Честно признаюсь: осмотр этого объекта не входил мои планы. Я о нем знал с детства, много раз видел его фотографии и считал, что этого достаточного. А в итоге побывал на Хайлигенштадтштрассе дважды: в первый раз случайно, уехав на трамвае не в ту сторону, во второй раз - чтобы внимательно осмотреть и сфотографировать то, что увидел в первый.
Одно дело книжки читать и совсем другое - увидеть здание, которое кажется бесконечным. Жилой комплекс растянулся на километр с лишним, от его южной оконечности до северной - четыре трамвайных остановки.
Сделаю небольшое отступление. Вена - очень стимпанковый город. Куда ни глянь, везде встречаешь если не символы, то признаки жанра: это и Газометр, и оба Пальменхауса, и городская железная дорога, и доходный дом с иллюминаторами, стоящий слева от Сецессиона, и "Урания" над Дунайским каналом (ну почему я ее не сфотографировал, почему?), и цементные заводы за Дунаем...
Вот случайный снимок, сделанный на трамвайной остановке у станции метро Spittelau. Чем не сеттинг?
Признаков дизельпанка в Вене тоже много, но они не столь выразительны. А если гулять исключительно по центру, то заметить их трудно. За дизельпанком надо ехать далеко за Ринг. Например, в сторону Флоридсдорфа, по открытой линии метро U6, идущей вдоль застройки межвоенного периода. И самый крупный признак, он же символ, он же памятник - в Хайлигенштадте.
Впечатляет?
А ведь это лишь центральная часть здания, которое много десятилетий имело (возможно, и сейчас имеет) титул самого длинного жилого дома в мире. Длина Карл Маркс-хофа - 1108 метров.
"Красный дом" - лишь малая часть грандиозного проекта городских властей Вены по строительству социального жилья. Социал-демократы, получившие власть в столице после окончания Великой войны, столкнулись с множеством проблем, самыми острыми из которых были массовые заболевания и жилищный кризис. С тифом, туберкулезом, сифилисом и испанским гриппом кое-как справились к 1921 году. Побороть кризис оказалось значительно труднее. Во-первых, в Вене действовал Закон о защите квартиросъемщика, принятый имперским правительством в 1917-м. Он запрещал повышать арендную плату, замороженную на уровне 1914 года. В условиях инфляции строительство нового жилья было заведомо невыгодным.
Обычно пишут, что "социальные дома" появились после валютной реформы 1925 году, когда обесценившуюся крону сменил шиллинг. В действительности строить их начали несколько раньше, с 1921-го. Вот здание в сотне метров от моей гостиницы:
Красная надпись гласит: "Построен муниципалитетом Вены в 1924 году на средства от квартирного налога".
Налог на частные квартиры был не единственным источником финансирования. В строительство инвестировались поступления от городского налога на роскошь и федеральные бюджетные средства. Низкий спрос на земельные участки и спад на рынке недвижимости позволил за сравнительно короткий срок построить 60 тысяч квартир площадью от 30 до 60 кв. м. Эти квартиры соответствовали самым современным санитарно-гигиеническим нормам, а на их оплату рабочая семья тратила в среднем 4% своего дохода (для сравнения: в частном секторе квартплата достигала 30% семейного заработка). Разумеется, получить ключи от такой квартиры мог далеко не каждый, действовала сложная система критериев, бюрократии тоже хватало - но жилищную проблему 220 тысяч человек эсдеки решили, заодно проверив на практике свою теорию "муниципального социализма".
Дома с красными надписями на фасадах выросли на всех окраинах "Красной Вены".
Этот дом - сосед трамвайного музея, о котором я еще расскажу - стоит на Людвиг Кёслер-плац, в восточной части города. Его ровесники составляют значительную часть застройки Майдлинга на юге, Дёблинга на северо-западе, Эрдберга на востоке, Маргаретенгюртеля на юго-западе и других некогда пролетарских районов.
Справка будет продолжена, а мы вернемся на Хайлигенштадштрассе (относящуюся к 19-му округу Вены, т. е. к Дёблингу).
Карл Маркс-хоф построен в 1927-1930 гг. по проекту Карла Эна, главного архитектора Вены, ученика Отто Вагнера.
В комплексе - 1382 квартиры (а также детский сад, поликлиника, прачечная, конторские помещения).
Задний фасад выходит к железнодорожной станции Heiligenstadt.
Могучие арки - визитная карточка комплекса, который иногда называют "пролетарским Версалем".
Сколько сейчас народу живет в этом "Версале", я так и не выяснил. А по проекту он был рассчитан на 5 тысяч человек.
Красная надпись присутствует и здесь (со стороны станции).
Рядом - мемориальная доска - в память об австрийских рабочих, которые "первыми в Европе дали бой фашизму".
Здесь понадобится еще одна справка. Начну издалека: Австрию в 1920-е годы называли "страной-гидроцефалом". Для маленькой республики Вена была непропорционально велика. Более того - этот нарядный, космополитичный и легкомысленный город имел очень малого общего с патриархальной, небогатой и набожной австрийской провинцией. Отличия имелись не только внешние, но и политические: в Вене безраздельно хозяйничали социал-демократы, которые на федеральном уровне с 1920 года сидели в оппозиции. Провинция голосовала за христианских социалистов, постепенно эволюционировавших в сторону корпоративизма и фашизма. Мировой экономический кризис вкупе с влиянием южных соседей ускорил эту эволюцию. В 1933 году пост канцлера занял Энгельберт Дольфус, который за несколько месяцев успел ввести чрезвычайное положение, запретить забастовки, распустить парламент, расформировать шуцбунд и объявить вне закона компартию. Социал-демократов он объявлять вне закона не стал - их сперва надо было разоружить. Ведь лидер эсдеков Отто Бауэр на октябрьской партконференции предупредил: "Если эти господа захотят принять фашистскую конституцию, которая покончит с равноправием и народным суверенитетом и проложит путь к диктатуре - вот тогда-то пролетариат должен будет оказать сопротивление". У социал-демократического шуцбунда в более или менее надежных местах хранились десятки тысяч винтовок, спрятанных в свое время от контрольной комиссии Антанты. Попытки изъять эти винтовки начались в 1933-м, а 11 февраля 1934 года во время обыска в партийной штаб-квартире в Линце шуцбундовцы оказали вооруженное сопротивление. В течение нескольких часов в разных городах Австрии начались уличные бои. В Вене они продолжались три дня, и одной из крепостей социал-демократов стал Карл Маркс-хоф. Его защитники сдались после того как армия и хеймвер открыли по комплексу артиллерийский огонь. Между прочим, командовал осадой капитан Карл Бидерман - тот самый, которого в апреле 1945 года немцы повесят во Флоридсдорфе за попытку сдать Вену Красной Армии без боя. На груди у него будет болтаться плакат "Я заключил пакт с большевиками!".
Так что "фашизмус", с которым воевали в Хайлигенштадте - свой, австрийский, католический, ориентированный на Италию и находившийся в перманентной оппозиции как к социалистам, так и к германскому нацизму. Ну и не будем забывать, кто убил Дольфуса.
Главный парк перед центральной частью комплекса, к сожалению, был перекопан - там строят подземную автостоянку. После завершения работ парк будет восстановлен строго по плану Карла Эна (который, к слову, сохранил пост главного архитектора города и при нацистах). А скверы в боковых дворах сегодня выглядят точно так же, как 80 лет назад.
Решетки с "язычками" - основной мотив оформления Карл Маркс-хофа.
Мостовая в боковой арке
"Всякому государству - огонь и пламя!". Привет автору "Капитала" от венских анархистов.
В ожидании подземной стоянки, которой все равно на всех не хватит.
Самый длинный в мире жилой дом - это не пустые слова.
Он тянется...
...и тянется, будто никогда не кончится.
Противоположная сторона улицы, застроенная в 1950-1960-е годы, рядом с Карл Маркс-хофом выглядит очень бледно.
Неужели всё?
Да, всё. После такой прогулки к угловому дому с лепниной бросаешься как к родному.
Трамвай маршрута D прибывает точно по расписанию. Ехать мне до конечной остановки - "Южный вокзал".
Продолжение следует