Представил, как взволнованный Дмитрий Анатольевич после критики на съезде партии, пишет нечто подобное "хозяйственникам": Анатолию Борисовичу, Алишеру Бурхановичу, Сергею Владиленовичу и т.д. Кстати рекомендую прочесть этот
доклад Орджоникидзе на 16 съезде ВКП (б) Подлежит возврату во II часть ОС ЦК ВКП(б)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
СТРОГО СЕКРЕТНО.
ВСЕСОЮЗНАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (большевиков)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
№ П2651
24 января 1936 г.
ЧЛЕНАМ И КАНДИДАТАМ ПОЛИТБЮРО: т.т. Андрееву, Ворошилову, Жданову, Кагановичу, Калинину, Косиору Ст., Микояну, Молотову, Орджоникидзе, Петровскому, Постышеву, Рудзутаку, Сталину, Чубарю, Эйхе
Тов. Ежову
Тов. Антипову
По поручению тов. Сталина посылается Вам для сведения письмо тов. Куйбышева Н. от 28.01.36 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ: экз. 8 на 5 листах
ЗАВ.ОС.ЦК Поскребышев
Копия.
Сов. Секретно.
Уважаемый, Иосиф Виссарионович.
25.01.36 г. - годовщина со дня смерти Валериана Куйбышева.
Быть может решение написать Вам это письмо является проявление сентиментальности, но Валериан до самозабвения любил Вас и я счел себя обязанным перед памятью о Валериане прислать Вам прилагаемый документ, о существовании которого Вы не могли знать, да и вообще знает лишь несколько человек.
Прилагаемое письмо, написанное под влиянием глубоких (Л.165) переживаний и рассчитанное для ознакомления лишь ограниченного числа ближайших друзей, лучше, чем какой-либо иной документ характеризует Валериана, как кристально чистого человека, доподлинного большевика, беззаветно преданного революции, ставящего интересы социалистического строительства превыше всего, умеющего личное подчинять делу, которому он отдал всю вою сознательную жизнь.
Я отлично понимаю, что иначе никто, и прежде всего Вы, не расценивал Валериана. В противном случае он не играл бы в партии и в стране той роли, которая выпала на его долю, и которую он, мне думается, с честью нес на своих плечах.
И тем не менее, под влиянием личных переживаний, я все же решил ко дню годовщины со смерти брата направить Вам прилагаемое письмо для воскрешения в Вашей памяти образа Валериана, который был при жизни самым преданным Вам учеником и помощником.
Обстоятельства, при которых было написано прилагаемое письмо, вам должны быть понятны из его содержания. Оно было написано ночью 3.VII.30 г., видимо, непосредственно после выступления т. Орджоникидзе с критикой работы ВСНХ на XVI съезде ВКП(б).
Н.Куйбышев (Л.166)
23 января 1936 г.
Т.т. РОЗЕНТАЛЬ, КРАВАЛЬ, ФЕЛЬДМАН
Костя, Миша, Ваня. Я почувствовал, что вы взволнованы выступлением т. Орджоникидзе. Взволнован и я. Что говорить, картина получилась убийственная. Я, вот, не могу заснуть и решил написать вам выводы, к которым я пришел. Верна ли картина в целом (о частностях не стоит говорить)? Верна. Абсолютно верна. Вправе ли партия устами Серго так сурово бичевать хозяйственников? Не только вправе, но обязана. ЦКК обязана именно так бичевать, потому что нужно добиться во что бы то ни стало максимальных темпов работы. Вы знаете, что в этом главное и решающее для победы социализма. Вт представьте себе картину: пахарю нужно во что бы то ни стало вспахать десятину до захода солнца. Завтра будет непогода, завтра уже поздно. Нужно вспахать до захода солнца во что бы то ни стало. Лошадка добросовестная, работает бойко, тянет по совести. Но этого мало. Что бы успеть надо употребить бич. Надо бичевать. Бессмысленен будет вопрос: имеет ли право пахарь бичевать лошадь, несмотря на добросовестное исполнение ею своих обязанностей. Также бессмысленен протест против бичевания партией работников промышленности даже в том случае, если они работают добросовестно. Ведь надо поскорее запахать десятину социализма, ведь мало добросовестности - надо максимум напряжения. Это в том случае, если лошадка работает добросовестно. Ну, а если фальшивит? Ведь никуда не денешься от факта, что показатели домен и мартенов в пятилетке были преступно низки. И то обстоятельство, что я по интуиции, «героически» перешагнул через госплановские 6 млн. чугуна и межлауковские 7 млн. тонн и достиг 10 млн. тонн (которые в то время у всех вызвали величайшее изумление) отнюдь не оправдывает того, что показатели то остались никчемными. Кто ответственен за эти показатели? Один из лучших хозяйственников - Вирман. Имейте ввиду - один из лучших. (Л.167)
Одной из самых острых формулировок Серго является формулировка о секретаре ячейки, подверженному исключительному влиянию партии, тогда как хозяйственники подвержены и другим влияниям (враждебных сил). Очень остро. Обидно. Но что вы скажете, если один из лучших хозяйственников - И.Н.Жуков - секретный доклад ГПУ, о недостатках работы его треста, передал для составления ответа одному специалисту (Хабарову), деятельность которого ГПУ критиковало, и который теперь сознался во вредительстве и о том, что он содержание записки ГПУ передал …. иностранной фирме (Эриксон). Что вы скажете, если еще один из «лучших» хозяйственников (Михайлов) поручил вредителю Дукельскому составить ответ на совершенно секретную записку ГПУ о незаконных действиях военного отдела Ленмаштреста в лице … Дукельского. Невероятно, но факт. Эти факты стали известны ЦК и ЦКК недавно. Неужели Серго не обязан был заострить внимание всех хозяйственников на этой теме? Неужели он пред лицом этих фактов должен был сдерживать бич негодования?
А что, неправильно, что судостроение ВСНХ уделял мало внимания? Неправильно, что вместо капиталовложений в обрабатывающую текстильную промышленность, надо было средства вкладывать в сырье, в частности в хлопок? Разве неправильно, что за интенсификацию машиностроения, мы принялись поздно? Разве неправильно, что с использованием имеющихся резервов у нас дело обстоит еще очень плохо, несмотря на наши добрые намерения. Разве неправильно (как это следует из предыдущего), что мы, хозяйственники, несмотря на добрую волю многих из нас, нуждаемся в такой острой постановке вопроса, чтобы лучше работать, чтобы достигнуть нужного максимального напряжения.
Итог: 1) устами Серго говорит партия, ее генеральная линия; 2) партия, как всегда, права; 3) хозяйственники не должны превращаться в какую-то касту, они должны вместе с (Л. 168) партией, помогая ей, вскрыть безболезненно недочеты и напрячься в работе, не дожидаясь кнута; 4) хозяйственники должны самоочищаться и более смело пополнять свою среду свежими пролетарскими силами.
Не надо допустить, что бы хозяйственники выступили с критикой доклада Орджоникидзе. Если Вы согласны со мной, примите нужные меры. Я не могу сам этим заняться, так как боюсь, что это сорвет подготовку к докладу, к которому пока я абсолютно не готов.
Не унывайте друзья. Для дела рабочего класса важно не самочувствие «хозяйственника», а успех продвижения вперед. Острая постановка вопросов, как бы она не нарушала благодушное самочувствие, движет вперед - значит, она благо.
Я плохо написал. Но вдумайтесь, и вы поймете, что интересы партии требуют только такой реакции на доклад Орджоникидзе.
Привет - ВАЛЕРИАН
Ночью на 3.VII.30 г.
4 час.
П.С. Покажите это письмо друзьям по вашему выбору.
Копия снята мною. Подлинник хранится у меня.
Н.КУЙБЫШЕВ
23.1.36 г.
Верно
25/ас (Л.169)
РГАСПИ 82.2.539 Л.166-169