Сергей ШЕЛИН - независимый обозреватель Газета.Ру, и/а Росбалт. Работал в петербургских ("Смена", "Час пик", "Вечерний Петербург", "Дело") и московских ("Московские новости", "Новое время") изданиях, а также на петербургском ТВ и радио.
Улыбка великого соседа
На стремительный взлет китайской экономики и военной мощи наши сограждане отвечают отказом от привычных опасений и верой в иллюзию, будто Россия куда влиятельнее, чем Китай. "Китайская надежда" Кремля временно усвоена широкой общественностью.
Согласно результатам опроса фонда "Общественное мнение", 64% наших сограждан полагают сегодня, что Россия имеет больше влияния в мире, чем Китай. Противоположного мнения придерживаются всего 17%. Даже летом 2008-го, на пике нашего экономического чуда, соотношение было чуть скромнее - 63% к 21%.
Вот что значат, во-первых, "эффект Крыма", а во-вторых, неосведомленность россиян об устройстве окружающей действительности. Даже в такой продвинутой группе опрошенных, как москвичи, доля знающих, что Китай в мире все-таки более влиятелен, достигает лишь 32%, а те, кто отказывается видеть в упор то, что есть, сохраняют большинство и в столице - 56%.
Владимир Путин в мае едет в Пекин. После ссоры с Западом надежды на экономическое партнерство (а еще лучше - на союзничество) с дальневосточной сверхдержавой не просто велики. Они окрашены эмоциями высочайшего накала. Через пропагандистскую машину эти чувства передаются народу, который чутко на них откликается. По тому же опросу, 74% россиян считают сейчас Китай дружественной страной и только 9% - недружественной. В 2008-м соотношение было 54% к 24%.
Все прочие индикаторы также говорят о крутом росте симпатий и не менее крутом спаде привычных опасений. Если в "докрымские" годы на вопрос о том, угрожает ли усиление Китая интересам России, примерно 40% отвечали "угрожает" и чуть меньше - "не угрожает", то сегодня тех, кто видит угрозу, стало 19%, а тех, кто ее не видит - 57%.
Надо добавить, что само по себе усиление Китая сомнений у большинства все же не вызывает. В 2014-м, как и в 2008-м, больше половины опрошенных соглашались с тем, что Китай развивается успешнее России, а четверть и тогда, и теперь полагала, что дело обстоит наоборот.
Иными словами, сегодня, как и шесть лет назад, образ Китая в массовом российском сознании примерно таков: это большая, но не слишком влиятельная, хотя и неплохо развивающаяся (видимо, ввиду своей стартовой отсталости) страна. Полезный, стабильный и, как сегодня выясняется, безопасный друг в неуютном мире, который вдруг оказался полон врагов.
А теперь сравним несколько экономических и военных индикаторов 2008-го и 2013-го годов.
Возьмем номинальные величины ВВП, т.е. вычисленные по текущим обменным курсам валют. Ведь именно в номинальных единицах принято определять военные расходы и объемы внешней торговли.
Итак, в 2008-м номинальный ВВП Китая составлял $4,52 трлн (32% от ВВП США, равный тогда $14,29 трлн), а ВВП России - $1,66 трлн (37% от китайского). В 2013-м ВВП Китая был уже $8,94 трлн (53% от ВВП США, который составил $16,72 трлн), а российский достиг $2,11 трлн (24% от китайского). Всего за пять лет разрыв между Китаем и США резко сократился, между Россией и Китаем столь же резко вырос, а между США и Россией остался прежним.
Для полноты картины сравним также и ВВП, вычисленные по паритету покупательной способности. В 2008-м для Китая этот показатель составлял $8,23 трлн (58% от американского и почти вчетверо больше российского), а в 2013-м - $13,37 трлн (80% от американского и в пять раз больше российского).
За кризисные и посткризисные годы Китай совершил огромный рывок вперед. Если по номинальной стоимости ВВП он еще серьезно отстает от Америки, то по размерам экономики (тут ВВП, вычисленный по ППС, - главный индикатор) уже дышит ей в затылок. О таких деталях, как скачок в развитии инфраструктуры, росте качества образования и освоении новых технологий, можно и не говорить по причине их общеизвестности.
А для нашей страны эти же годы были временем неверных решений и топтания на месте. Если в 1999-м - 2008-м Россия укрепляла свои мировые экономические позиции, то с 2008-го и по сей день она их теряет. Снижается, соответственно, и ценность нашей державы как торгово-экономического партнера.
Посмотрим на структуру внешней торговли, которую у нас надеются переориентировать на Китай.
По сведениям Росстата, на КНР в 2013-м пришлись 10,5% российского товарооборота ($89 млрд), в том числе экспорт составил $36,5 млрд, импорт - $53,2 млрд. Вопреки бравурным обещаниям высших должностных лиц и прогнозам близких к ним аналитических структур, российско-китайская торговля в 2013-м почти не выросла, а экспорт в КНР наших товаров (в основном энергоносителей) даже упал. При этом Китай и сейчас крупнейший торговый партнер России, а зависимость российского рынка от китайского импорта (он составляет 15% всех импортных поставок к нам) уже и теперь очень велика.
Поэтому планы радикально увеличить эту торговлю подразумевают огромные и дорогостоящие усилия российской стороны для наращивания нефтегазового и другого сырьевого экспорта в Китай, чтобы догнать и уравновесить гигантский и, как надеются в Кремле, все возрастающий китайский импорт. Результатом (в случае счастливого воплощения в жизнь этих намерений) станет критическая зависимость российской экономики и российского бюджета от китайских закупок, а российского рынка - от китайских поставок.
Причем зависимость заведомо односторонняя. В 2013-м на торговлю с Россией пришлись всего 2,2% китайского товарооборота (который достиг $3,98 трлн). Для сравнения: товарооборот Китая и США составил полтриллиона, с Японией - треть триллиона, а с Кореей - четверть триллиона (т.е. почти втрое больше сегодняшнего российско-китайского товарооборота). Не очевидно, что даже поставив себя в полную внешнеторговую зависимость от Китая, наша страна сможет занять место хотя бы в первой тройке хозяйственных партнеров дальневосточной сверхдержавы.
Китай уже привыкли называть сверхдержавой, но к этому слову обычно еще добавляют "экономическая". Можно только изумляться тому мастерству, с которым государство, приписывающее себе череду военных побед над Японией, Америкой, Индией и Советским Союзом и уже десяток лет уверенно удерживающее второе место в мире по военным расходам, убеждает мир, будто ничто, кроме проблем хозяйственного развития, его всерьез не волнует.
В том числе и отсюда происходит то детское простодушие, с которым большинство россиян сообщает, что Пекин, мол, "менее влиятелен", чем Москва. Если мерить влиятельность частотой напоминаний о себе, то конечно. Точно таким же порядком можно сказать, что в Южной Америке самая влиятельная держава вовсе не могучая 200-миллионная Бразилия, а революционная Венесуэла, которая всемеро меньше по населению и размерам экономики, но зато голосисто обличает Соединенные Штаты.
Что же до китайской военной мощи, то о ней можно только две вещи сказать с полной уверенностью: что она очень велика и быстро растет. Реальные китайские военные расходы оцениваются лишь приблизительно, а масштабы технологического обновления угадываются только по фрагментам, которые попадают в поле зрения экспертов.
Так или иначе, но, по оценкам стокгольмского аналитического центра SIPRI, суммарные (а не только формальные) военные траты Китая поднялись в 2013-м до $188 млрд, а оцененные таким же порядком российские не достигли $100 млрд. В 2008-м соотношение было чуть более выгодным для России - $107 млрд у них и $68 млрд у нас. Причем наша страна сейчас расходует на эти цели уже 4,5% номинального ВВП и, ввиду стагнации экономики, может наращивать такие траты, лишь увеличивая их долю. А в Китае просто поддерживают военные расходы на уровне 2% ВВП, и они растут вместе с экономикой. У нас военные траты почти на пределе и все равно почти вдвое меньше китайских. А в Китае их могут увеличить в разы буквально за год-два. Стоит только захотеть.
Почти открыто провозглашаемый нынче принцип Кремля стар как мир: "Сильному можно то, чего нельзя слабому". Принцип как принцип. Но идти с ним к тому, кто явно и гораздо сильнее, да еще и воображать, что он почему-то поведет себя не так, как ты? И надеяться на равное партнерство там, где понятия "брат" нет вовсе, а есть только понятия "старший брат" и "младший брат"?
Великий сосед с улыбкой ждет гостей.
Росбалт, 21.04.2014
http://www.rosbalt.ru/blogs/2014/04/21/1259641.htmlПримечание: выделение болдом - моё.
С Крымом - к Китаю
Разрыв хозяйственных связей с Европой и Америкой не превратит Россию в новую Северную Корею. Наглухо закрыться от всего мира уже не получится. Просто зависимость от Запада сменится гораздо более сильной зависимостью от Китая.
"Штаты стратегически загнали нас в пасть китайскому дракону, получившему прекрасный шанс решить с нашей помощью свои ресурсные проблемы", - с грустью
пишет известный аналитик, в целом вполне лояльный и провластный.
Не будем вдаваться в спор насчет того, кто кого загнал. Интересен сам тезис, на глазах приобретающий все большую популярность. Перед тем, как к нему вернуться, оценим последствия для нашей страны и для человечества в целом намечаемого сворачивания российско-западных экономических связей.
Сразу скажу, что исхожу из сравнительно умеренного по сегодняшним меркам сценария ближайших событий. А именно: овладения Крымом без вторжения в континентальную Украину. Не из-за того, что считаю эту перспективу единственно возможной, а потому, что остальные сценарии слишком мрачны, чтобы выводить из них какие-то долгосрочные прогнозы.
Можно довольно уверенно предположить, что платой за Крым для России станут лишь экономические санкции Соединенных Штатов и Евросоюза. Их возможный диапазон более или менее угадывается.
Повальное замораживание российских активов, аннулирование американских долговых обязательств, составляющих значительную долю международных резервов РФ, и прочее в том же духе не то чтобы совсем уж исключено, но пока не выглядит вероятным. Не в интересах американцев и, тем более, европейцев, так подрывать мировое к себе доверие. На что-либо подобное решатся пойти только в случае радикального обострения кризиса. Пока же под точечные удары могут попасть лишь активы отдельно взятых российских чиновников и приближенных к ним людей (потери которых оценивать не берусь), а также сложившиеся механизмы выдачи денег в долг российским предприятиям и банкам.
Это довольно чувствительный удар. Внешние долги РФ (в отличие от плавно снижающихся золотовалютных резервов, составляющих сейчас $493 млрд) уверенно растут. По подсчетам ЦБ, на 1 января 2014-го они достигли уже $732 млрд (год назад было $636 млрд, два года назад - $539 млрд). В основном это долги государственных и окологосударственных фирм и банков. Условием нормальной их работы давно уже стало взятие на Западе новых кредитов и пролонгация старых. И то, и другое вряд ли будет теперь перекрыто, но станет проблематичнее и дороже. Асимметричный ответ в виде отказа платить иностранные долги повлечет за собой уже действительно мощные санкции. Поэтому пока более вероятной выглядит схема помягче: корпорации просто переложат свои убытки на российского потребителя.
Теперь о самой торговле с Западом. Экономисты-пропагандисты глазьевской школы успокаивают публику рассуждениями о невероятной и вечной западной зависимости от российских нефтегазовых поставок и, соответственно, о заведомой неспособности от них отказаться. Это не совсем выдумка, но очень сильное преувеличение. Общий вес РФ в мировой торговле составил в 2013 году меньше одной двадцатой, а в торговле энергоносителями - одну седьмую. Это дает серьезное влияние, но не гегемонию.
В товарообороте Соединенных Штатов доля торговли с РФ - меньше 1%. Даже полный отказ от нее пройдет незамеченным для американской экономики. Другое дело - Европа. Примерно 30% потребления газа в Евросоюзе обеспечивается за счет российских поставок. Видно, насколько европейцы не хотят одномоментно лишиться этого газа. Но не надо строить иллюзий: в крайнем случае, возможно и такое. Европа дрогнет, но не рухнет. Конкуренция поставщиков на мировом энергорынке непрерывно растет, альтернативы есть. Более или менее возместить потерянное европейцы смогли бы уже к следующей зиме. Хотя явно предпочитают другой вариант: плавно и без резких движений уменьшать свою зависимость от энергопоставок из России. Движение в эту сторону началось еще до крымско-украинского кризиса и теперь наверняка ускорится. Через несколько лет при любом повороте событий Евросоюз будет покупать гораздо меньше российских энергоносителей. А при радикальном ухудшении отношений откажется от них вовсе, и уже без особого ущерба для себя.
Торговля - вещь обоюдная. Европейские товары валом валят в Россию, обеспечивая примерно 40-45% импорта. Выдержит ли Европа потерю российского рынка? Бравурные утверждения, будто она этого якобы не вынесет - пропагандистская гипербола. Весь экспорт Евросоюза, не учитывающий гигантскую торговлю между странами этого объединения, приблизился в 2013-м к $2,3 трлн и составил лишь одну седьмую от европейского ВВП. Примерно одна пятнадцатая из этой одной седьмой (больше $140 млрд) приходится на экспорт в Россию. Много - однако не так уж критично для Европы. Особенно, если уход из России будет плавным и займет несколько лет. Евросоюз похнычет, но устоит, а вот нашей державе придется полностью перестраивать внешнюю торговлю.
Мысль о том, что эту торговлю можно просто свернуть, хоть и близка нашим изоляционистам, никогда ни за что не отвечавшим и привыкшим жить в собственных болезненных грезах, является утопией. Без ввоза товаров, оборудования и технологий может прожить Северная Корея. Но Россия - гораздо более продвинутая страна. Рухнуть так низко она вряд ли сможет, даже если власти станут усиленно добиваться именно этого. До северокорейских стандартов никогда не опускалась, к примеру, Сербия, хотя много лет прожила под экономическими санкциями. Что же до России, то эти санкции, даже и в радикальном исполнении, вряд ли окажутся всемирными - они будут исходить лишь от Запада.
Теперь вернусь к тому, с чего начинал. Отношение официального Пекина к крымско-украинскому кризису пока отстраненно-философское. Новый киевский режим не может ему нравиться - хотя бы в силу своего революционного происхождения. Нарушение принципа территориальной целостности тоже не может быть ему по душе, но вряд ли вызывает острые переживания. Ведь собственную целостность китайские власти собираются защищать не международными актами, а стремительно растущей военной силой. Только в нынешнем году военные расходы КНР, по официальным и, скорее всего, заниженным данным, увеличиваются на очередные $15 млрд. И это делается запросто, почти играючи. Аналогичным порядком поднять российские военные траты на 500-600 млрд руб. можно только путем крайнего напряжения сил - и уж точно невозможно выдерживать такой темп хотя бы пяток лет.
Понятно, что Кремль просит сейчас китайцев о поддержке - больше ведь некого. Неизвестно, удастся ли вывести Пекин из состояния привычной для него сдержанности, и какую плату он за это возьмет. Но уж в любом случае вряд ли откажется оприходовать то, что само идет в руки.
Ввоз китайских товаров в Россию приближается к $60 млрд (всего 2,5% китайского экспорта). Увеличить объемы до $200 млрд или более (т.е. округленно до 10%) и "заместить" ввоз товаров из Европы и Америки не составило бы для могучей китайской экономики никаких проблем. Правда, это замещение возможно пока не по всем товарным группам. Но технологический прогресс Китая делает стремительные успехи, и скоро он сможет снабдить Россию буквально любыми товарами. А что касается ширпотреба всех категорий, то его сколько угодно уже сейчас. Даже если изделия, легально выпускаемые в Китае под мировыми брендами, станет неудобно ввозить в Россию, существует еще и гигантская индустрия подделок, которая даст российским потребителям все, к чему они стремятся, хотя соотношение цена/качество будет, естественно, другим.
Но у этого потенциального благолепия есть и теневая сторона. Даже сегодня экспорт российских товаров в Китай ($40 млрд) не закрывает импорта. А если следовать вышеприведенному прикидочному расчету, его надо увеличить еще раз в пять.
Китайские закупки нефти на мировом рынке достигли 6 млн баррелей в сутки. Весь российский нефтеэкспорт - около 5 млн баррелей. Казалось бы, вот вам и решение. Но перебросить эти потоки на Дальний Восток - очень дорогая затея, а у Китая есть другие поставщики. Когда продавцов много, а покупатель всего один, приходится соглашаться буквально на все его требования. Бесконечно долгие дискуссии китайцев с "Роснефтью" об условиях нефтяных поставок уйдут в прошлое. Никакого пространства для маневра у российских поставщиков больше не будет.
Природные ресурсы нашей державы найдут, наконец, настоящего потребителя и станут подлинным фундаментом мощи Поднебесной. Со временем придется, возможно, свернуть российскую металлургию - она конкурирует с китайской на внешних рынках. Развитие оборонной промышленности тоже придется приспосабливать к нуждам взыскательного партнера. В конце прошлого года Янукович санкционировал создание огромной китайской экономической зоны в Крыму (подробнее об этом
читайте здесь). Теперь забота о продвижении китайских интересов на крымской земле естественным порядком перейдет к Москве.
И это только некоторые особенности пересадки в лодку к партнеру, который гораздо сильнее и в экономическом, и в военном плане. На самом деле, их гораздо больше. Зато желто-голубой флаг будет сброшен со всех крымских флагштоков.
Росбалт, 12.03.2014
http://www.rosbalt.ru/business/2014/03/12/1243188.html Примечание: выделение болдом и красным болдом - моё.