Писать лирический пост о Касабланке наверное неправильно. Забегая вперед скажу, что это был самый неинтересный город и день нашего путешествия. Но так уж сложилось, что именно здесь, в аэропорту Мухаммеда V я впервые ступил ногой на землю африканского континента. И этот очень особенный момент уже превращает для меня «Белый город» в уникальное место.
Расскажу по секрету - я не люблю летать. Я вообще как Денис из "Денискиных рассказов", много чего не люблю. А тут еще два перелета, один из них дурацкий, потому что напрямую в Марокко ты лететь не можешь, и нужно сначала делать крюк в Турцию... В общем все это не доставляет. Но в данном случае даже перелет был какой-то... атмосферный. И я нашел хорошую музыку, послушайте ее при случае.
Прилетели, прождали два часа в аэропорту в ожидании виз, получили - и поехали. Это просто первый кадр, сделанный мной в Африке, по выходу из аэропорта (в самом аэропорту просили вести себя смирно, не фотать, не кричать, не буйствовать - я на всякий случай послушался).
На самом деле уже тут начинаешь понимать, что ты "условно" в Африке. Здания белые, ухоженные и чистые, ровные ухоженные аллеи, деревья, зелень... Все как-то... слишком цивилизованно. Впрочем до Калифорнии конечно еще далеко)
Касабланка - самый большой город в Марокко и всего «Магриба» (регион, который включает в себя также Алжир, Тунис и часть Сахары). Здесь проживает около четырех миллионов человек и находится самый важный в Африке порт. Поэтому Касабланка считается также главным экономическим центром страны.
Продолжаем автобусную прогулку. Здания, как минимум в центре, в основном белые
Собор Сакре-Кёр. Построен в 1930 году. После получения Марокко независимости в 1956 году перестал быть действующим и в наши дни служит туристической аттракцией. К сожалению попасть в него мы не успели.
Первый раз нас выпустили попастись на монументальной площади Мухаммеда V, ранее носившей название Административной площади. К сожалению в наши дни на ней ведутся реставрационные работы.
Здание перед нами - Верховный суд. Также здесь располагаются здания Главного банка Марокко (Банк Магриб), Французского консульства и Почты, которые я давно хотел лицезреть вживую (не знаю почему, просто нравится).
Площадь со второй стороны. Тут тоже какое-то монументальное здание, вдалеке виднеется уже упомянутый собор... А здание справа наверное Большой театр, который строят на площади по проекту Кристиана Юрвуа де Портзампарка, лауреата Притцкеровской премии (первый французский архитектор, удостоившийся такой чести), и планируют закончить к следующему году. В общем когда тут закончат работы похоже на площади будет весьма и весьма пасторально.
Напротив - Хотель де Вилль. И тут мне надо признаться в невежестве. Я всегда думал, что Хотель де Вилль - это гостиница (все-таки Хотель), но выяснилось, что это Сити-Холл, Ратуша.
Ратуша, построенная в 1927 году, считается ярким примером местной архитектуры. В наши дни ее называют Вилайя, место, где заседает региональная администрация. С башни вроде как открываются красивые виды на Касабланку, но на это нам время не отвели.
Кстати Хотель де Вилль есть и в Париже - я его помню, в свое время здание очень поразило меня и моих друзей. В Касабланке, что неудовительно, многое напоминает о Франции и Париже.
Еще одна известная площадь Касабланки - площадь ООН. Пожалуй центральная площадь города, однако ничем не примечательная. По ней я уже гулял сам, благо наша гостиница была расположена буквально в ста метрах от нее.
Пока мы гуляем по этой невзрачной, а вечером пожалуй и не совсем безопасной площади (нас просили не ходить, но я все равно пошел) - немного истории. Первое поселение, основанное берберами, было здесь еще в VII веке до нашей эры. Арабский географ и путешественник аль Хасса́н бин Муха́ммед аль Вазза́н, известный также как Иоанн Лев Африканский, называл его «Анфа» - великий город, основанный королевством Бергвата в 744 году. Он также называл Анфу самым богатым городом атлантического побережья - пока его не захватили Альморавиды в 1068 году. В ближайшие века город полностью арабизировался, но не потерял своего экономического и политического значения. В XIV веке во время правления династии Маринидов порт Касабланки приобрел особое значение.
В XV веке, когда португальцы захватили город, они перестроили его и переименовали, дав ему название Касабранка, что означает «Белый дом». Нынешнее название город получил, когда португальская империя влилась в испанскую, и город получил более мягкое испанское звучание. Европейское правление находилось в Касабланке до середины XVIII века. В 1755 году, когда сильное землетрясение полностью разрушило город, португальцы покинули его.
Город перестроил внука Мулая Исмаила и друг Джорджа Вашингтона султан Сиди Мухаммед бен Абдалла, и назвал его Аль-Дар аль-Байда. Ну а потом город захватили французы, и к середины XX века половину его населения составляли европейцы.
Вдалеке виднеется часовая башня у стен Медины, и это подводит меня к следующей теме.
Как и практически во всех (как минимум больших) городах в Марокко, Касабланка делится на Старый город (Медина) и Новый город (Вилль Новелль), построенный во время французского колониализма. Вилль Новелль в Касабланке, выполненный в Испано-мавританском стиле, называемом также Исламским, с многочисленными элементами Ар-Деко, проектировал архитектор Генри Пруст. Он же спроектировал новые города в Фесе, Рабате, Мекнесе, Марракеше - всех главных городах Марокко. Он же перестроил Стамбул -
http://lorien22.livejournal.com/280864.html, и в том числе был ответственный за реставрацию собора Св. Софии -
http://lorien22.livejournal.com/170719.html, за которую в 1912 году получил медаль архитектурного французского салона.
В Медину Касабланки нас тоже просили не ходить, мотивируя это тем, что там вечером небезопасно, и на этот раз я послушался. На самом деле ко мне уже на площади ООН достаточно наприставали (один с воплями "ООО, Джим Моррисон ходил за мной минут десять - почему Джим Моррисон??), поэтому думаю что решение было верным. Осталось в общем стоять у входа и смотреть на входные ворота, как баран.
Немного жаль, потому что потом я немного посмотрел на Медину с автобуса, и мне она показалось очень красочной и крайне любопытной (также я слышал, что в последние годы вкладываются большие деньги в ее реставрацию), но наверное нельзя объять необъятное. Медины мы потом видели во многих городах, так что наверное нужное представление о старых городах в Марокко получили.
А это знаменитое Кафе Рика из классического фильма "Касабланка" (с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман, если кто-то случайно не в теме). Находится на самом краю Медины, сфотано, увы, с автобуса. Впрочем я не особо сожалею, что в него не попал, так как фильм, вопреки тому что думают люди, снимали не в нем, и вообще не в Касабланке, а в студии в Голливуде.
Наверное лучший способ для вас понять город - это при помощи следующей фотографии, увы, не моей (с Википедии стырил)
Справа - Вилль Новелль (крайнее здание снизу в центре справа - наша гостиница), слева - площадь ООН, а сразу за ней - Медина. Дальше уже знаменитый порт, основная экономическая сила страны, а за ним и за Мединой - главная достопримечательность города, мечеть Хасана II. К ней мы сейчас и отправимся.
Когда в 1961 году умер король Мухаммед V, его сын король Хассан II решил построить мавзолей в честь отца, и потребовал собрать всех лучших мастеров Марокко. Собирались они долго, но в 80-х годах, Хассан повторно заявил о намерении «построить самое красивое, амбициозное и монументальное сооружение в стране».
Новый Король хотел построить мечеть, которая будет уступать по величине только мечети в Мекке, но у страны не было денег на такой гигантоманский проект. Было решено собрать пожертвования, и 12 миллионов человек дали свои деньги на строительство (минимальная сумма пожертвования - 5 дирхам, пол-доллара).
В итоге строительство мечети, начатое в 1986 году, и оконченое в 1993-м, обошлось в 585 миллионов евро. 1400 человек работали над ней в течении дня, и еще 1100 - по ночам.
Вдобавок, 10000 художников работали над украшением мечети.
Вдохновением для мечети, построенной в мавританском стиле с элементами местной архитектуры, послужили мечеть Кутубия в Марракеше, башня Хассана в Рабате, наша, кстати, мечеть Купол на Скале в Иерусалиме, знаменитая мечеть Омейядов в Дамаске, еще более знаменитая Мезкита в Кордобе и древние мечети в Алжире. Любопытно, что формой она более напоминает базилику, чем форму T, принятую в северо-африканских странах.
Мечеть стоит на мысе, омываемом водами Атлантического океана. «Я хочу, чтобы в Касабланке было сооружение, которым оно сможет гордиться до конца времен. Это будет мечеть на воде, потому что трон Бога находится на воде...», - заявил король. Должен сказать, что построенная частично на суше, частично на воде мечеть создает очень крутой сюрреалистический эффект.
Ну и океан разумеется. Тут слова излишни
Также на территории мечети есть медресе, хаммам, Музей марокканской истории
Залы для торжеств и конференций, огромная библиотека, считающаяся «самой обширной в исламском мире», и 41 фонтан.
В общем с размахом
Вообще пространства и буйство стилей поражают
Это наверное иронично, но мечеть Хассана II тоже спроектировал французский архитектор, Мишель Пинсо. Это самая большая мечеть в Марокко, 13-я по величине мечеть в мире (данные меняются, но в общем где-то там во второй десятке), и у нее самый высокий в мире минарет - 210 метров. Башня имеет 60 этажей, а на вершине расположен лазер, направлением, разумеется, на Мекку.
Ну а мы едем дальше - в квартал под названием Корниш
Когда-то давно здесь жили, как я понял, зажиточные французы, а несколько десятилетий назад здесь была своего рода популярная курортная зона - с одной стороны гостиницы, с другой, возле океана - кафешки, рестораны и ночные клубы.
Сейчас все эти комплексы выглядят немного заброшенными
Но вроде как туристы здесь есть (или их сюда возят), и потихоньку это место начинает возрождаться.
Ну и конечно цвета тут абсолютно замечательные. Как красный сверху, так и синий снизу. Вообще Марокко невероятно колоритная страна.
Я же нашел тут какой то заброшенный дом прямо на берегу океана, и как-то по странному от него протащился. Просто стоял и наслаждался какой-то особой тишиной и атмосферой почти по Де Кирико.
Именно этот дом и стал для меня символом Касабланки
Возвращаемся в гостиницу, и попробуем суммировать
Касабланка - портовый город, и экономический центр страны. Такие города, более бурлящие, традиционно имеют меньше туристических достопримечательностей, да и привлечение туриста - не их цель. По идее на город хватит и несколько часов, но есть походить по площадям и Вилль Новелль, зайти в Медину, отправится к Королевскому дворцу и потрясающему сооружению Макама ду Паша, полюбоваться на мечеть с пляжа возле Атлантического океана, и посидеть в кафе на Корниш - можно провести здесь день.
Как и любой большой город, здесь немного тревожно и не совсем безопасно. В других городах Марокко, кстати, я этого не ощущал вообще - даже в Медине в Фесе, или где бы то ни было. Но наверное именно поэтому Касабланка и стала для меня символом Африки и Леванта - как что-то такое немного опасное, запретное и загадочное. А именно этого я хотел и ожидал.
Следующая станция - Рабат