Отвлечемся немного от архитектурных изысков Хельсинки, и отправимся - куда бы вы подумали? - конечно же в музеи. По большему счету у меня было две главных причины для поездки в Финляндию. Первая - попасть на зимнюю сказку в парке Муми-Троллей в Наантали. Вторая - увидеть свою любимую картину, которая находится в художественном музее Атенеум. Ну а раз уж зашел разговор - я расскажу вам немного о пяти-шести лучших музеях столицы.
Само здание музея Атенеум. Жаль, что я не сделал фоток сблизи, но я вам гарантирую - оно очень любопытное. На нем даже маген-давид есть). Ну а чтобы не томить ожидающего в нетерпении многочисленного читателя - сама картина. "Раненый ангел", Хуго Симберг.
Мне посчастливилось увидеть ее несколько лет назад на выставке в Вене, но я хотел увидеть ее и на своем "натуральном" месте - в особой атмосфере финской столицы. Фотографировать в Атенеуме почему-то запрещают, но поскольку фотографию этой картине совсем не проблема найти в интернете, я позволю себе поставить этот кадр. Также о картине написано столько, что рассуждать о различных интерпретациях и символах вряд-ли есть смысл. По большому счету она говорит сама за себя. А теперь совсем чуть-чуть о других шедеврах Атенеума.
Одно из самых известных полотен Ээро Ярнефельта - "Под ярмом" ("Выжигание леса"). Несмотря на абсолютно иной символизм, интересно провести параллель между Раненым ангелом Симберга и этой картиной. Два мальчика, изображенные в темных тонах, несут на носилках ангела (очевидно девочку) с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков одет в форму гробовщика, второй смотрит прямо на нас, как бы втягивая зрителя в происходящее, и делая его частью этого потустороннего, меланхоличного мира. На картине Ярнефельта на нас тоже устремлен пристальный взгляд. Девочка, на время прервавшая свою тяжелую работу, приглашает нас разделить ее страдания. Живот девочки распух от голода, одежда разорвана и запачкана, а вокруг головы - нимб (интересно, можно ли расценивать как нимб поязку на голове раненого ангела?).
В то время как картина Симберга символична, и поддается различным интерпретациям - взгляд, обращенный на зрителя, может искать сочуствия а может и выражать презрение, а сама картина может символизировать собой как смерть и угасание, так и возврождение (цветы в руках девочки-ангела, и весенний пейзаж - символизирующий выздоровление самого художника от тяжелой болезни), картина Ярнефельта натуралистична, и более прямолинейна - в ней выражен протест против угнетения простых людей. Девочка с картины Ээро стала символом всех обездоленных людей Финляндии, символом, не менее популярным, чем раненый ангел. Кроме этого, в этих двух картиных есть еще много общего - смерть, тяжелая борьба за выживание, взгляд, обращенный на зрителя - обе картины активны в своей позиции. Кстати - Симберг разрисовал знаменитый собор в Тампере, о котором еще будет отдельно, а Ярнефельт - алтарь собора св. Иоанна в Эйре, о котором я рассказывал в прошлом посте -
http://lorien22.livejournal.com/249444.html Эту картину я тоже в свое время видел в Вене. Говорить о золотом веке финского искусства невозможно без упоминания этого художника - Аксели Галлен-Калелла. Ходит много споров, кто из этих трех художников самый известный (иногда в спор еще добавляют имя Альберта Эдельфельта), но я предпочитаю обойти вопрос стороной (тем более что для меня Симберг всегда останется недостигаемой величиной). Много работ Аксели посвящены Калевале - финскому народному эпосу, чтение которого может заставить скрежетать зубами даже самых ярых любителей литературы (одни имена чего стоят). Проклятие Куллерво - не исключение. На картине изображен юноша, грозящий кулаком в небеса. И хотя полотно можно интерпретироввать по разному, оно стало символом боевого духа и возрастающего национального самосознания. Ну а раз уж мы про Калевалу и Аксели Галлен-Калеллу, это дает нам повод плавно перейти к следующему музею.
Здание на фото - не церковь, а Национальный музей Финляндии. Красота ведб, не правда ли? Я обожаю Хельсинки)
Здание спроектировало уже упомянутое трио Гезеллиус-Линдгрен-Сааринен, также построившее легендарный Дом Тальберга в Катаянокке -
http://lorien22.livejournal.com/249222.html, и еще более легендарное здание страхового агентства Похъола на Алексантерикату -
http://lorien22.livejournal.com/246388.html. На переднем фоне как всегда медведь.
Этот мишка еще более красив, чем его собрат возле церкви Каллио -
http://lorien22.livejournal.com/246800.html. Причем тут Аксели Галлен-Калелла и Калевала, спросите вы? Потому что именно этот художник расписал потолок Национального музея Финляндии, а мотивы четырех фресок взяты именно из Калевалы)
Еще немного об Атенеуме - из того, что я показал вам три картины ни в коем случае не следует, что это все, чем располагает этот замечательный музей. На самом деле там полно интересного, например картина Ван Гога, примечательная также тем, что это - первая картина художника, приобретенная каким-либо музеем. Так что именно в Атенеуме первыми поняли, какое будущее уготовано этому великому художнику, что еще больше возвышает в моих глазах этот музей. Ну а мы идем дальше.
Еще одна из самых известных финских картин, под названием "Атака" или "Нападение". На ней изображен русский орел, пытающийся вырвать свод законов из рук финской девы. На фоне нынешних событий и попыток отнять у Украины Крым эта картина приобретает особый символизм))
Первая рукописная библия Скандинавского мира. Вообще в Национальном музее Финляндии полно прекрасных артефактов.
Шут поймет, что это такое, но мне нравится)
Мне особенно понравилась эта картина - очевидно своей аналогией к "Страшному суду" Микеланджело.
Обрамляющие картину "ручки" тоже доставляют)
Гы
Кадр, увы не получился, но картина очень нравится - дьявол соблазняет Иисуса. Что-то такое в этом полотне есть...
Поскольку Национальный музей Финляндии располагается на проспекте Маннергейма, отвлечемся ненадолго от музеев. Прямо перед музеем расположено монументальное здание парламента Финляндии (Эдускунта).
Напротив здания Национального музея - концертный зал Финляндии-Холл
Чуть дальше по проспекту - здание Оперы.
На проспекте Маннергейма, в отличие от других районов Хельсинки, преобладают современные стеклянные здания.
Скульптура в парке возле Парламента. Сквозь нее видно памятник Маннергейму.
И одно из самых удачных зданий в стиле модерн - Музей современного искусства Киасма.
Именно туда мы и направимся.
Внешне Киасма напомнила мне почему-то здание музея современного искусства в Мальмё -
http://lorien22.livejournal.com/201264.html и замечательное радужное здание в Орхусе -
http://lorien22.livejournal.com/200842.html. Вообще в смысле архитектурного планирования современных музеев Скандинавия - впереди планеты всей. Что не менее приятно - внутренне Киасма напомнила мне новое здание нашего музея в Тель-Авиве -
http://lorien22.livejournal.com/194769.html.
О современном искусстве спор шел уже не раз -
http://lorien22.livejournal.com/225835.html. В Киасме оно мне понравилось.
Большой плюс Киасмы - музей открыт допоздна вечером, то есть в него можно пойти, когда все остальные достопримечательности уже закрыты.
А эти экспонаты напомнили мне выставку Клары Кристаловой в музее изобразительных искусств в Гётеборге -
http://lorien22.livejournal.com/199904.html.
Ну и сюр
Тем не менее внутренний мир художника мне чем-то импонирует
Ведь бывают и такие ангелы
Ну а этот экспонат вы наверное узнаете)
Немного инсталляций.
Эту можно пройти насквозь
Комната
Маркус Хейккерё - Европа 2013.
В сувенирном магазине мое внимание привлек следующий постер)
Я приобрел что-то подобное в одном из литературных музеев Дублина -
http://lorien22.livejournal.com/225089.html, а то можно было бы и забарахлиться. Ну а мы отправляемся дальше.
Теннисный дворец, внутри которого располагается театральный комплекс, Музей культур и Городской музей изобразительных искусств Хельсинки. Увы, внутрь не заходил...
Музей Синебрюховых. О здании музея и о самих баронах-пивоварах можно прочитать здесь -
http://lorien22.livejournal.com/246192.html. Фотографировать внутри было нельзя (кадр всерху сделан до того, как ко мне подошел услужливый служитель-блюститель порядкофф), поэтому вкратце о трех главных шедеврах музея.
Две картины Лукаса Кранаха-старшего. Есть гораздо более серьезные музеи, которые не смогут похвастаться такими шедеврами. Ну и еще потрясающая картина Хосе де Риберы.
Следущий на нашем пути - музей Амоса Андерсена.
Увы, в нем фотографировать запретили еще раньше). Тем не менее коллекция этого известного издателя и мецента вполне достойная, а виды с пятого этажа доставляют. Находится музей прямо возле башни Турни и легендарного женского туалета -
http://lorien22.livejournal.com/246388.html, откуда виды еще больше доставляют. Так что посетите, не пожалеете.
Ну и напоследок - я знаю что уже много, но другого шанса не будет - Городской музей Хельсинки.
На самом деле это комплекс музеев, состоящий из Школьного музея, дома Бюргера, дома Сёдерхольма, Музея электростанции, Музея трамвая, Музея жилища рабочих, Музея усадьбы Туомаринкюля и Детского музея, однако речь пойдет только о выставке в главном здании, как нельзя лучше характеризующее мое впечатление о городе - "Без ума от Хельсинки"!!
Выставки музея дважды выигрывали приз лучшей европейской выставки года.
Похожую выиграл в 2011 году самый оригинальный музей, в котором я когда-либо бывал - Музей разбитых отношений в Загребе -
http://lorien22.livejournal.com/190044.html В этом музее тоже много чего есть. Ограничимся привидениями)
И тем фактом, что в музее есть кинотеатр, в котором показывают - что бы вы подумали - новый мультфильм моего обожаемого Миядзаки "Ветер крепчает"!!! Как жу тут обойтись без Тоторо??
Я уже посмотрел его в Токио на японском -
http://lorien22.livejournal.com/232644.html, и решил, что на финском он вряд-ли будет звучать лучше) К сожалению на доступных мне языках пока мульт скачать не удалось)))
На этом, пожалуй хватит. Пис энд Арт, йо!