Начало:
http://loxovo.livejournal.com/7238138.html Вредные Советы
Российская «тоска по Родине» распространяется и на постсоветское пространство. Определенную ревность вызывает даже нарастающее сотрудничество Поднебесной с Украиной и Грузией: так, Китай стал крупнейшим импортером украинской кукурузы и вышел на 5-е место по закупкам грузинского вина - после России, Казахстана, Украины и Польши, вообще же Пекин стал третьим крупнейшим торговым партнером Тбилиси после Турции и Азербайджана.
Что уж говорить о географически близкой к Китаю Центральной Азии. «Товарооборот между Китаем и пятью центральноазиатскими республиками бывшего СССР - Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном - вырос, по данным МВФ, с 1,8 млрд долларов в 2000 году до 50 млрд в 2013-м, затем немного сократился из-за падения цен на сырье (до 46 млрд, - прим. ред.). Тем не менее, он еще несколько лет назад превысил товарооборот этих стран с Россией», - передают «Ведомости». «При этом в прошлом году Пекин одобрил выделение Астане инвестиционного пакета объемом 30 млрд долларов, Ташкент получил 15-миллиардную сделку, общий объем экономической помощи Киргизии составил 3 млрд, - дополняет РБК. - Объем же российских инвестиций в регион в 2013-2014 годах составил всего 15 млрд долларов, а объем товарооборота, по данным Росстата и Федеральной таможенной службы, - 30,5 млрд долларов в 2013-м и 27,8 млрд в 2014 году». «Китайские инвестиции в Казахстан, Узбекистан и Туркмению превышают российские в 10,7 раза - и в перспективе баланс будет меняться не в нашу пользу», - прогнозирует известный экономист Владислав ИНОЗЕМЦЕВ.
Специалисты утверждают, что казахстанская экономика уже фактически подчинена Китаю
Продекларированные намерения в отношении Таджикистана - инвестировать в течение трех лет не менее 6 млрд долларов, что соответствует двум третям ВВП Таджикистана и более чем в 40 раз превышает годовой объем привлекаемых прямых иностранных инвестиций. Речь идет о газопроводе, железных и автомобильных дорогах, тоннелях, нефтеперерабатывающих и цементных заводах. Так таджики вынужденно компенсируют сокращение потоков из ослабленной России, которые обеспечивали до 45% их ВВП. Такая же картина в Киргизии.
Если сравнительно недавно основным приобретателем туркменского газа выступал «Газпром», то сейчас - Китай: по открытому в 2009 году газопроводу он забирает до 60% туркменского «голубого топлива», таким образом закрывая половину своих потребностей. И это не предел: строится очередная ветка, которая пройдет по территории Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
Кровными экономическими узами связан с Китаем и Казахстан: до 25% казахстанской нефтедобычи - Китаю; на казахско-китайской границе, в качестве ворот из Китая в Европу, а также на Ближний Восток, на казахские (900 млн долларов) и китайские деньги (обещаны 600 миллионов в течение пяти лет) возводится транспортно-логистический центр «Хоргос» и промзона вокруг него. На данный момент 98% грузов из Китая в Европу переправляется морем, но путь занимает месяц и более, а дорога через Казахстан вдвое быстрее, поэтому в 2011-14 годах количество китайских контейнеров здесь увеличилось в 18 раз, а к концу 2015-го вроде как должно было увеличиться еще вдвое. Казахи обоснованно рассчитывают привлечь до 8% грузопотока, который к 2020 году вырастет практически вполовину, до 170 млн тонн. Плюс к этому - китайские инвестиции в строительство Большой алматинской кольцевой дороги, совместный проект оптимизации общественного транспорта Астаны, экспериментальный, с перспективным взглядом на другие страны, перенос из Китая в Казахстан, а также создание «с нуля» разнообразных производств - от сельскохозяйственного и стекольного до машиностроительного и электроэнергетического. И многое другое. «Посол Китая в Казахстане Чжан Ханьхуэй заявил, что при позитивном развитии событий по итогам 2015 года сумма подписанных контрактов превысит 50 млрд долларов. В целом же за последние два года сумма подписанных соглашений будет составлять примерно 70 млрд», - сообщает китаист Адиль КАУКЕНОВ.
В рамках ШОС Китай будет ощущать себя на постсоветском пространстве на голову выше России
Таким образом, Китай, возможно, не желая того, оспаривает главенствующее положение России в постсоветской Центральной Азии и вообще на постсоветском пространстве. Москва предлагает Пекину взаимодействовать не столько с каждым постсоветским государством в отдельности, сколько со структурами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда входят Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и где в основном заправляет Россия. Китай официально заявляет об уважении интересов России на территории бывшего Советского Союза. А неофициально дает понять, что «в случае ЕАЭС политические амбиции [Российской Федерации] пока не поддержаны экономической базой», рекомендует в качестве переговорной площадки не пророссийский ЕАЭС, а Шанхайскую организацию сотрудничества, где превалирует сам, и видит в ШОС «материал» для создания огромной евразийской зоны свободной торговли. Даже начинает предоставлять центральноазиатским странам, конкретно Киргизии и Таджикистану, военную помощь - вопреки амбициям Кремля «оставаться лидером по устойчивому обеспечению безопасности» в этом регионе.
Одним словом, по словам Владислава Иноземцева, «уже через 5-7 лет мы увидим на Востоке приблизительно такую же ситуацию, какая сейчас так раздражает нас на Западе. Так же, как Европейский союз инкорпорирует в себя не только бывших союзников СССР, но уже и отдельные советские республики, ЭПШП станет конкурентом Евразийскому союзу, так как сотрудничество с Китаем будет открывать больше возможностей, чем с Россией».
Дорога жизни
ЭПШП - это «Экономический пояс Шелкового пути», генеральная китайская инициатива последних лет по созданию грандиозной системы трансъевразийских транспортных, сухопутных и морских, коридоров вплоть до Атлантического океана, Евросоюза. 11 тысяч километров путей свяжут 18 стран и 3 млрд человек.
По словам Александра Габуева, у этого глобального проекта многогранный замысел. Во-первых, дать новый мощный импульс остывающей китайской экономике. Во-вторых, разгрузить перегретые тихоокеанские порты и сопроводить перенос китайских предприятий с востока страны на запад, где рабочие руки дешевле, а рабочих мест не хватает. В-третьих, обеспечить безопасную перевалку грузов на фоне энергично возрастающей торговой и военной активности Америки в Тихоокеанском регионе (об этом мы подробно писали в декабрьском обзоре "Китай-США: Малейший инцидент спровоцирует войну", 23.12.2015). В-четвертых, продемонстрировать себя всему миру созидающей и надежной силой. Если в целом, ЭПШП - это новая зона свободной торговли как евразийская альтернатива морским Транстихоокеанскому и Трансатлантическому торговым партнерствам, выстраиваемым в настоящее время Соединенными Штатами (подробности см. также в нашем декабрьском обзоре).
В отличие от Москвы, многоопытный Назарбаев сразу ухватился за проект "Шелкового пути"
Понятное дело, что речь не только об экономическом, но и геополитическом соперничестве двух величайших на сегодняшний день держав планеты. Поэтому Пекин не скупится: 40 млрд долларов заложено в Фонд Шелкового пути, 100 млрд - в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, государственный Банк развития Китая «размахивает» триллионом, другие китайские банки вкладываются еще 60 млрд. «Комитет по развитию и реформам КНР сформировал перечень из приоритетных 1043 инфраструктурных проектов общей стоимостью 371 млрд долларов, которые китайцы хотели бы реализовывать на условиях ГЧП», информирует «Эксперт».
И вот в прошлом году Казахстан, Азербайджан, Грузия и Турция договорились организовать пробную перевозку грузов из Китая через Каспий и Черное море в Европу с тем, чтобы в этом году выйти на объемы в несколько тысяч контейнеров. Позвали и Украину, которой доверят североевропейское и восточноевропейское направления. В конце июля - начале августа первый тестовый состав преодолел расстояние до Баку за 6 дней, в сентябре 21 контейнер - с торжественными речами, флагами и цветами - встречал Тбилиси. «Мы можем в беспрецедентно короткие сроки, за 8-10 дней, принять грузы в Грузии, затем за 3-5 дней - в разных странах Европы», - заявил тогда грузинский премьер Ираклий Гарибашвили. Два десятка контейнеров - сущая чепуха по сравнению с объемами, доставляемыми опять же из Казахстана по Транссибу и тем более (напомним: 98%) морем. Однако партнеры считают, что к 2020 году по транскаспийскому маршруту будет ежегодно проходить до 54 млн тонн грузов, 300-400 тыс. контейнеров. «Речь идет о формировании интегрированного экономического пространства от Атлантики до Тихого океана, в котором нет места России», - высказался политолог Кирилл РОГОВ.
Москва слишком долго раскачивалась, и "Шелковый путь" пошел через Закавказье
Так думают далеко не все, и сведущие специалисты тоже. Тот же Александр Габуев поведал «Радио Свобода» о своих квалифицированных сомнениях: сухопутный маршрут через Россию короче, быстрее и надежнее каспийских и черноморских переправ, российская железнодорожная инфраструктура, при всех «но», гораздо лучше, а инвестиционные возможности обширнее, большое преимущество дает беспошлинная зона Таможенного союза: фактически вагон преодолевает только две границы - с Казахстаном на входе и Европой на выходе. Поэтому куда целесообразнее развивать именно российский вариант: из Синьцзян-Уйгурского автономного округа КНР, через Казахстан, Россию и Белоруссию, заключает исполнительный директор Российско-китайского экспертного центра Роман БУРТОВОЙ.
Рожа крива
Так-то оно так, однако российская сторона, оказывается, сама немало потрудилась, чтобы разочаровать китайцев. Вернее, не потрудилась. Сначала «пропустила мимо ушей» предложение Си Цзиньпина возродить «Шелковый путь» - и тогда вместо Москвы он выбрал площадкой для презентации этой глобальной инициативы Астану. Но и после астанинских заявлений в 2013 году Москва только спустя два года присоединилась к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, в числе последних. В свою очередь, сотрудничество России с Фондом Шелкового пути, признают эксперты, носит символический характер и ограничивается считанными и некрупными проектами, это, например, строительство дата-центров в Иркутской области. Можно сказать, стороны пока только «принюхиваются» друг к другу в режиме меморандумов и протоколов о намерениях. При этом российская выражает опасения, что, если «Шелковый путь» пойдет не через Дальний Восток, а из Казахстана на Челябинск или Оренбург, вся остальная часть Транссиба, а также БАМ останутся незадействованными.
Китайский проект моста через Керченский пролив показался россиянам слишком экономичным и поэтому невыгодным
Вместе с тем пока не делается ничего, чтобы усилить инфраструктурную привлекательность Дальнего Востока. Хотя наблюдатели называют конкретные задачи, которые нам нужно оперативно выполнять, - это и расширение железной дороги, и прокладка автомобильных дорог, и возведение мостов, и модернизация портов. Подумать только: с нашей стороны существуют лишь два железнодорожных перехода с Китаем - через Благовещенск и Забайкальск, а грузы по российским железным дорогам движутся в 5-7 раз медленнее, чем в Китае, который является мировым лидером в организации скоростного движения. На фоне столь запущенной картины предложения декана факультета мировой политики и экономики ВШЭ Сергея КАРАГАНОВА строить меридиональные транспортные коридоры вплоть до Ирана, Пакистана и Индии выглядят фантастикой, а ведь уважаемый политолог рассуждает об этом как о необходимом, а не желательном или сказочном.
Дело буксует по нескольким причинам. Первая - знаменитая отечественная манера нагревать руки даже на том, что выгодно самим. Как о реальном факте сообщает «Русская планета» про конфуз со строительством моста через Керченский пролив: «На слуху было предложение китайцев построить мост за 2 млрд долларов: наивные соседи посчитали все как есть, без «усушки и утруски», и российская сторона предсказуемо отказалась. Теперь строим сами за 3,5 млрд долларов. Китайские инициативы блокируются теми же российскими чиновниками, которые провозгласили пресловутый разворот». Взять то же сельское хозяйство - в Канаде, Европе, Африке, Австралии на законопослушных китайских аграриев не нахвалятся, здесь же они пользуются коррупционными возможностями, результат - буквально выжженная земля.
Сегодня Россию отделяет от Китая высокая и глухая стена непонимания. Причем мы сами выстроили ее
Другая причина, вытекающая из первой, слишком высокие тарифы и в принципе отсутствие комфортных, цивилизованных условий для ведения бизнеса. «Китайцы не спешат вкладываться в российский реальный сектор, поскольку их беспокоит инвестиционный климат. Китайским инвесторам нужны госгарантии и отлаженная система страхования вложений», - объясняет «Свободной прессе» директор российско-китайского центра Финансового университета при правительстве РФ Николай КОТЛЯРОВ.
Российская невнимательность, нечувствительность выражается и в серьезной деградации отечественной синологии. Государственного и корпоративного заказа на исследования практически нет, как следствие, по количеству китаеведов мы уступаем Европе в 120 раз, а Америке и вовсе в 300. Разорваны связи не только между поколениями наших ученых, но и между Академиями наук России и КНР. «У нас даже нет юристов по инвестиционному праву Китая - за 8 лет защищена одна кандидатская диссертация. Получается, мы даже не знаем, как устроен инвестиционный режим в Китае. О каком прорыве тогда может идти речь?», - вопрошает Николай Котляров (становится ясно, отчего объем накопленных российских инвестиций в КНР не превысил даже 900 млн долларов, это даже не 20-е место). «В России повторяется ситуация, сложившаяся в свое время в Китае, когда практически полностью прекратилось изучение СССР. Хотя премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай тогда предупреждал: “Советский Союз - это огромная страна, которая имеет с Китаем общую границу в несколько тысяч километров. СССР ни на минуту не приостанавливал пристальное изучение Китая, а мы не изучаем, не учимся у него. Мы не знаем, что он делает, о чем думает”», - описывают в своей статье забайкальские губернатор Константин ИЛЬКОВСКИЙ и его коллега, председатель регионального Заксобрания Наталья ЖДАНОВА.
Еще одна причина недопонимания и пробуксовки - страхи нашего руководства: дескать, «Шелковый путь» и зона свободной торговли в рамках ШОС окончательно превратят Россию в транзитную страну, не производящую, а лишь проводящую и потребляющую чужие товары, теряющую в таможенных сборах и налоговых отчислениях. Как будто это самое руководство только тем и занимается, что развивает отечественную промышленность. Сильвана МАЛЛЕ, представляющая одновременно Бирмингемский и Веронский университеты, описывая в конце прошлого года «успехи» российских властей на Дальнем Востоке, смогла упомянуть лишь о налоговых послаблениях, принципе «одного окна» для предприятий и льготах при выделении гражданам небольших земельных наделов. Прямо скажем, не густо в сравнении с насущными задачами инфраструктурного и промышленного развития наших восточных рубежей.
Запад нам дороже
Получается, снижение на треть российско-китайского товарооборота - следствие не только глобального нефтяного кризиса и «подмерзания» экономики КНР. Ведь все то же самое не мешает китайцам вкладывать десятки миллиардов долларов в Африку и планировать удвоение инвестиций и объемов торговли с Европой (на Россию же из почти 900 млрд долларов китайских инвестиций за рубеж приходится менее 1%, и тенденции, как видим, отрицательные). Делаем вывод, что основной тормоз - «природное», естественное несовпадение наших менталитетов, геополитических и экономических потребностей. И даже задача сдерживания общего соперника - США - не может унять эти противоречия.
США - крупнейший торговый партнер Китая, и контакты с ними важнее дружбы с Россией
«С китайской стороны нет никакой воли противостоять Западу, - подчеркивает Александр Габуев. - Китай этой темы в отношениях с Россией максимально избегает. Он говорит о многополярном мире, о невозможности диктовать свою волю и так далее, о сотрудничестве, но при этом явно выраженный антизападный, антиамериканский акцент максимально глушится. Если посмотреть какие-то вещи, которые связаны с международным правом, например, признание Крыма российской территорией, то Китай Крым российской территорией не признает, это совершенно очевидно. Китай не принимает официальные делегации с участием крымских чиновников. Китай в этом плане довольно аккуратно и тщательно выверяет свою линию, потому что отношения с Западом для него в коммерческом плане и в стратегическом плане гораздо важнее… Практика показала, что при ужесточении санкций, когда санкции становятся более «умными», и американцы закрывают все лазейки, китайцы значительную часть санкций будут соблюдать».
А влиятельный американский журнал «Foreign Policy» передает слова высокопоставленного дипломата из Совета Безопасности ООН о том, что, хотя «Пекин и Москва по-прежнему выступают с единых позиций по самым разным вопросам - от Ирана до Северной Кореи, этот альянс ослабевает, поскольку приоритеты двух стран начинают расходиться по целому ряду направлений, начиная с Южного Судана и кончая Украиной и Сирией, где Пекин выступает за более активные дипломатические шаги по прекращению боевых действий между диктатором Башаром аль-Асадом и его врагами. «Не в китайских интересах то, что Россия сумела присоединить Крым и что она вместе с Ираном оказывает мощную военную поддержку Асаду, - сказал этот дипломат. - Что-то определенно происходит. Китай и Россия расходятся». По его словам, - продолжает «Foreign Policy», - Путин остро нуждается в друзьях, и поэтому стремится налаживать более тесные отношения с Китаем. Однако Китай держит дистанцию и ощущает неловкость из-за военных действий России на Украине и в Сирии».
А России Китай сильно рекомендует помириться с Западом, чтобы не ставить КНР в неудобное положение
И подталкивает Россию к замирению с Западом, Европой. Директор Института социального развития стран Европы и Азии при Исследовательском центре развития Госсовета КНР Ли ФЭНЛИНЬ деликатно, но уверенно, по-китайски, настаивает: «Что касается утверждения о том, что евразийский вектор без Европы и Запада превращается в драйвер внешней политики России, то оно как раз грешит ситуативностью. Запад или Восток для России - это мнимый выбор, выбор без выбора. Россия не может отгородиться от Европы и Запада. Совсем неуместным кажется деление мира на западный и незападный, тем более их противопоставление. А где в таком случае место России? В каком мире?»
Всего лишь как все
Итак, куда же мы плывем? Какими в дальнейшем будут российско-китайские отношения? И какую роль в них мы будем играть? «В перспективе Россия ещё больше закрепится в подчинённом статусе - и в Китае политики и эксперты молодого поколения откровенно об этом говорят», - утверждает Владислав Иноземцев. При этом Китай продолжит «мягко, но твердо» продвигать свои интересы и склонять Россию к положению второстепенного игрока на евразийской шахматной доске - опираясь на свою силу и нашу слабость, не особо считаясь с российскими проблемами и недостатками.
В
статье, опубликованной в «Forbes», бывший руководитель Росфиннадзора Сергей ПАВЛЕНКО видит: даже если экономика Китая устоит, а то и оживет (впрочем, по мнению аналитиков, до 2020 года рассчитывать на ежегодный рост китайской экономики выше 6,5% не приходится), КНР, заинтересованная в наращивании экспорта собственной продукции, «не сможет стать для России ни расширяющимся рынком сырья, ни источником стратегически значимых инвестиций. А останется тем же, чем и сейчас: серьезным партнером, но отнюдь не локомотивом роста. При этом сохранится иллюзия, что Китай вот-вот начнет программу сотрудничества, которая и вытащит Россию из кризиса. То есть будет потеряно время». Если же в Китае разразится полномасштабный экономический кризис, а мы продолжим упрямо игнорировать Запад, «вполне возможен трагикомичный вариант с попыткой заместить «китайский локомотив» либо чем-то типа Индии или Бразилии (которым тоже грозят отрицательные темпы роста), либо «новыми локомотивчиками» типа Вьетнама и Индонезии. Но это - если потеря чувства реальности превзойдет возможные для ответственной элиты пределы».
Владислав Иноземцев: "В перспективе Россия ещё больше закрепится в подчинённом статусе - в Китае откровенно об этом говорят"
Из чего делаем вывод: в ближайшее время мы или нормализуем отношения с Западом, Евросоюзом (и тогда, при условии динамичной перестройки собственного хозяйства - образования, науки, производства, делового климата и т.д., - возможно, станем весомой составляющей программы евразийской интеграции), или скатимся к мировой периферии.
На каких условиях Запад готов сотрудничать с нами? Способна ли наша элита к ответственным преобразованиям? Об этом - в наших следующих обзорах.
Окончание:
http://loxovo.livejournal.com/7238579.html