Кирилл КОБРИН: Депардье. P.S.

Feb 20, 2013 21:15



«Жерар Депардье сыграл эксцентричного русского монаха Григория Распутина во франко-российском фильме 2011 года»
БиБиСи, 05.01.2013
Про Депардье уже немного подзабыли: паспорт русский выдан, публицистический яд вылит, все символические дивиденды с комического происшествия получены - и даже отчасти потрачены. Разве что Тина Тернер собралась вернуть свой американский паспорт и стать на заслуженном отдыхе швейцарской гражданской, оттого ее уже назвали «американской Депардье». Но ей, конечно, далеко до экс-Сирано; вряд ли бы она потянула на мордовскую прописку, вряд ли.
Сам же актер не скучает; ходят разговоры о том, что он прикупил земельку в Подмосковье, мол, построит деревянную хижину и будет безмятежно рыбачить. Просто Виктор Астафьев какой-то. Правда Николай Бородачев из российского Госфильмфонда утверждает, что не хижину, а домище в Белых Столбах, но это неважно. Важна интенция: «Депардье никогда не убегал от налогов… Он говорил о желании получить российский паспорт еще три года назад, когда не было этого нового налога. Уже тогда он хотел жить в России». Позволим себе не согласиться с Бородачевым и проследим за хронологией разворачивания СМЫСЛОВОГО сюжета с русским Депардье.
Подведем, так сказать, итог всей этой поучительной истории. Думаю, дело того стоит: ведь история с Депардье очень многое открывает в устройстве сегодняшней Европы, сегодняшней России - и в устройстве сознания людей, населяющих «континент Европа» («от Атлантики до Урала», как любил говорить генерал де Голль). Эту историю горячо обсуждали, верно; только вот говорили, увы, не о самом интересном.
Напомню, все началось, когда французский президент-социалист Олланд объявил о намерении ввести 75%-ный налог на сверхдоходы. Звучит внушительно, смело и даже как-то угрожающе - в том числе и для тех, кто, не имея «сверхдоходов», обходятся весьма скромными суммами, которых не всегда хватает и на самые простые нужды. Да, 75% - это очень много. Только вот, если вдуматься и перебрать в памяти некоторые факты европейской жизни (да и чисто французской тоже), обнаружится, что подобные масштабы налогообложения - не исключительный случай на континенте (прежде всего, в скандинавских странах), что инициатива Олланда касается только горстки богачей, что речь, на самом деле, идет не о 75%, а о несколько меньшей цифре, что, наконец, Франция как была, так и остается социальным государством, с сильной бюрократией, с мощной поддержкой небогатых и бедных граждан, с одной из лучших в Европе систем образования, с развитыми точными науками, господдержкой собственной культуры и т. д. и т. п. И за это ее гражданам следует платить.
Так исторически сложилось: Франция - не Соединенные Штаты, и даже не Великобритания. В новой и новейшей истории Франции произошло, как минимум, пять революций, здесь был центр левого движения 60-70-х годов, здесь могущественные профсоюзы и влиятельная традиция социальной критики. Если иметь все вышесказанное (и еще много что) в виду, то так называемые «75%» - много, но не очень. Тем более, что подобные ситуации с угрозами сверхбогачей убежать в Бельгию за более справедливыми (с их точки зрения) налогами уже случались.
Жерар Депардье, впрочем, решил, что всемирная слава (пришедшая к нему не после действительно выдающихся работ, вроде «Сирано де Бержерака» или «Вальсирующих», а на волне недавней популярности придурковатых комикс-фильмов из древней галльской истории) перевесит весь национальный французский контекст. Ведь он мужик, self-made man, винодел и мотоциклист, а Олланд - бледная административная немочь. Однако стоило Депардье начать войну с президентом и общественным мнением (то есть, поначалу с одним только президентом, общественное мнение, был уверен актер, его поддержит), как он перестал управлять сюжетом, предоставив себя неумолимой логике нынешнего положения европейских дел. Именно потому это сравнительно небольшое происшествие и кажется мне столь важным; в сущности, неважно, как там брюзга Жерар будет уживаться с мелочным Володей (так же, как и вопрос о том, КОГДА ИМЕННО Депардье потихоньку, безо всякого шума, вернется домой).
Логика сюжета такова. Сначала Депардье набросился на задевшего его Олланда, опубликовав открытое письмо, где выставил себя честным малым из рабочих низов, который собственным трудом нажил свое состояние. В этом письме, впрочем, было упущено одно серьезное обстоятельство: если бы не поддерживаемая на бюджетные деньги французская киноиндустрия, которая дала местным актерам 70-80-х годов возможность сниматься не только в коммерческой чепухе, никакого ТАКОГО состояния у Депардье не было бы. Его нынешний поп-успех - следствие работы в самых разных жанрах, от полицейского до театрального; если ему интересно, пусть посмотрит на судьбу своих актеров-ровесников в стране, где государство никогда не поддерживало национальную сферу развлечений, в Великобритании - и сравнит. Анархические эстетские шедевры французской «новой волны» - как и милые антибуржуазные комедии, где Депардье играл со своим другом Пьером Ришаром - в Соединенном Королевстве были просто невозможны по экономическим причинам.
И вот наш герой, как это принято во Франции, решает сдать паспорт родины и стать бельгийцем. Не он первый, и до него были подобные случаи. Но Бельгия - не Мальдивские острова; страна Евросоюза не готова выдавать свои документы иностранцам, пусть богатым и знаменитым, по первому требованию. А Депардье хотел обстряпать дело по-быстрому. Такова была его вторая ошибка - деньги и слава в ЕС значат многое, но не все, далеко не все. Можно сколько угодно ругать евробюрократию, однако она делает свое дело: наводит порядок, согласно которому интересы государства (и союза государств) выше истерик отдельных людей.
И тут в сюжет вступает Россия. Причем сразу в двух своих ипостасях - российских «либералов» и российского «государства». Первыми оживились как раз либералы. Социальные сети и медиа были полны восторгами записных демократов по поводу ссоры Депардье с Олландом. Симпатии были на стороне первого: да как может эта жалкая социалистическая вошь отбирать деньги у крутейшего чувака, который сделал себя сам? Здесь проявилась одна удивительная особенность современного русского либерализма (и оппозиции Путину вообще). Ее, оппозиции, либерализм и демократизм существуют только «от противного», они не онтологичны, они ситуативны. По сути российский либерал, российский демократ в массе своей есть тот же самый путинец с его мачизмом, скрытым расизмом, презрением к слабому, дешевой сентиментальностью, разнузданным хамством - разница только в его личной ненависти к Путину.
Итак, Депардье был воспет как герой борьбы с невзрачным грабителем-социалистом Олландом (и всей левой государственнической Францией сразу). Но здесь российского либерала ждал неожиданный и болезненный удар. Разозлившись на проволочки с Бельгией, актер обратился прямо к своему старому знакомцу Путину. А тот будто только и ждал этого; российский паспорт для Депардье сварганили за пару дней (долго ли напечатать бессмысленную бумажку?). И вот наш герой (имеющий основательные российские связи, от роли Распутина в русском фильме до халтур на кадыровских мероприятиях) уже публично расхваливает самого Владимира Владимировича лично и всю «великую русскую демократию» в целом.
В результате из этой истории получилась на редкость отвратительная смесь глупости и подлости. Депардье выставил себя циничным дураком - даже в глазах тех, кто поначалу сочувствовал его тирадам о «простом трудяге-парне, пробившемся в люди». Российские либералы в очередной раз показали себя новым изданием советской «колбасной» эмиграции, эдаким новейшим Брайтон-Бич, людьми, которые любят только богатых, а «кровавый режим» ненавидят по персональным соображениям, находящимся не в сфере мировоззрения или даже миросозерцания, а в поле самого что ни на есть банального «психизма» (по определению Пятигорского). Я уже не говорю, что они выставили себя глупцами не в меньшей степени, чем сам Депардье. Что касается российской власти - и Путина в частности - то эта история подтвердила уже давно известное.
Суть российской внешней (и внутренней) пиар-деятельности (а другой она не ведет) заключается в том, чтобы, подобно паразитам, подъедать трупы издохших чужих смыслов. Путинский режим паразитирует на всем: на дореволюционной российской истории, на советской символике и риторике, на православной традиции и «великой русской культуре прошлого», на зарубежных звездах 40-летней давности, на индустрии, науке, образовании, технологиях созданных либо уже умершими людьми, либо теми, кто живет за пределами (географически и ментально) его власти. Сейчас Путин с наслаждением поедает труп возвышенного Сирано.
А кто же выиграл? Да все те же самые бюрократы, скучные социалисты, странным образом воплощающие в Европе остатки здравомыслия и порядка. И то, скорее всего, по инерции.
Кирилл КОБРИН - историк, эссеист, прозаик и журналист; сотрудник Радио "Свобода". Автор и соавтор более 10 книг и многочисленных публикаций в периодике. Живет в Праге.


Полит.Ру, 08 февраля 2013
http://www.polit.ru/article/2013/02/08/kk080213/
Примечание: выделение ПРОПИСНЫМИ - автора, болдом - моё.

РАНЕЕ НА ЭТУ ТЕМУ:
Михаил СОКОЛОВ: О чем забыл Кремль, вручая паспорт Жерару Депардье
http://loxovo.livejournal.com/4496245.html
Предоставление Депардье гражданства РФ одобряют 47% россиян
http://loxovo.livejournal.com/4495984.html
Гражданин без налогов. Почему Жерар Депардье не сможет пополнить российскую казну
http://loxovo.livejournal.com/4495760.html
Александр БАУНОВ: Что Депардье нашел в России
http://loxovo.livejournal.com/4480461.html
Случай Депардье - Разменное гражданство
http://loxovo.livejournal.com/4440865.html
Наталия ГЕВОРКЯН: История не про французского актера, а про российского президента
http://loxovo.livejournal.com/4438075.html
Художник Никита АЛЕКСЕЕВ: Salut, mon pot!
http://loxovo.livejournal.com/4437970.html
Олег ЗИНЦОВ - Человек недели: Жерар Депардье
http://loxovo.livejournal.com/4432515.html
! Илья МИЛЬШТЕЙН: Депардье учит русский
http://loxovo.livejournal.com/4425230.html
! Дмитрий БЫКОВ: Трагикомическая история с гражданством Депардье наводит на серьезные размышления
http://loxovo.livejournal.com/4418210.html
Случай Депардье - КОММЕНТЫ (А.ОРЕХЪ, К.КАРИМОВ, И.КАРАУЛОВ, С.ПАРХОМЕНКО, А.КОЗЕНКО)
http://loxovo.livejournal.com/4410532.html
Случай Депардье - КОММЕНТЫ (Лев РУБИНШТЕЙН, Антон ДОЛИН, Илья МИЛЬШТЕЙН, Александр МИНКИН)
http://loxovo.livejournal.com/4406085.html
Случай Депардье - КОММЕНТЫ (М.АРТЕМЬЕВ, А. МИНЕЕВ, В.НАДЕИН, Ю.ЛАТЫНИНА, А.ПОДРАБИНЕК, В.ШЕНДЕРОВИЧ)
http://loxovo.livejournal.com/4400447.html

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Владимир КАРА-МУРЗА мл. член политсовета РПР-ПАРНАС, историк, публицист: Полезный Депардье
Мировые СМИ продолжают обсуждать решение французского актера Жерара Депардье принять гражданство России и публично выступить в поддержку Владимира Путина. По мнению старшего эксперта ИСР Владимира Кара-Мурзы, это напоминает историю с «полезными буржуазными идиотами» - западными знаменитостями, защищавшими коммунистический режим СССР.
http://imrussia.org/index.php?option=com_content&view=article&id=362&Itemid=95&lang=ru

паразит, безумие, власть, имидж, Россия, актер, режим, репутация, Кремль, Франция, пиар, артист, гражданин

Previous post Next post
Up