Англичане на службе у "Линии Сталина"

Mar 08, 2019 14:49

Многие историки давно ломают голову, где были сделаны немцами фотографии этих британских танков Medium Tank Mk.II, или Виккерс 12 тонн, как его было принято называть в РККА? А в особо горячих головах альтернативщиков наверняка рождаются картины отчаянных атак немецких танковых клиньев армадами советских Т-18 при поддержке этих британских монстров, под Устилугом или под Москвой. Однако все оказалось намного прозаичнее, но и и не менее интересно. За последние 10 лет фотографий набралось критическое количество и по ряду моментов удалось достаточно точно привязать этот "склад британского металлолома".



Не буду подробно останавливаться на истории этого британского межвоенного долгожителя, прочитать ее можно в статье Юрия Пашолока, отмечу только, что последними танками семейства Medium Tank Mk.II, которые были изготовлены, стали экспортные машины. 4 танка заказала Австралия. Танки, получившие обозначение Medium Mark II* Special, построили в 1929 году. Годом спустя поступил заказ на 15 танков для СССР. Эти машины (машина?), известные как «Английский Рабочий» (English Workman), достойны отдельного повествования. Здесь отметим лишь, что они были почти точной копией Medium Mark II* Special, отличаясь лишь установкой дополнительного башенного пулемёта и переделанной установкой спаренного пулемёта.

Относительно количества полученных СССР танков данные несколько расходятся: 15 или 16?. Согласно отчету о закупках бронетанковой техники у фирмы Vickers приобрели 15 танков “Medium” Mk.II, однако в это число, по всей видимости, не включается танк, подаренный в 1931 г. британскими рабочими Советскому Союзу. Эта машина получила собственное имя “English Workman” и несколько отличалась от серийных “виккерсов”. На башне отсутствовал командирский купол, а её крыша имела менее выраженные бортовые скосы. По бортам корпуса были установлены дополнительные вентиляторы системы охлаждения. Вооружение состояло из одной 47-мм пушки и четырех 7,71-мм пулеметов (два по бортам и два в башне).

Испытания Виккерса 12-тонн в зимних условиях


По прибытию в СССР танки были всесторонне испытаны и в отличии от своего младшего 6-ти тонного собрата признаны не пригодными для копирования. Статью об этих испытаниях смотрите здесь.

Испытания Виккерса 12-тонн в зимних условиях


Затем машины были распределены по учебным частям различных военных округов (Ленинградский, Московский, Приволжский).
В начале 1930-х гг. несколько танков Medium Mk.II по меньшей мере один раз приняли участие в военном параде посвященном очередной годовщине революции. Как и следовало ожидать, из-за быстрого износа материальной части и отсутствия запасных частей “виккерсы” постепенно отправляли в “отстойники”, а оттуда - на склад № 37. Тем не менее, к 1938 г. все 16 танков ещё оставались на балансе АБТВ РККА.
В донесении от 5 сентября 1938 г. начальник Саратовского Краснознаменного Броне-Танкового Училища полковник Роганин и заместитель по технической части военинженер 3-го ранга Михайлов докладывали следующее:
“№ 17/0409 Начальнику АБТУ РККА Прошу Вашего распоряжения об изъятии из училища 2-х танков: Виккерс-12 и Виккерс-Амстром-плавающий. Эти танки для обучения курсантского состава не нужны, не эксплуатируются - загромождают парки”. В Управлении с этими доводами было трудно не согласиться, тем более что ещё в марте было принято решение разукомплектовать и отправить на переработку большую часть старых танков. В это число вошли 16 “виккерсов”, два из которых вначале хотели отдать НИАБТ, а остальные переплавить.

Испытания Виккерса 12-тонн в зимних условиях


Однако, 10 октября, поступил новый приказ - отправить танки в распоряжение Ленинградского ВО, где из них предстояло сделать бронированные огневые точки. По распоряжению генштаба, для переделки в БОТ пошли те самые 14 танков, два из которых находились тогда в МВО, по одному в ЛВО и ПриВО, а остальные 10 - на складе АБТУ № 37. Предварительно с них надлежало снять моторы, трансмиссию, электрооборудование (если таковое ещё оставалось на месте), оставив только ходовую часть. Один танк все же решили оставить как наглядное пособие и передать его на полигон НИАБТ. Последний, 16-й танк, в ноябре 1938 г. все ещё находился в Орловском Бронетанковом Училище в нерабочем состоянии. На этом моменте точная информация о “виккерсах” заканчивается. Согласно последним данным, большая часть разукомплектованных танков была доставлена в ЛВО, где и дождалась прихода немцев осенью 1941 г. Если судить по трофейным немецким фотографиям некоторые машины, у которых оставили только корпус и башню без вооружения, просто ржавели на “свежем воздухе”. Впоследствии их все-таки разделали на металл, подведя окончательный итог их продолжительной, но более чем скромной карьеры в СССР.
Источник

Такова официальная история конца 12-ти тонных Виккерсов в СССР. Еще раз подчеркну, 10 октября 1938 года 14 машин отправляются в Ленинградский ВО для использования в качестве БОТ. Что происходит в тот момент в ЛенВО? Правильно, помимо усиления Карельского УРа - начиналось строительство ряда новых УРов, в т.ч. Ново-Псковского и Островского на территории нынешней Псковской области. Согласно документам РГВА в Островском укрепрайоне помимо возведения стандартных железобетонных огневых точек программы 1938/39 годов планировалась для закрытия мертвых пространств и противотанковой обороны установка БОТов на базе устаревших танков. Однако в различных документах их количество и типы разнятся.
Например, в 1938 году в Островском УРе планировалось сооружение 33 сооружений ПТО, но на базе чего не расшифровывается, в сравнении с возведением 4 БОТ на базе Т-26 в Ново-Псковском УРе. Возможно, на начальном этапе проектирования Островского УРа сооружения ПТО могли представлять собой БОТы, вооруженные 45-мм пушками.


В Ведомости долговременных сооружений Островского УРа от 16 июня 1939 года [РГВА, ф. 25888, оп. 3, д. 174, л.55-58] аппетиты намного скромнее и упоминается только 5 БОТ. Из них: БОТ, вероятно, на базе Т-18 (2 шт.), на базе Т-46 (1 шт.) и загадочные БОТ с 76-мм пушкой (2 шт.).
Работая с документами укрепрайонов мы знаем, что база снабжения строительства Островского укрепрайона (участок работ № 5) находилась на станции Бренчаниново Октябрьской ж/д, несколько южнее города Острова. Примечательно, что именно тут в период Первой мировой войны находилась центральная часть Островской позиции с долговременными сооружениями и артиллерийскими батареями.
Именно на эту станцию и были отгружены потребные для Островского укрепрайона БОТы. А вот какие - это загадка. Если танк Т-46 неоднократно упоминается и выделяется в документах, то типы остальных не расшифровываются. Тем не менее в период активного строительства Островского УРа в 1939 году на позициях начались работы (как минимум отрыты котлованы) по установке 5 или 6 БОТ неизвестного типа, от 1 до 3 на опорный пункт. А потом наступил конец декабря 1939 года и решение на консервацию последней стройки "Линии Сталина". По аналогии с документами Себежского УРа можно предположить, что поступила команда до 20 января 1940 года выкопать БОТы (если они все-таки были установлены) и передать их на центральные склады, но дальше склада участка работ № 5 на станции Бренчаниново островские БОТы, вероятно, в своем большинстве вывезены не были.

А теперь обратимся к дюжине фотографий из альбомов немецких солдат, выставленных на бейные торги их заботливыми внуками и правнуками, к великому нашему удовольствию. На самом деле фото намного больше, но это варианты печати с одного негатива.
На этой фотографии (см. в более крупном разрешении на заглавном фото) мы видим робкое бронетанковое стадо, подобно овцам скучковавшиеся где-то у железной дороги. По периметру стоят 3 Medium Tank Mk.II как бы охраняющие 4 более мелких собрата - Т-18. Обратите внимание на какие-то куски рогожи или рубероида, штакетник и палатки.


Вид на БОТы с противоположного ракурса от железной дороги. На переднем плане приметный Виккерс 12-тонн с тактической полосой на башне (здесь такой один). На звено штакетника наброшена рогожка или войлок. Думаю, что расквартированные в палатках охранники станции просушивали на солнце, разложив по танковой броне и на штакетнике, куски рогожи. Ну и как версия - это остатки какой-то маскировки советов. Засохшая сосна тоже маскировка? На фото хорошо видно, что Виккерсы сохранили свою ходовую часть для облегчения транспортировки, а МС-1 (Т-18) нет.




Вид в южном направлении. На крыше башни еще лежит кусок войлока. На танке с тактической полосой, там где у оригинала в нижнем лобовом листе слева от люка должна быть коробчатая приделка, в наличии просто заплата.



Вид с того же ракурса что и первое фото. Однако никаких палаток, штакетников и рогож здесь не видно. Вагоны на заднем плане сменились, но они по прежнему советские. Обратите внимание, броневые листы прикрывающие ходовую отсутствуют.



Осень, вид со стороны железной дороги



Здесь хорошо видна вытоптанная экскурсантами трава и буксирные тросы, за которые танки были притащены на место отстоя. Непонятна заделка круглого отверстия в башне МС-1 на месте яблока для ДТ.



Эти фото датированы декабрем 1942 года. Однако, по характеру снежного покрова я бы поставил на март. По форме не скажу, но вроде как авиатехники. Их много шлялось по Псковщине.






На дальнем плане хорошо видны укрепления Первой мировой



На дальнем плане видны используемые по назначению штакетники снегозащиты. Возможен вариант, что летние фото начала поста сделаны уже в 1942 году.



Тут снега побогаче. Запомните это фото. У самой южной машины вместо коробчатой приделки на нижнем лобовом листе в районе ног механика-водителя только круглое отверстие. А на фото выше у машины с тактическими знаками это отверстие было прикрыто прямоугольной "жестянкой". На дальнем плане штакетники снегозащиты и железнодорожный состав с какой-то техникой.



А вот это бинго!
Два наших англичанина стоят на улице неподалеку от железнодорожного вокзала в Острове. Не обошлось тут без странностей. Обратите внимание на состояние машин. Первая с тактической полосой зачем-то приобрела фару в нештатном месте + какие-то провода. Дальняя, наоборот, утратила верхний броневой лист у места мехвода. Как эти 12-ти тонные коробки попали в Остров, а главное зачем? Ведь если стояла задача увезти их в германию на переплавку, то можно было погрузить на самой станции Бренчаниново на платформы. Но сумрачный германский гений предпочел тащить их 20 километров на буксире от станции Бренчаниново до станции Остров?



Спустя какое-то время на место англичан были поставлены два советских танка Т-28 и КВ-2. Если Т-28 не опознан, то КВ-2 имеет свою историю и был подбит почти на окраине Острова. Посмотрите, его пока тащили - обули в гусеницы от БТ. Михаил Тух считает, что эти машины использовались на каком-то полигоне для тренировки борьбы с советской бронетехникой. А потом пришло время отправить их в переплавку.



Резюме.
1. С большой долей вероятности данные британские танки были вывезены в Германию и затем переплавлены на металл. если что-то и не было вывезено, то это подчистили в послевоенный период.
2. С помощью немецких фото мы зафиксировали только 3 из 14 12-ти тонных Виккерса. Куда ушли остальные 11 нам не известно. Больше немецких фото с этими танками мне не попадалось. Есть ли они вообще в природе? Можно предположить, что оставшиеся танки осели в КаУре или в мобилизационных укрепрайонах Ленинграда образца 1941 года.
3. На немецких фото в Бренчаниново не зафиксировано опытных Т-46 и танков с пушкой калибра в 76-мм.
4. На немецких фото не зафиксировано поставленных в Бренчаниново броневых масок для установок НПС-3, ДОТ-4 и Л-17, как, в прочем, и иного вооружения, материалов и имущества. А ведь они там должны быть, если только не успели перебросить в 1940 году на новую границу ("Линию Молотова").

Забытые крепости, Псковская область, Танки, ВОВ, БОТы, Немецкие фото, Островский УР

Previous post Next post
Up