Отвлечемся немного от секретов Иерусалима и армянских мозаик. На днях мне довелось впервые побывать в друзских деревнях на севере Израиля. Я попытался использовать ситуацию, и охватить весь регион - заехать и в Пкиин, и в Джулис с Яркой, и в Касру, и в Кафр-Ясиф. В итоге поездка получилась очень неоднозначной.
Началось все с того что мы приехали на Хурват Хамама (Хирбет Хумейма), с целью устроится здесь на ночлег: разбить палаточку, принять сто грамм из фляжки, и спокойно ффтыкать в небо на метеориты. Но не тут то было.
Мы забыли один важный фактор - каникулы. И на природу в эти дни вывозят попастись всех, кого не лень - например тысячу девушек из какой-то религиозной школы или летнего лагеря. Они были повсюду, и шум и гам создавали такой, что потревожили даже диких кабанов, которые решили спастись бегством вместе со своими семьями.
Извиняюсь за кадр, кабаны передвигались быстро и было темно, а я был заторможен шоком от количества народу, решившим разделить со мной место ночлега. Кстати с их охранницей у меня состоялся прекрасный диалог
Она: Вы кто?
Я: а Вы?
Она: Вам нельзя тут находится
Я: Почему?
Она: Тут тысяча религиозных девушек
Я: И что?
Она: Ну, это не безопасно...
Я: Да? И что будет, я один изнасилую тысячу девушек?
Она: Кто знает...
Как видите, лежали представительницы религиозной школы где только можно, поэтому нам пришлось срочно искать альтернативу. В итоге мы устроили на диком месте, прямо посреди навозных лепешек диких кабанов и не немедленно, но все-же выпили. И даже несколько метеоритов увидели. Романтика в общем.
Ночью нам повезло на кабанов, а утром - на лисиц)
Мне в последнее время вообще на них везет. Одну особу я встретил прямо в центре Ашкелона возлегающей на древней могиле арабского шейха -
http://lorien22.livejournal.com/296738.html. Возле Хурват Хамама лисы были чуть менее наглые, но палатки мы на всякий случай плотно закрыли, чтобы они не уперли чего (ценный кэнон, например).
Немного о Хурве - само сооружение восходит к оттоманской эпохе. Обычно в таких ночевало стадо (как мы убедились, свою функцию Хамама сохранила до сих пор, ничего не изменилось), и можно встретить много подобного рода построек по всей Галилее. К югу от хурвы и стоянки можно увидеть немногочисленные останки древнего поселения эпохи Железного века (XII - VIII век до н.э.) и останки маслодавильни (или винодавильни) римской или византийской эпохи (I-VI век). Ну а мы перемещаемся в первую точку нашего маршрута - деревню Пкиин.
У Пкиина очень богатая история. В 1995 году здесь нашли погребальную пещеру эпохи халколита (медный век, IV-III тысячелетия до н. э.), и когда-то давным-давно здесь было древнее поселение под названием Бека, которое упоминается в книге Иосифа Флавия «Иудейская война» (тогда это была северная граница Верхней Галилеи. Также Пкиин упоминается в мишне, и в еврейской традиции славится пещерой, в которой рабби Шимон бар Йохай прятался от римлян во время восстания Бар-Кохбы. Вроде как именно в этой пещере и была написана книга Зоар. Однако хоть я в последние годы немного потеплел к истории Израиля, к религии нашей страны у меня по-прежнему отношение сложное. Поэтому пещеру мы обойдем стороной и лучше немного прогуляемся по самой деревне. Например полюбуемся церквями Пкиина)
Однако главное в Пкиине все-таки древняя синагога. Поэтому пойдем к ней.
Согласно еврейской мифологии синагога в Пкиине была построена на месте Бейт Мидраша раввина Йегошуа Бен-Ханания, учителя Рабби Акивы. Отреставрировали старинное здание в 1873 году на деньги еврея из Бейрута Рафаэля Ха-Леви. В ходе раскопок в тридцатых годах прошлого века в синагоге обнаружили два древних каменных рельефа эпохи Второго храма, на одном из которых изображены великолепные ворота, обрамленные двумя столбами, на которых возложена ракушка. На втором изображены еврейские типичные символы - менора, шофар, махта (орудие труда, предназначенное для переноса углей с места на место, мы видели подобную на мозаике в древней синагоге в Сусие -
http://lorien22.livejournal.com/281452.html ) и лулав.
Я внутрь синагоги не заходил, поэтому фото украдены с Википедии, и принадлежат организации Бейт ха-Шалом.
Фасад синагоги, кстати, изображен на 100-шекелевой купюре - в том и числе и потому, что Ицхак Бен-Цви, также изображенный на купюре, исследовал еврейское поселение в Пкиине в своей книге.
На крышу синагоги, тем не менее я забрался. Благо вид оттуда красивый
Видно с крыши синагоги и башенку второй церкви в Пкиине. К ней мы скоро подойдем.
Друзское и мусульманское население прибыло в Пкиин в Средневековье, примерно в XI веке. В ту же эпоху здесь тусили и крестоносцы. Еврейское присутствие стало более заметно веку так к XVI, однако сами евреи утверждают, что еврейское поселение тут было всегда начиная с эпохи Второго храма. Евреи тусили туды-сюды до начала XX века, а потом началось веселье.
В 1931 году в Пкиине проживало 412 друзов, 264 христианина, 71 мусульманин и 52 еврея. В 1936 году началось арабское восстание, и все евреи ушли из Пкиина. В 1948 году в деревню вернулась семья Зинати, одна из самых древних еврейских семей Пкиина. В 1955 году в Пкиине был создан местный Совет (до этого после войны за Независимость деревней управлял Мухтар, назначенный израильским военным правительством). В наши дни Пкиин насчитывает примерно 5500 жителей, 75% - друзы, 22% христиан, остальные мусульмане. Есть и несколько еврейских семей, в том числе уже упомянутая семья Зинати, точнее ее последний представитель - бабушка по имени Маргалит. Вот их дом.
Немного прогуляемся по улочкам Пкиина. Неожиданно мне тут очень понравилось.
Тут конечно обшарпанно, но вместе с этим как-то очень красиво. Есть совсем старинные дома.
Есть дома в "испанском" стиле
А есть и восточные улочки а-ля Марокко или Тунис
Выходим на главную площадь. Здесь находится памятник Султану аль-Атрашу - национальному герою друзов (тот который с мечом)
Несмотря на то, что друзы наши друзья, Атраш таковым не был - в 1948 году он призвал друзов вступить в арабскую армию спасения Палестины, и освободить Израиль от сионистских захватчиков. Вот так-то.
Памятник Атрашу есть похоже в каждой друзской деревне. Вот памятник из Хурфейша, например -
http://lorien22.livejournal.com/270200.html. А вот из Кисры, деревни, в которую я заехал после Пкиина.
Про цвета друзского флага, который держит Атраш, и их значение я рассказывал вам в ходе посещения Наби Шуайб, главную святыню друзов -
http://lorien22.livejournal.com/271195.html. А мы пока продолжим прогулку по Пкиину.
Самый большой памятник кофейнику, что я видел в своей жизни
Рядом с ним очень любят собираться местные жители и обсуждать жизненно насущные вопросы.
Понимаешь, конечно, что ты не в Европе. Но шарм все-таки более западный, чем восточный. По крайней мере мне так показалось.
Подходим к церкви, которую до этого видели с крыши синагоги
Практически на всех домах деревни можно увидеть "герб" Пкиина - виноградную гроздь. Как видим виноград, символ не только армян и их секретов -
http://lorien22.livejournal.com/298019.html Напоследок посмотрим памятник нашим солдатам в Пкиине
И отправимся в соседнюю деревню под названием Кисра
Кисра - это уже вообще Европа, причем не Кипр, какой-нибудь, а прямо Барселона, блин) Некоторые дома меня просто поразили.
Увы, Кисру я проехал практически не останавливаясь. Причина очень неожиданная - там такие узкие улочки (Бейт Джан отдыхает), что я просто не смог найти, где поставить машину, и не перегородить дорогу). Впрочем старинного в Кисре сохранилось мало - вроде как один древний дом, к которому я таки да подошел. Тем не менее, как нибудь надо будет прогуляться по этой деревне более основательно. Только дома Кисры этого заслуживают.
Рядом с Кисрой есть еще одна небольшая деревня под названием Самие в которой, по слухам, находится самая маленькая церковь в Галилее. Однако туда я тоже не успел, надо будет восполнить при случае. А следующая остановка на нашем пути - Ярка, которая на самом деле называется Йирка.
В Йирке есть несколько главных достопримечательностей - Хильват аль-Руаб, единственное в Израиле друзское духовное училище (находится на холме, с которого открывается отличный вид на Ярку, и с которого начинается маршрут на Хурбат Тефен), здание муниципалитета
И скульптура «Машина на шаре» (не спутать с девочкой на шаре Пикассо или Драгунского), из-за которой я, в сущности, сюда и поехал, и которую почему-то еле нашел)
По идее она должна находится на самом вьезде в Йирку и Джулис, но я, как всегда легких путей не ищу, и очевидно въехал в деревню с другой стороны) То есть я должен был ее увидеть на выезде, однако выезжал я тоже не отсюда. Однако нас голыми руками не возьмешь - я кружил и кружил по округе, пока не увидел желаемое.
Сие творение искусства создал друзский скульптор Харуви Фадуль. Автомобиль высечен из монолита скальной породы (скала Ацмон) весом в 9 тонн - это самая твердая меловая порода в Галилее. Колеса, фары, торговая марка и круглый шар, на котором установлен автомобиль, высечены из других каменных блоков (инфу я взял у
sigdan).
Рядом со скульптурой мы видим прикольный ресторанчик "Избушка", но время было не обеденное, да и меня ждали. Поэтому я сфотографировал еще один любопытный дом, с памятником в изголовье
И отправился дальше - в Сады Бессмертия в Джулисе.
Рассказывать про сады Эльмуна не буду, поскольку я явно последний житель Израиля, который в них побывал. Поэтому просто фотографии.
В Джулисе есть тоже некоторое количество достопримечательностей - мавзолей шейха Али Фареса, дом-музей шейха Амина аль-Тарифа, дома в старой части деревни. Но я все это тоже пропустил.
Придется тоже при случае восполнить
В итоге получилось, что основательно были осмотрены только два места - Пкиин и сады Эльмуна.
Но это того стоило
Здесь очень красиво. И главное - тихо
Даже животные не шумят
Ни живые, ни каменные
Кстати, отгдайте загадку - скольку львов вы видите на следующей фотографии?
Странные телефоны и маски
Еще одна мельница
В общем мы любим тебя, Эльмуна)
Ну и напоследок - уже покинув Джулис, и торопясь обратно к Хурват Хамама, я проехал через деревню Кафр-Ясиф, где заметил прекрасное.
И немедленно вышел узнать, что к чему
Оказалось, что это ортодоксальная церковь. Ничего так для небольшой деревушки
Италия или Греция вполне могут отдыхать в углу -
http://lorien22.livejournal.com/186274.html А потом выяснилось, что в Кафр-Ясиф есть все, и недаром эту деревню называют "местом трех религий". Тут есть и старинное еврейское кладбище, и все христианские религиозные конфессии (ортодоксы, католики, баптисты, англиканцы и даже копты), и мусульманские мечети, и оттоманские улицы, и друзский религиозный монумент (могила пророка Аль-Хадера, или по нашему Элиягу), и еще много всего. Шесть церквей (ортодоксальная, которую мы видели, англиканская, католическая и еще три маленьких), две мечети, старинный еврейский квартал в центре деревни под названием Харат эль-Яхуд, турецкая 30-метровая улица оттоманской эпохи (рядом с площадью Яани) - все это свидетельствует о том, что в Кафр-Ясиф мне тоже придется вернутся с целью основательно тут побродить.
Вот так и получилось, что вроде много где был, а вроде нигде и не был. Практически в каждом месте надо что-то досмотреть. Впрочем оно ведь обычно так и бывает, разве нет? Ведь в этом, в недосмотренности, и заключается главная прелесть. Особенно, если имеешь возможность вернуться.