Питер вдоль метро. Красная линия: Автово, Кировский завод и Нарвская Застава

Jan 25, 2012 17:17


Вторая часть прогулки вдоль красной линии метро Санкт-Петербурга: м. Автово - просп. Стачек - Комсомольская пл. - просп. Стачек - м. Кировский Завод - просп. Стачек - Кировская пл. - просп. Стачек - пл. Стачек (да, у нас тут все вдоль проспекта Стачек).




У нас впереди одна из самых интересных частей советского Ленинграда - проспект Стачек, от Автово до Нарвской Заставы.

1.


У въезда в Автово, рядом со съездом с Кронштадтского путепровода, стоит цирк. Маленкий цирк. Грустный такой. По виду вообще на заброшенный похож - так и не понял, действует он или нет. Это, конечно, не главный городской цирк, главный на Фонтанке.

2.


Ну а вот и само Автово. Район довольно небольшой, но красивый. На Москву похож своими сталинками. Хотя на самом деле сталинки тут в основном вдоль проспекта Стачек идут, на других улочках много довольно жутких хрущевок. Название «Автово» с автомобилями, как можно было бы предположить, не связано (хотя тут рядышком, на Портовой улице, имеет место быть большой стихийный авторынок). Так когда-то называлась находившаяся тут финская деревня - Аутова.

3.


Автово - первая из восьми подряд сталинских станций, и по вестибюлю это заметно. Это станция мелкого заложения, как и Ленинский Проспект с Проспектом Ветеранов, но гораздо более богато отделанная, а также с довольно необычным спуском на платформу - по винтовым лестницам.

4.


К сожалению, метро Автово сейчас находися на реконструкции, которая продлится еще довольно долго. А ведь эту станцию часто считают самой красивой во всем питерском метро. Сейчас, когда потолок станции переделывают, колонны закрыты досками, а примерно половину платформу занимает синий сарай, красота менее заметна.

5.


Вот, собственно, сарай. А эти колонны закрыты досками целиком неспроста.

6.


Эти колонны, ближе к центру платформы - хрустальные. В них и заключается основная изюминка станции. Точнее, на самом деле, конечно, они не целиком из хрусталя, но хрусталь огранен так, чтобы свет в нем полностью преломлялся и внутренней, стальной сердцевины было бы не видно.

7.


Ну, когда станцию доделают, еще посмотрим на нее. В самом Автово тоже есть на что посмотреть. Например, этот домик с башенкой и воротами на углу Стачек и Зайцева - прям как уголок замка.

8.


Ворота дома крупным планом.

9.


Максимум в десяти минутах ходьбы от Стачек что в одну, что в другую сторону начинаются массивные промзоны. Улица Зайцева переходит в дорогу на Турухтанные Острова (которые на самом деле не острова) - еще одна автомобильная дорога в порт. А в месте, где улица Зенитчиков переходит в проспект Маршала Жукова - большая Первомайская ТЭЦ-14. Еще где-то рядом судостроительный завод «Северная верфь».

10.


Между улицами Стачек, Зенитчиков и Краснопутиловской - скверик с памятником комсомольцам. Честно говоря, памятник вблизи выглядит довольно андрогинно. Половую принадлежность комсомольца понять не так-то просто. А в основание памятника заложено послание к комсомольцам 2018 года. Смешно, да.

11.


Центром Автово служит круглая Комсомольская площадь (отсюда и памятник), от которой веером расходятся проспект Стачек в двух направлениях, Краснопутиловская улица, идущая через промзону в Московский район, и коротенькая Корабельная улица, упирающаяся в «Северную верфь».

12.


Детский мир на Комсомольской площади.

13.


Комсомольская площадь под другим углом. Меня всегда несколько удивлял тротуар вокруг зеленой зоны в центре площади - как туда попасть-то, по крайней мере, не нарушая правила дорожного движения и не бросаясь через четырехполосную дорогу с оживленным движением и плохой видимостью. Тем не менее, на этой площади не так давно проходили какие-то выступления националистов.

14.


Если смотреть со стороны Кировского завода, две такие вот десятиэтажки по обеим сторона проспекта Стачек образуют ворота площади.

15.


А дальше у нас начинается район Кировского завода. Не уверен, относится ли он к Автово, кажется все-таки да. Но визуально от Автово заметно отличается. Здесь в честь Ивана Газа, большевика-путиловца (Кировский завод же раньше звался Путиловский), назван ДК, поставлен бюст, и еще названа улица. Улица довольно забавная - по сути это внутризаводской проезд Кировского завода; прямо у въезда на нее она перекрыта проходной. Но тем не менее имеет официальное название и отмечается на всех картах города.

16.


Метро Кировский Завод снаружи похоже на театр. В народе его зовут «Кирза». Кстати, название материала сапог «кирза», собственно, именно так и расшифровывается - Кировский завод. Только это другой завод имеется в виду. Не огромный питерский, а завод в городе Кирове.

17.


Кировский Завод - пожалуй, моя любимая станция. На ней даже бюст Ленина симпатично смотрится. Еще я как-то раз видел обложку то ли блэк-металльного, то ли еще какого альбома, из Швеции кажется, где в качестве фона похожая фотография Кировского Завода и использовалась. Без Ленина только. Ну а что, пафосно ведь!

18.


Барельефы над колоннами особенно хороши. Вроде допустим на том же Проспекте Ветеранов над входами на платформу тоже детальные барельефы, а ведь небо и земля. Видно, что старались люди от души.

19.


Этот металлургию вот символизирует. Гогглы на самом верху особенно нравятся :)

20.


А это явно машиностроение.

21.


На сталинских станциях еще радует простор. На всех остальных боковые платформы уже раза в два. А еще Кировский Завод - одна из всего двух или трех станций, где остались частично асфальтовые полы, но ее даже это не портит.

22.


Это в качестве спойлера, какие станции еще будут :)

23.


Напротив метро находится выставочный комплекс Кировского завода.

24.


Логотип завода, сильно стилизованную букву К в шестеренке, можно заметить во многих местах. Собственно, его не меняли со сталинских времен. И слава богу, потому что ИМХО тоже выглядит очень удачно и прекрасно запоминается.

25.


И шрифт тоже характерный. На проспект Стачек выходит только этот цех завода, большая его часть скрыта в промзоне. А завод в общем-то огромный. Не уступает екатеринбургскому Уралмашу. Начало свое он берет еще в 18 веке, в 1801 году был перенесен с Кронштадта, где изначально находился, в эти места. Позже завод расцвел под руководством инженера и предпринимателя Николая Путилова, невероятно энергичного и талантливого челвоека, образцово-показательного промышленника 19 века. Прославился он, например, тем, что сумел изготовлять рельсы более дешевые и более прочные, чем любые иностранные (да, прям как Риарден из «Атлант расправил плечи»). Проектом всей его жизни стало строительство современного Морского торгового порта и Морского канала между Кронштадтом и Петербургом - огороженного дамбами и с углубленным дном. Казенных денег на это не хватало, Путилов вкладывал свои, и в итоге совершенно разорился, утратил здоровье и в 1880 году умер. Он завещал похоронить себя на берегу Екатерингофки, где открывался вид на его завод и канал. Говорят, когда Александр II это услышал, то сказал «Если бы Путилов завещал похоронить себя в Петропавловском соборе, я и на то согласился бы». На похороны Путилова пришли все его рабочие, и на всех картах потом на Гладком острове (ныне вроде как вошел в состав Гутуевского) специально отмечалась могила Путилова. А канал достроили-таки в 1885 году и с тех пор служит.

Спустя двадцать семь лет Путилова перезахоронили в церкви Николая Чудотворца, тут недалеко. В советские годы церковь закрыли, в ней был сначала клуб, потом галантерейная фабрика. Потом в 1951 году стали снова что-то перестраивать, и в фундаменте нашли старую могилу и чугунную плиту с надписью о том, что тут покоится Путилов. Плиту, недолго думая, переплавили, а останки Путилова сожгли в заводской котельной. Такие дела. Мораль: совок мерзок и отвратителен.

Ну а что до завода, то в начале века он стал самой натуральной колыбелью революции - именно рабочие-путиловцы шли под предводительством попа Гапона с расстрелянной демонстрацией 9 января 1905 г., и именно с забастовки на Путиловском заводе началась Февральская революция. После революции завод, называвшийся сначала «Красный Путиловец», а после смерти Кирова - Кировский завод, достиг своего расцвета. Тут производилось практически все что угодно, сталь и прокат, трамваи, танки, автомобили, вагоны, двигатели, краны. В войну большая часть завода оказалась эвакуирована в Челябинск, но завод продолжал работать, собирая и ремонтируя танки, находясь при этом совсем недалеко от линии фронта. После войны завод прежней эпичности уже не приобрел, прославившись, в частности, тракторами «Кировец» и турбогенераторами.

26.


Ну что-то мы отвлеклись на Путилова и его завод. Вот улочка Возрождения, примыкающая к Стачек. На ней воняет рыбой с близлежащего Кировского рынка и находится загадочное учреждение под названием Центр молодежи Ямала.

27.


Кировский завод от района Нарвской Заставы отделяют три путепровода - низенький железнодорожный, ведущий на завод и в районы порта на Гутуевском острове, и два новых высоченных - строящаяся часть Западного скоростного диаметра. ЗСД, на данный момент заканчивающийся съездом на Благодатную улицу в Московском районе (по длине это едва ли 15% от намеченной), дальше сворачивает на запад, пересекая проспект Стачек и захватывая Гутуевский и Канонерский острова. Таким образом он должен взять на себя фуры, сейчас выезжающие из порта через набережную Обводного канала. Сейчас (январь 2012) этот путепровод с земли уже выглядит практически готовым.

28.


А под железнодорожным путепроводом кто-то очень сильно любит Путина.

29.


Район Нарвской Заставы - в основном раннесоветской застройки. Чем ближе к метро Нарвской, тем больше конструктивистских зданий. Поэтому из всех районов Петербурга больше всего мне напоминает Екатеринбург (в котором тот еще заповедник конструктивизма) именно Нарвская Застава. Даже местами не просто Екатеринбург, а конкретно район Уралмаша.

30.


С первого взгляда я все время этого хрена на листовке с надписью «Гражданский контроль» путал с Ельциным.

31.


А здесь очень вкусно пахнет булочками!

32.


Вот домик, например, с башенкой, на углу Трефолева. Ну как из Екатеринбурга прям вышел.

33.


По правой стороне проспекта Стачек идет парк 9 января. Он примечателен двумя вещами. Во-первых, это первый парк Петербурга, открытый уже в советское время; во-вторых, эта красивая кованая решетка на самом деле когда-то отгораживала маленький садик рядом с Зимним дворцом (тот, что на углу Дворцовой набережной и Дворцового проезда). В этих больших дырах были императорские короны. А потом короны выломали, а ограду разобрали и построили заново вокруг этого парка.

34.


В парке 9 января. А погода-то ВНЕЗАПНО наладилась! В начале прогулки было мрачно и дождливо, а теперь солнышко светит. Ну хоть фотки поинтереснее будут.

35.


На большой Кировской площади находится здание администрации Кировского района (все места, где мы гуляли, с самого начала прогулки от Проспекта Ветеранов - это все Кировский район). Опять же ну очень екатеринбургского вида здание. А Кировская площадь мне напоминает площадь 1-й Пятилетки, центральную площадь Уралмаша.

36.


Ну было бы странно, если б посреди Кировской площади стоял не Киров.

37.


Добрый доктор за Кировской площадью.

38.


Мы уже совсем близко к началу проспекта Стачек. Здесь, вдоль Тракторной улицы, построен целый небольшой конструктивисткий жилой массив.

39.


Вот и площадь Стачек, с которой начинается одноименный проспект. Большая площадь. Тут уже, кажется, начинаются дореволюционные дома. Нарвская Застава тогда была границей города. Что, собственно, и следует из того, что она именуется заставой. На торце дома хорошо сохраняется советская... м-м... наглядная агитация :)

40.


ДК Горького.

41.


Последнее на сегодня конструктивистское здание - Кировский универмаг.

42.


С ним соседствует уже современного вида ТЦ, «Галерея 1814» (не путать с «Галерей» у площади Восстания в центре).

43.


Главная достопримечательность площади Стачек - это, конечно же, Нарвские триумфальные ворота, построенные в 1827-1834 годах в честь победы над Наполеоном. Обожаю Нарвские ворота. Они гораздо красивее Московских. Внутри ворот находится посвященный им небольшой музей.

У Нарвских ворот 9 января 1905 г. и произошло столкновение шествия рабочих-путиловцев с царскими войсками, в ходе которого около 40 демонстрантов были убиты. Многие спаслись по льду речки Таракановки - сейчас она почти полностью засыпана, а раньше текла перпендикулярно воротам примерно в том месте, откуда снято это фото. Ну и знаменитый поп Гапон тоже спасся. Хотя он вроде как был не провокатор, как в школе учили, а вполне искренний фанатик. Впрочем, хрен редьки не слаще.

44.


Одна из фигур на воротах.

45.


За воротами - маленький круглый скверик, вокруг которого организовано круговое движение. Пешеходных переходов в этот скверик нету, а из-за деревьев его почти не видно,так что памятник маршалу Говорову вполне можно и не заметить, если не знать о его существовании. Маршал Говоров командовал прорывом блокады Ленинграда и еще многими важными операциями. В Питере есть и улица Маршала Говорова, в районе Кировского завода идет параллельно Стачек.

На этом пока все. В следующий раз у нас будет метро Нарвская, Старо-Петергофский проспект и Обводный канал.

красная линия, питер вдоль метро, спб

Previous post Next post
Up