор Косаковский, например, совершенно блестящий режиссер. Ну, я думаю, что в данный момент так сложилось, что мне присудили эту премию. Но были люди и, конечно, есть всегда, кто также достоин этого. Ну, так сложилось просто, видимо, так сложилось, так произошло.
О.Бычкова: ― Ну и там также были авторы, участники фильма «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, да? Оператор и авторы музыки.
А.Сокуров: ― Да-да, они получили тоже. К сожалению, сам фильм не получил ничего, и режиссер не получил, к сожалению. Мы сидели и ждали, что все же как-то это произойдет. Но не произошло.
О.Бычкова: ― Ну, главное, что мы знаем, что у нас есть хорошие фильмы и есть талантливые независимые люди, которые это делают, в конце концов.
А.Сокуров: ― Собственно Россию, с точки зрения… если говорить о культуре современной и кинематографе, конечно, узнают по авторскому кино. Страна во всем мире представляется с точки зрения кинематографа вот этим как бы крылом кинематографическим - авторским кино. Потому что все, что идет в мире, известное, на русском языке сделано - это все так называемое авторское кино. И здесь мы действительно сильные и непредсказуемые, это правда. Мне так кажется.
Что касается коммерческого кино, то я думаю, что мы скоро наберем очень силу и, может быть, будем делать сильные коммерческие фильмы, когда придут в коммерческое русское кино настоящие большие сценаристы (потому что коммерческое кино - это в первую очередь сценарий, а уже потом все остальное) и когда появится смелость у наших коммерческих режиссеров работать с нашим историческим материалом.
О.Бычкова: ― А разве они не делают этого?
А.Сокуров: ― Ну, это сказка, это на самом деле сказка, это на уровне сказки. Вот вчера был совет по кинематографии, который вел Медведев.
О.Бычкова: ― Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, который вел Дмитрий Медведев. Так официально это называется.
А.Сокуров: ― Да. И я там был. Ну, мне кажется, что каких-то наиболее важных, наиболее существенных вопросов там поднять не удалось, потому что есть определенная направленность официальная, есть протокольное качество такого рода заседаний. Ну, там говорилось тоже об авторском кино, о необходимости его поддерживать, о необходимости увеличивать финансирование. Всякое было обещано, что будет одно, и другое, и третье, и десятое, что это все будет сделано.
Но мне все же… Я говорил об этом. Мне все же показалось, что… Мне совершенно не понятно, зачем нашему государству кинематограф, зачем российскому государству кинематограф как государству. Если бы оно развивало (я несколько раз об этом говорил) федеративную природу, федеративные принципы развития кино, то тогда я бы это понимал.
О.Бычкова: ― Федеративные - то есть?
А.Сокуров: ― Я сейчас объясню, да. Сейчас кинематограф в нашей стране - это московский кинематограф, это Москва. Ну и чуть-чуть, какие-то осколочки - Петербург. Но на самом деле, если создать продюсерские центры по этой… Ну, я имею в виду в первую очередь, конечно, русские регионы: в Архангельске, в Вологде, в Иркутске, в Новосибирске, на Сахалине. Продюсерские центры, где могли бы работать режиссеры с материалом местным, с местной драматургией, со всем, что происходит там. Тогда мы бы получили историческое кино, актуальное современное кино, политическое кино и документально-игровое. Тогда бы это было кино, представленное разными регионами, разными людьми с разными убеждениями, с разной эстетикой. И это отражало бы как бы суть и природу огромного государства, каким мы являемся.
Сейчас это небольшая группа московских кинодеятелей, которые внедряют в общее сознание свои темы, свою эстетику, свой подход. И я сказал, что отсутствие у нас серьезного документального кино… В чем упрекнул документалистов, по-моему, Добродеев? Я сказал о том, что молодые люди не верят, что это возможно. Они видят цензуру в кинематографе. Нужно политическое документальное кино. Нужно открытое политическое публицистическое кино, которое не оборачивается в сторону ни Администрации президента, ни ФСБ, которое не боится обысков, арестов. Они же все, молодые, видят и понимают, что они будут наказаны.
Нужно кино, которое разобралось бы, почему молодежь на эти демонстрации колоссальные… Почему? Почему раньше они сидели по домам, а сейчас выходят? Это же все темы для очень серьезного не только фиксирования (а оно должно быть, мы же создаем документы визуальные), но и для того, чтобы понимать, осмыслять, что происходит на каждом этапе нашего развития. Этого нет.
О.Бычкова: ― Вот этот прекрасный проект про Бориса Немцова, который сделали Вера Кричевская и Михаил Фишман титаническими усилиями на отнюдь не государственные деньги, а абсолютно просто силами компании хороших людей, - вот это же хороший пример?
А.Сокуров: ― Это прекрасный пример. Выдающаяся картина, великолепный, выдающийся фильм.
О.Бычкова: ― Да, конечно.
А.Сокуров: ― Совершенно выдающиеся фильмы. Но они, насколько я понимаю, показывались только на «Дожде». Ну, когда я был подписан, я смотрел. Сейчас я не подписан на «Дождь». Не знаю, что там будут еще делать. Выдающийся документалист. Нет, в документальной форме, в документальном материале у нас есть блестящие совершенно авторы и режиссеры, которые могут делать кино нисколько не хуже американского или BBC, документального, нисколько не хуже, а может, иногда и лучше. Но у нас нет для этого политических возможностей и у нас нет для этого возможностей для реализации этого кино. Из-под полы показывать каждый раз - это же нельзя.
О.Бычкова: ― Ну да. Может быть, я ошибаюсь, но когда я в свою очередь смотрела, например, телеканал «24 Док»… Я не знаю даже, сейчас существует он или нет.
А.Сокуров: ― Уже нет, по-моему.
О.Бычкова: ― Он уже закрылся, да? Ну, когда он был, там все время показывали русские документальные фильмы. То есть они существуют. Значит, их снимают.
А.Сокуров: ― Да. Ну, во-первых, это…
О.Бычкова: ― На «Культуре» показывали раньше, когда я смотрела телевизор.
А.Сокуров: ― Сейчас этого очень мало на «Культуре», очень мало показывают. Это не системно, это не системно. Ну, можно, конечно, показывать на канале «Док», на канале «Факс», на канале «Макс», на канале… я не знаю что, но это все означает, что этот кинематограф загнан в какую-то, так сказать, закрытую зону - ну, как канал «Культура». Это создание такой зоны, в которую чтобы зайти, нужен какой-то пропуск, да? Ну, себе на уме, что называется.
О.Бычкова: ― То есть просто так не зайдешь, конечно.
А.Сокуров: ― Ну да. Но это снимает ответственность за культурную и вообще просветительскую работу с каналов, которые оказывают особое влияние на население страны. Первый канал и Второй канал вообще не показывают серьезных художественных программ, да? Вообще. То есть существование канала «Культура»… Я говорил об этом Ельцину, что это опасность большая.
О.Бычкова: ― Ельцину?
А.Сокуров: ― Ельцину.
О.Бычкова: ― Еще в то время?
А.Сокуров: ― Конечно. Тогда же при нем создавалось. «Создание канала «Культура» - это прекрасно. Но, создавая канал «Культура», пожалуйста, не снимайте подобной ответственности с главных федеральных каналов. Пусть они показывают концерты, пусть они занимаются производством спектаклей, просветительских программ. Не снимайте, категорически ставьте условия».
О.Бычкова: ― А! В смысле - не надо все это в резервацию загонять?
А.Сокуров: ― В резервацию. Потому что канал «Культура» - это резервация. Вот там все и крутится. Но канал «Культура» все равно опять очень московский. Вот опять эта болезнь. Я и Ельцину говорил, и Путину говорил, что нам нужно взять на исследование модель Федеративной Республики Германии, когда, сидя в Берлине, я могу посмотреть телевидение любой из земель. Щелкаю и вижу Гамбург, вижу Баден-Баден. Каналы земель, да? Почему я, сидя в России, не могу посмотреть канал Новосибирска, канал Иркутска, архангельский канал, канал из Нальчика, не знаю, откуда-то?
О.Бычкова: ― Ну хорошо, что уже есть Интернет.
А.Сокуров: ― Мы с вами говорим сейчас… Интернет - это хорошо, да, но это совершенно другая часть населения. Телевидение - это работа с той частью населения в основном, которая голосует (не забудем это). И в какую сторону и как она голосует. И мы понимаем, как она голосует. Потому что голосующее население страны почти не работает с Интернетом. И Интернет кажется голосующей части населения страны какой-то помойкой, какой-то провокативной истерической зоной, какой несориентированной, неуравновешенной, несдержанной и так далее. Хорошо, сейчас молодежь входит в общественную жизнь, но тоже очень стихийно, тоже не организованно. Поэтому от того, как ведет себя государственное телевидение, которое государством и силами государствами доставляет и составляет свою картинку в каждую квартиру, зависит на самом деле и политическая атмосфера, и культурный образ страны.
О.Бычкова: ― Я хотела вернуться к кино еще ненадолго, если можно. Вот вы сказали, что непонятно, зачем российскому государству нужен кинематограф. Я, например… У меня как-то была беседа с руководителем Фонда кино, и я у него тоже спрашивала: «Зачем российскому государству нужно кино? Неужели до сих пор это рассматривается как важнейшее из искусств, с точки зрения именно государственной пропаганды, когда у вас есть телевидение, то, другое и все на свете?» И мне объясняли, что проблема в деньгах, потому что не очень много, не стоит очередь из желающих финансировать кинематограф. И государство вынуждено там пытаться искать, привлекать частные деньги. Но их все равно недостаточно, потому что это большие деньги. Разумеется, не мне вам об этом говорить. В итоге получается, что государство дает деньги и слишком много требует. И это называется уже практически если не цензура, то госзаказ, а если не госзаказ, то госидеология.
А.Сокуров: ― Мне трудно поддерживать вот это направление разговора, потому что, во-первых, когда мне государство давало деньги, то никакая цензурная, так сказать, ладошка не касалась того, что я делаю, совсем.
О.Бычкова: ― Потому что это было давно.
А.Сокуров: ― Ну, с одной стороны, давно.
О.Бычкова: ― А у вас это на «Фаусте» закончилось или раньше?
А.Сокуров: ― На «Фаусте». Ну, «Фауст» уже был на деньги не государственные. Тогда и Министерство культуры отказало, и все наши олигархи (мы по всем ходили) отказали.
О.Бычкова: ― Но вам тогда Путин каким-то образом содействовал.
А.Сокуров: ― Да-да, был образован фонд с помощью Путина, что вызывало у меня удивление большое тогда. И тогда были выделены эти деньги, огромные для меня деньги. Я понимаю, что, наверное, для Федора Бондарчука или для Михалкова, не знаю, кого-то еще в Москве это гроши совсем, а для меня это огромные были деньги. И они позволили сделать эту картину. Но при этом я должен сказать, что мне не известны факты вот такого прямого цензурного вмешательства в кино. Есть другой инструмент - не показывать. Ну, например, мои фильмы не разрешены. «Русский ковчег» не разрешен для показа в Российской Федерации. Я знаю, что есть, мне говорили, что…
О.Бычкова: ― Он не разрешен в кино?
А.Сокуров: ― Показ в кинотеатрах, везде в Российской Федерации.
О.Бычкова: ― Мне кажется, я видела в Интернете.
А.Сокуров: ― Есть еще фильмы. В других регионах есть тоже запреты на показ моего кино. Я знаю, что в Чечне (ну, это и понятно) не разрешено. В других регионах есть то же самое. Есть фильмы мои, которые вообще никогда не показывались в России и, конечно же, не будут показаны.
О.Бычкова: ― Это что?
А.Сокуров: ― Ну, документальные картины, есть и игровые фильмы. Они сняты не на государственные деньги, но тем не менее. Сейчас даже дело не в этом. Я сейчас говорю в принципе.
О.Бычкова: ― Простите, пожалуйста, извините, можно уточнить, просто сейчас на секунду отвлечься, вернее, отойти от этого? Мне кажется, что я видела все или почти все ваши фильмы. Но в основном, мне кажется, я видела их в Интернете.
А.Сокуров: ― Конечно. В свободной выкладке.
О.Бычкова: ― Да.
А.Сокуров: ― Причем я не знаю, кто это выкладывает.
О.Бычкова: ― А это вы выкладываете?
А.Сокуров: ― Да нет. Я вообще…
О.Бычкова: ― А вы не против?
А.Сокуров: ― Нет, я вообще не имею никаких прав на мои фильмы. Вообще никаких прав ни на один из своих фильмов я не имею. Но если бы была моя воля, я бы, конечно, разрешил смотреть это бесплатно в любой форме. У меня была бы единственная просьба - ограничение качества показа. Потому что я ведь знаю, что такое просмотр в Интернете - это промотка. Надоело - проматывает человек. Качество изображения плохое, компьютерное.
Все фильмы создаются с определенной программой эстетической, которая даже на хороших больших ноутбуках никак не реализуется. Поэтому я считаю, что это просто информационный просмотр, художественного какого-то впечатления не производит. И поэтому, в общем, это на самом деле что есть, что нет. Это абсолютно информационное качество показа. Но спасибо и за это, что есть какая-то потребность в этом.
О.Бычкова: ― Ну да, спасибо и за это, конечно. Так а что именно запрещено, что вот прямо запрещено?
А.Сокуров: ― Ну, спросите, какие картины мои показываются по телевидению. Ни одной, ничто не показывается.
О.Бычкова: ― Не показывается.
А.Сокуров: ― Ну, никаких претензий, никаких претензий у меня нет. Когда-то мне было немножко грустно, и хотелось. Сейчас у меня уже нет этого желания бороться, утверждать что-то. В конце концов, есть еще и проблема вкуса. Я не создаю идеальные фильмы. Я понимаю, что у этих всех фильмов, которые я делаю, большие недостатки. И я это осознаю. И никаких требований у меня к тому, чтобы обязательно было просмотрено, нет. Я хочу, чтобы было доступно. Вот я хочу, чтобы это было в каком-то виде доступно. Но ни выпуск на DVD не получается, ни создать качественные DSP фильмов не получается. Вот мы сделали «Одинокий голос человека» частично с помощью Госфильмофонда, а частично просто собирали сами деньги. Фильм принадлежит государству. Мы собираем деньги, чтобы государственную собственность довести до какого-то качества, иначе… Нет DSP, нет качественного изображения - нет фильма, он никому не нужен, его невозможно показывать нигде. И все вымирает.
О.Бычкова: ― Но это же тоже уже было давно, «Одинокий голос человека».
А.Сокуров: ― Нет, это давно, да. Но надо сохранять. Дайте мне возможность хотя бы сохранить то, что было сделано. Сейчас у этого фильма нет ни одной копии. Его невозможно посмотреть в том качестве, в котором он был сделан. Ну, представляете, если бы вы какую-то известную картину все время смотрели бы с репродукции, приходили бы в музей, а вам бы типографскую репродукцию показывали, да?
О.Бычкова: ― Ну да.
А.Сокуров: ― Вот в чем дело. Кино требует технической поддержки. Это все же электрический вид культуры, да? Он требует заботы, возобновления. Конечно, этого нет.
О.Бычкова: ― Давайте мы сейчас сделаем очень маленький перерыв. Это Александр Сокуров в программе «Культурный шок».

Окончание:
https://loxovo.livejournal.com/8080446.html

интервью, власть, кино, культура, режим, деградация, просвещение, Петербург, художник, телевидение, кинорежиссер, фильм, творчество

Previous post Next post
Up