mosblog организовал еще одну экскурсию. Я на нее очень хотела попасть, потому что предчувствовала эксклюзив (на мой взгляд, экскурсии хороши, когда они - авторские; приветствуется также свободная беседа - при определенной подготовке группы).
На этот раз нас принял Государственный исторический музей
http://www.shm.ru/, причем выделил нам потрясающего экскурсовода - Дмитрия Игоревича.
Все оказалось, как я ожидала, и даже лучше: у нас сразу же спросили, на какое время мы рассчитываем, подразумевая, что оно может быть неограниченным. В итоге мы за 3,5 часа обошли только залы 1 этажа, без суеты и спешки, с ответами на все приходящие нам в голову вопросы. И главное -
tushinetc договорился с администрацией, что нам дадут еще одну экскурсию, чтобы осмотреть остальное, потому что от переизбытка информации и впечатлений мы уже плохо соображали, а уходить было жалко.
Началось все в "сенях" - в зале, на своде которого размещены "клейма" с изображениями правивших князей, царей и императоров (за исключением Бориса Годунова, считавшегося прямым виновником убийства царевича Дмитрия). Мы отметили и буквы (обозначающие цифры) и геральдические знаки: лев, единорог и корона.
Музей открылся для посетителей в 1883 году, его здание (проектом занимались В.О.Шервуд, затем архитектор А.П.Попов, а также инженер А.А.Семенов) является историко-архитектурным памятником. Сначала предполагалось, что это будет музей государства, но потом его тематика расширилась, теперь это музей истории страны.
И действительно, первые залы к государству никакого отношения не имеют, они посвящены древней истории и людям, которые в те времена жили на нашей территории. Когда-то в этих залах "зависал" мой подраставший сын, но мы с ним знали, и понимали слишком мало, теперь любопытство было удовлетворено по многим вопросам.
Один из важнейших экспонатов (копия) - двойное захоронение, найденное на территории Владимирской области - молодые мужчина и женщина, голова к голове. Генетическая экспертиза останков показала, что они - родственники (хотя это вовсе не значит, что они не могли быть кем-то вроде мужа и жены, так как понятие инцеста тогда не было актуальным). Реконструкция головы женщины по методу Герасимова (голова мужчины тоже представлена) дала такой чудесный результат:
А это - древний семиметровый челн из мореного дуба, неизменно привлекающий внимание детей. Кстати, его и нашли дети - закопанным в ил. И большого труда стоило законсервировать его, удержав от разрушения.
Мы вдоволь налюбовались на бивни мамонта, древние орудия труда и первую керамику, потом пошли в Скифский зал (у залов есть собственные имена, которые не всегда отмечены в описании). Кстати, скифы были первым народом, который знал, как он называется. А также мы рассмотрели картину Семирадского "Похороны знатного руса", попутно выяснив, что написана она "со слов очевидца": какой-то арабский путешественник был свидетелем ритуала и оставил его описание.
История этого древнего мраморного саркофага полна драматическими подробностями: пострадал он именно в 20-м веке. В частности, немцы, не имея возможности вывезти в Германию эту вещь огромной ценности, постарались его изуродовать, перемазав мазутом. В итоге он лишился позолоты и стал более хрупким.
Ну и наконец-то начались залы, посвященные Древней Руси: Киевский, Новгородский, Суздальский, Московский... Они очень красивы. Особенно мне понравился Суздальский, с белой резьбой (видимо, сказались еще и наши летние поездки).
Среди экспонатов - копии ворот. Суздальские мы прошлым летом видели в оригинале. А Сигтунские ворота новгородского собора поразили своей историей: это был боевой трофей воинственных новгородцев, захваченный в Швеции. На них изображены сцены из Священного Писания и портреты епископов Магдебурга и других городов - естественно, в католической традиции. Хотя часть клейм была воссоздана уже русскими мастерами, которые заодно изобразили и самих себя.
Часть экспозиции, конечно же, посвящена монголо-татарскому нашествию (попутно возник вопрос о том, можно ли считать Куликово поле местом той самой Куликовской битвы). А затем уже начались залы той России, к которой мы привыкли больше.
Вот Государев зал - с власяницей, предположительно, Ивана Грозного и "царским местом".
Такие звери поддерживают "царское место":
К слову, наш потрясающий экскурсовод относится к Грозному вполне лояльно, можно сказать, с пониманием, считая, что его европейские современники в смысле кровопролитий тоже отличились хоть куда. А вот Петр I вызывает у него больше неприязни. Хотя и ему надо отдать должное - вон какой глобус он привез в Россию из Амстердама!
Последний зал из тех, что мы осмотрели, посвящен внешней политике России. Меня в нем больше всего привлекают портреты Марины Мнишек и Лжедимитрия, а также картины из галереи Вишневецкого замка, подаренные его хозяином Александру III. Я еще в школьные годы рассматривала эти картины (интересно же, как выглядели на самом деле персонажи пушкинского "Бориса Годунова"), не зная, что это - подлинники.
Мы все очень устали, а уходить не хотелось, и мы стали спрашивать экскурсовода уже обо всем. Заключительным аккордом явился осмотр (внешний) старинного лифта и коляски, изготовленной для Павла I (покататься в ней он так и не успел).
Среди участников нашей группы было несколько настоящих фотографов. Уверена, что их снимки будут намного лучше. Для меня же фотографии - возможность вспомнить и освежить свои впечатления от экскурсии, а также проиллюстрировать рассказ о ней.
И я очень-очень надеюсь на обещанное продолжение!