6-го сентября состоялось долгожданное продолжение экскурсии по ГИМ - благодаря
mosblog и лично
tushinetc, который договорился с администрацией, чтобы нам показали уже 2-й этаж. То есть в целом мы потратили на осмотр музея
http://www.shm.ru/ около 7 часов и все равно пропустили очень много, а с чем-то познакомились бегло. В общем, туда бы еще ходить и ходить... Огромная благодарность, конечно, экскурсоводам, которые не жалели для нас ни сил, ни времени.
Описание прошлого путешествия по ГИМ здесь
http://lotta20.livejournal.com/314338.html Тогда мы остановились прямо на пороге Империи, и экскурсия логично поделилась на две части. Россия, которую мы увидели теперь - обширная, имперская, европеизированная (в бытовом плане)... и привычная, знакомая по экспозициям других музеев, по фильмам и книгам - в бОльшей степени, чем та, которую мы видели в прошлый раз. Во многом это связано с тем, что в этой части музея в основном представлены предметы дворянского (и царского) обихода, а также экспонаты, связанные с политикой, наукой и войной (кроме войны 1812 года - для нее есть отдельный музей). Мне сперва очень хотелось спуститься снова на 1 этаж, но потом втянулась.
Вот какая красота (эстетически близкая нашему времени).
Но началось все, конечно, в зале, посвященном эпохе Петра I. Кстати, выяснилось, что титул Великий официально принадлежал каждому российскому монарху, однако исторически закрепился только за двумя - Петром I и Екатериной II. (Симпатичный молодой человек в центре - наш экскурсовод).
Парадный портрет (жанр портрета появился в России тоже только при Петре) выполнен художником Иваном Рефуссинским. Император представлен в образе рыцаря, а на наколенниках у него - портреты его главного внешнего врага, поверженного шведского короля Карла XII.
Здесь же - возок Петра, со слюдяными окнами и дверцей, которую открывали только снаружи.
Камзол Петра (красивый, кстати). Объяснилось наше вечное недоумение по поводу того, что старые мундиры, которые можно видеть в музеях, выглядят такими миниатюрными: сукно, оказывается, со временем не просто "садится", но дает усадку аж на 4-5 размеров! Понятно, что люди прошлого были несколько мельче наших современников, но уж точно не настолько, надо помнить об эффекте усадки. Что касается хлопковой ткани (а камзол как раз из хлопка), то тут картина более приближена к реальности, можно себе представить, как выглядел двухметровый царь.
А вот и слепок его лица.
Если в старые времена любой стул воспринимался как аналог трона, то в петровскую эпоху он стал обычным явлением в богатом доме. А еще меняется отношение к зеркалам, они перестают восприниматься как сакральные предметы. Хотя, конечно, мистика ощущается и теперь. Я, например, с особым чувством смотрю на свое отражение в музейных зеркалах.
Мы прошли по всем залам и посмотрели много экспонатов, я расскажу о тех, которые больше всего заинтересовали.
Маскарадные сани Елизаветы Петровны. В музее вообще представлено много средств передвижения, но эти впечатляют своей театральностью.
Портрет Екатерины II в маскарадном кокошнике. Как раз в стиле Дня города, который в это время ликовал вокруг Исторического музея. Рядом с портретом - бюст Вольтера.
Мейсенский фарфор - композиция, подаренная Екатерине Фридрихом Великим в честь побед в Турецкой войне.
А эту фарфоровую аллегорию заказала уже сама императрица - в честь присоединения Таврии к России.
Образец политической карикатуры - расклад сил в Европе в начале XIX века.
Георгиевская лента Суворова (потрепанная и выцветшая, зато настоящая). А образцы оружия и модели кораблей хорошо заснять у меня не получилось.
Немного "народного". Женский сарафан с медными покупными пуговицами и красивый резной шкаф - растет благосостояние масс в 19 веке.
Рукавицы кучера - роскошные!
Самые красивые по обстановке - залы дворянского быта, недаром наши новые капиталисты, подобно прежним нуворишам, стремятся украшать свои дома подобной мебелью, да и вообще как-то соответствовать. Мечта девушек всех последующих поколений - бал! Интересный факт: на балах все дворяне были равны, и какая-нибудь мелкопоместная дворяночка вполне могла строить глазки императору (если, конечно, достала приглашение). Женского бального реквизита в музее очень много.
Кроме перчаток здесь можно увидеть специальное устройство, чтобы поддерживать длинную шаль (или шлейф), и штучку, в которую вставляли бальный букет (модно было, когда в названиях цветов зашифровывалось какое-то имя).
А на этом фото самое интересное - хрустальный флакончик духов с ввинченной в него линзой, которая использовалась во время спектаклей как аналог театрального бинокля.
Дворянских детей воспитывали особым образом. Мальчиков до определенного возраста одевали, как девочек, в платьица. Зато их учили править маленькой коляской, в которую впрягали коз (пони тогда не были распространены).
Драматические страницы внутренней истории страны представлены клеткой и кандалами Пугачева, предметами, относящимися к восстанию декабристов, личными вещами Александра II.
Этим пером был подписан указ об отмене крепостного права.
Подушка, пропитанная кровью Александра (ее положили под голову смертельно раненого царя), и сабля, которая была при нем во время последнего покушения. Если присмотреться, рукоять слегка искорежена взрывом.
Экспозиция заканчивается эпохой Александра III, когда и создавался музей. В нем такое количество не просто предметов, а реликвий и артефактов, что рассказы о них можно слушать бесконечно. И вдобавок там очень красиво.
В заключение - благодарность за компанию любителям истории из
mosblog, часть из них уже знакома по прошлым экскурсиям, некоторые лица видела впервые:
olster28,
olster28,
breta,
lady_morrygan,
gosh100,
annasmart,
pani_biedronka,
mbl_chertyata,
kis_dikiy,
isirob,
discrepant_girl,
catherine_catty,
prizrak_tamiki и особенно
tushinetc.