Уникальная находка детали от танка МС-1 в Карельском УРе

Mar 07, 2019 22:31

После моего недавнего поста о британских танках, которые использовались в Островском укрепрайоне "Линии Сталина", написал мне один незнакомый человек. Вот, говорит, люблю ходить в лес за грибами и постоянно нахожу всякое военное железо. За несколько лет собралась коллекция из разных мест Карельского перешейка, но одну железку все никак не могут определить. Уж самым самым продвинутым танковым экспертам из Москвы показывал и все ни как.. Может она тоже от какого-нибудь британского танка? Ну что, говорю, шлите фотки. И он прислал мне нечто не понятное...


Фигня какая-то, правда?

Первая мысль была что сюда вставляется триплекс, если это вообще от танка




Вот этим болтиком он и поджимается...


Боковые крепления


Заклепки и толщина брони наводит нас на тему довоенных танков








Вид с другой стороны


И в правду, хрень какая-то... Железо вроде танковое и довоенное, но вот от чего? Сколько мы знаем советских или импортных танков вот с такими прямыми смотровыми щелями в бронекорпусах? Т-18? Или может быть какой-нибудь мелкосерийный экспериментальный типа Т-24 или Т-46? Увы... Ни один из них не имеет такой смотровой щели. Весь моск сломал об эту железяку....



В общем я так бы и не спал сегодня всю ночь, если бы мне не показались очень знакомыми четыре подтреугольных выреза в кромке детали. Где-то я их уже видел. Как известно, если два треугольника сложить вместе, то может получиться ромб. Хм...
Но ведь никаких ромбов ни на одной исторической фотографии советских танков 30-х нет. Нет их и на куда более уродливых макетах из музеев.
Вид на первый советский серийный танк МС-1 с кормы. Тут видны многочисленные дырочки на кожухе глушителя. Но их много и они круглые.




А это что? Похоже на уплотнение стыка парусиной?


А толщина то брони не хилая


Померяем. Результат: 16-мм. У "британцев" до такой не дотягивала на начало 30-х.


Я уже было совсем отчаялся, но добравшись до дому полез в свою базу данных фотографий МС-1, использованных в качестве бронированных огневых точек. И тут Бинго! Спасибо немецким фотографам, которые сняли МС-1, предположительно где-то под Киевом, а потом опубликовали фото в знаменитом Denkschrift. Видите знакомые ромбические отверстия числом в четыре штуки?


Но мало увидеть знакомые дырки, надо еще понять, что это за такая деталь, почему ее не видно на других фото МС-1 и почему ее нет на макетах в музеях и на постаментах. К сожалению, у меня нет под рукой техдокументации на МС-1 так что правильно деталь я не назову. Тем не менее ее функционал понятен - защита моторно-трансмиссионного отделения с кормы танка. Причем в нашем распоряжении именно нижняя деталь имеющая равную лобовой броне толщину в 16 мм. Через ромбовидные отверстия на стыке двух деталей происходило обслуживание запальных свечей. Эти отверстия штатно закрывались фибровыми крышками.



А вот то, что первоначально мной было принято за место установки триплекса оказалось щелью куда снизу вставлялся рукав отходящего от двигателя теплого воздуха. Эта щель закрывалась крышкой, которая позволяла регулировать объем проходящего воздуха и ускорять прогрев двигателя при минусовых температурах. Зачем был нужен прилив рядом со щелью я не выяснил.


Вот как-то так все выглядит в сборе.


Глядя на схему становится понятно почему никто из историков танкостроения и моделистов не видел эту деталь не только в живую, но и на фото. При установке танков МС-1 в качестве БОТ (как известно, все дошедшие до нас танки МС-1 представляют собой плохо сделанные макеты на базе БОТ) эта деталь изымалась еще на стадии демонтажа двигателя и как правило обратно не ставилась. В этом плане БОТ на фото из Denkschrift уникален. Понятно почему не видна эта деталь на исторических фото танков МС-1. Ее просто закрывает глушитель и его защитный кожух.

А теперь еще для любителей первых советских танков коллекция железок, определить которые не составит труда

Обратите внимание на обойму на дальнем плане. Первоначально я решил, что это торцевая накладка на "вышку" (командирскую башенку), но потом согласился что это обойма шариков на которых крутилась башня. Не знал я что там все так сложно устроено. Деталь тоже редкая, я ее не видел ни на фото, ни в живую. Хотя, если судить по количеству дернутых из УРов МС-1 в каждом она должна быть на штатном месте, вместе с шариками.


На дальнем плане верхняя крышка МТО с креплением для поручня. Редко встречается. Думаю, что тоже оригинальные кроме этой не дожили до нашего времени.


Слева крышка надгусеничной полки танка МС-1. Их сохранилось относительно много.


Правда я не совсем понял, почему на свежеиспеченном макете МС-1 из Верхней Пышмы на обоих таких деталях количество заклепок в два раза больше и совпадет с танком Т-24. Кстати, здесь хорошо видно как топорно выполнена корма макета.


Вот так должна выглядеть эта крышечка, господа криворукие танкомастеры.




Кстати, на ней сохранились номера детали и следы керна при проверке на твердость брони. Еще бы научится читать эти номера. Должна быть дата изготовления, номер партии и номер завода по идее.


Хм... А это что за странная колобашка? Уж не от ходовой ли МС-1? Оставлю ее на определение специалистам.




Для сравнения колобашки от старого псковского МС-1. Их место в танке мы так и не определили.


Еще одна непонятная броняшка использовалась в качестве печки в финском блиндаже. Судя по отверстиям крепления тоже может быть танковая.


На этом пока все, время позднее. В следующий раз я расскажу еще одну невероятную историю из карельских лесов.

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен

Карельский УР, Артефакты, БОТы, МС-1

Previous post Next post
Up