Рамалла - 2: музей-мавзолей поэта Махмуда Дарвиша и виды города

May 29, 2013 20:33

Сегодня выдалось во второй раз в жизни побывать в Рамалле. В этот раз решил не сдерживаться, и поподробнее рассказать, как о визите, так и то, что я думаю по поводу культуры, колониализма и израильско-палестинского конфликта.




Первый мой визит в Рамаллу - http://lorien22.livejournal.com/193963.html - напоминал секс втроем, когда двое не приходят. Никого не интересовала, в сущности, сама Рамалла, но зато все очень возбудились от идей что я там делал, кто меня туда послал-заслал, как я туда пробрался, как я смел, и так далее. Честно сказать, особых иллюзий насчет того, что в этот раз будет иначе я не испытываю, посему намерен в этот раз более откровенно высказать свое мнение.



Что я собственно там делал? Посетил музей (правильней будет сказать мавзолей) "народного палестинского поэта" Махмуда Дарвиша.



Не слабенький музейчик, не так ли? Я задался было вопросом, на какие денежки его построили, но мне заявили, что мысли мои, мол, не корректны. Ну и ладно. На искусство и культуру денег не жалко, уж лучше пусть музеи поэтам строят, чем всяко разное.



О философской идее музея. Здание замышлялось по образу открытой книги - две страницы, два отделения, в каждом можно чему-то научиться, узнать что-то новое. Идея мне понравилась. Но это, похоже было единственное. Музей больше напомнил мне мавзолей в лучших традициях таковых, причем этот мавзолейчик побольше чем у Ленина будет, или там Мао Цзедуна. Там даже место для бассейна нашлось.



Еще понравилась на входе надпись "Не литрить" (вторая снизу). Я это перевел как "не распивать спиртные напитки литрами внутри музея".



Из Палестины к Махмуду Дарвишу. Интересно, как сие следует понимать.



А вот и сама могила. Могилка Арафата и то поскромнее будет (никак не могу понять, радует меня этот факт, или огорчает).



Входим в музей. На входе - биография Дарвиша.



Сам музей действительно разделен на две части. Основная часть почему-то политическая. Какой-то гимн, который он там написал, всякие речи пламенные и прочий бред. Есть и паспорт дарвишу, который аннулировали злобные еврейские оккупанты.



Однако перейдем к литературной части музея. Все призы и премии, полученные поэтом.



Особенно порадовала Ленинская премия. Я пришел в неописуемый восторг))



Премия вручена за "укрепление мира между народами". Это прямо какой-то двойной оксюморон, если не тройной. Во-первых Дарвиш открыто призывал к уничтожению евреев. Одно из самых его знаменитых произведений - "евреи, выкапывайте кости своих мертвых и убирайтесь отсюда...". Если это борьба за мир, то пусть в меня немедленно бросят очередным арабским камнем. Вот-вторых премия мира от страны сгноившей в застенках и гулагах миллионы своих граждан - это даже не смешно. Да и батюшка Ленин в средствах, как известно, не стеснялся, хотя и не успел дорасти до своего усатого последователя. В общем сплошое бугага и умиление. Есть еще и такой диплом, с той же страны. Что в этом написано я даже читать не стал.



Что примечательно в этих дипломах - даже не из нашей любимой коммунистической "страны мира" - что нигде до последних лет нет упоминания страны и национальности "национального" поэта. Вот например итальянская премия 1989 года.



Первое упоминание о "Палестине" и о "родине" Дарвиша - на дипломе из Амстердама, датированного 2004 годом. Похоже, что пока братья Рабин и Перес не сделали нам тут "мир", о народе "палестинцы" и стране с похожим названием никто и не подозревал.



Хоть я в том числе и литературный критик, о литературных достоинствах Дарвиша ничего сказать не могу. Кое-что читал из любопытства, но не проникся. Некий пыл определенно присутствует, но  все-таки как на мой скромный взгляд, поэзия не должна замыкаться на чем-то одном. Когда у стихотворения только один смысл, его досоинства обычно весьма ограничены. ИМХО, разумеется. Кстати в музее я обнаружил книжку стихов Дарвиша на русском. Такую б в коллекцию себе заполучить не отказался, все-таки библиографическая редкость)



Совсем чуть-чуть Рамаллы - дорога в никуда. Без такого кадра не может обойтись просвещенная часть человечества.



Прикольное граффити. Сорри за смаз, фотал на ходу с автобуса.



Если кто-то еще совершенно случайно думает, что Рамалла бедствует от зверств евреев, а все жители обитают в рваных палатках и умирают от голода - несколько кадров с улиц города.



Домик несчастных рабов. Сердце кровью обливается, как им тяжело беднягам.



Улица Токио)



Я кстати нашел, но не успел сфотать Есть там и улица Эдуарда Саида. Для тех, кто не знает, это еще один "палестинский" великомученик, запомнившийся, к сожалению не только тем, что он лично бросал камни в сторону солдат ЦАХАЛа после ухода Израиля из Южного Ливана, но написавший с поощрения Колумбийского университета в Нью-Йорке книжечку под названием Ориентализм - абсолютно предвзятую и лживую, о том, как на протяжении всей человеческой истории Запад притеснял, унижал и уничтожал Восток и Левент. Мне эта книжка мешает не только этим, но и тем, что я обязан изучать ее на каждом курсе в университете. Правда исследование, опровергающее утверждения Саида, мне написать не разрешили. Либералы, они ведь такие либеральные. Однако вернемся к нашим баранам.



Любимые бочки, для тех кто в теме). А этот дом как-то выпал из общего ансамбля. Абсолютно в израильском стиле, он мне напомнил нашу "мошаву германит" в Иерусалиме.



Рамалла черно-белая



Кстати в Рамалле не так много мечетей, очевидно население все-таки более светское. Была обнаружена одна прикольная Коптская церковь)



Была и встреча с местным "политегом". Товарищ нес много всякой ахинеи, которую я в большинстве не запомнил. Если вкратце - вы нас обидели, вы нас ограбили, вы у нас отняли и т.д (особенно обрадовало заявление, что оказывается израильский хай-тек производится в Рамалле, а потом его воруют хищные евреи из Герцлии-Питуах, и продают всему миру, в то время как палестинцы-гении остаются с носом. Я аж дар речи потерял). Однако самые главные две его фразы я выцепил (профессия у меня такая - отделять самое важное в тексте и подтексте от воды). Вот они:
1) Не надо нас палестинцев учить, как строить государство. Вы нам только землю дайте, а мы дальше сами разберемся.
2) Вы евреи нам нафиг не нужны. Мы отлично обойдемся без вас, а вы прекрасно обойдетесь без нас.

- Как ни странно, я готов подписаться под каждым словом этих двух фраз. Уже годами моя точка зрения заключается в том, что "конфликт" между нами и условными палестинцами теперь можно решить только одним способом: в одностороннем порядке дать им территорию, которую сочтем нужным (увы на болезненные уступки придется пойти, думаю всем стоит это осознать), и сказать: вот ваше государство, а дальше по принципу: кошка бросила котят, пусть ебутся как хотят (пардон майн френч). Мы прекращаем давать вам все бесплатные услуги (воду, электричество, газ, миллиарды долларов), налаживайте свою экономику сами. Нападете - мы ответим со всей нашей мощью, чтобы неповадно было. А то тогда были еще в теориях колониализма, и думали вслед за европейцами, мол, арабы народ дикий, мы должны им помочь, научить жить, демократии научить, культуре, и так далее. Вот и доучились. Пора бы уже урок выучить - только последняя неделя беспорядков в Швеции и зверского убийства в Великобритании помоему наглядно все объясняют. но нет, мы продолжаем мечтать и строить мир. Скоро все дружно получим Ленинскую премию.

В общем вы хотели мнений - их есть у меня. Напоследок - Рамалла разноцветная.



Путешествия, Палестинская Автономия, Рамалла

Previous post Next post
Up