Начало прогулки вдоль первой, самой старой и самой длинной линии метро Санкт-Петербурга, по маршруту: просп. Ветеранов - м. Проспект Ветеранов - бульв. Новаторов - м. Ленинский Проспект - Трамвайный просп. - просп. Стачек - Красненькое кладбище - Кронштадтский путепровод.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/33459091.20/0_6b8db_f90a03dd_XL)
С красной линии, также известной как Кировско-Выборгская, началось строительство питерского метро. На ней в 1955 году были открыты первые восемь станций - от Автово до Площади Восстания. Так что это единственная линия, частично построенная в сталинские времена и с пафосной сталинской архитектурой. Еще она на данный момент самая длинная по количеству станций - 19 штук. На ней находится самая загруженная станция - Проспект Ветеранов. Ну и наконец, на ней единственной ходят 8-вагонные поезда (на всех остальных линиях - 6-вагонные). В общем, примечательная линия. И проходит через интересные районы.
1.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2710/33459091.20/0_6b8bd_32ea9af5_XL)
Хмурая какая погодка выдалась. Сразу видно, Питер (по времени года это вторая половина сентября).
Линия начинается на юго-западе города, в районе Дачное, который так называется в честь находившихся здесь некогда дворянских дач. От самих дач сейчас осталось чуть более чем ничего (сохранилась усадьба Александрино, еще микрорайон Форель перестроен из старой дачи), а вот речки и прудики маленькие, в которых раньше графы с баронами лебедей кормили, вполне себе текут, хоть местами и спрятаны под землю. Вот, например, речка Дачная, так и называется. В трубе под Дачным проспектом течет.
2.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6004/33459091.20/0_6b8be_ab1346a6_XL)
А это проспект Ветеранов. Топонимика этой части Питера имеет ярко выраженную тематику Великой Отечественной. Улицы Лени Голикова, Зины Портновой, Подводника Кузьмина, Танкиста Хрустицкого, Пограничника Гарькавого, Партизана Германа, Летчика Пилютова, Солдата Корзуна, Генерала Симоняка, Маршала Захарова, Маршала Казакова. Ну и проспекты Ветеранов и Маршала Жукова. В народе же эта часть города известна как «Ветерки» - от слова «Ветераны». Говорят, довольно гоповской район (более гоповской чем знаменитое Купчино).
3.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2712/33459091.20/0_6b8bf_9e898e65_XL)
Над подземным переходом на Ветеранов написан философский вопрос.
4.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/33459091.20/0_6b8c0_6f6bf3c9_XL)
Сама станция метро Проспект Ветеранов находится не на этом проспекте, а на бульваре Новаторов.
5.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2710/33459091.20/0_6b8c1_b0a6f1f7_XL)
По фото и не скажешь, но по статистике, это самая загруженная станция метро не только в Петербурге, но и в России. Круче даже всяких там московских Выхино. Я, честно говоря, особых ужасов не заметил, живя за одну станцию от этой (хотя я в часы пик обычно никуда не езжу). Но в загруженность Проспекта Ветеранов легко поверить, посмотрев на карту. От Питера вдоль южного берега Финского залива тянется на юго-запад «щупальце» из нескольких довольно больших районов - Ульянка, Лигово (оно же Урицк), Юго-Запад, Сосновая Поляна. Вместе образуют Красносельский административный район, начисто лишенный метро. И тут же почти сразу за городом начинаются пригороды - по Таллинскому шоссе Красное Село, по Петергофскому - собственно, Петергоф, а за ним Ломоносов. А в центр Питера всем надо. Хотя у меня сложилось впечатление, что пассажиропоток из этих районов и пригородов на самом деле относительно ровно распределен по первым четырем станциям, а не сфокусирован на одной Ветеранов.
6.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/33459091.20/0_6b8c2_9684a517_XL)
Вот, например, у второго выхода со станции автобусик, идущий в Стрельну, а потом через семь разных деревень подряд.
7.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/33459091.20/0_6b8c3_26f9e04d_XL)
Сама же станция Проспект Ветеранов - одна из всего трех в городе станций мелкого заложения. Не надземных - подземных, но неглубоких, без эскалаторов. Все эти три станции идут подряд с южного конца красной линии. Не очень понятен барельеф с рабочими и какими-то олдскульными компьютерами, если станция теоретически названа в честь ветеранов.
8.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/33459091.20/0_6b8c4_aa56bc34_XL)
Сама станция на самом деле простенькая и тема ветеранов в ней никак не раскрыта нигде. Впрочем, выглядела бы достаточно адекватно, если бы не эти сараи да леса. Проспект Ветеранов, наряду с Ленинским Проспектом - это две питерские станции классического московского типа и облика, «сороконожки».
9.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6005/33459091.20/0_6b8c6_ba6d92c0_XL)
За станцией метро бульвар Новаторов плавно заворачивает на север, и, собственно, становится более похожим на бульвар.
10.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2710/33459091.20/0_6b8c7_51465462_XL)
В такую сырую погоду перекопанная детская площадка на бульваре смотрится особенно депрессивно.
11.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2708/33459091.20/0_6b8c8_63c3c913_XL)
Заброшенный кинотеатр «Нарвский». Как и большинство других кинотеатров советских времен, по-видимому, не выдержал конкуренции с новыми, десятизальными да с 3D, строящимися в торговых центрах.
12.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2710/33459091.20/0_6b8ca_d35a3ba0_XL)
Дальше посреди бульвара один из этих торговых центров как раз и тянется. Без кинотеатра, впрочем. Длинный и низкий, двухэтажный, но достаточно приличный. «Французский бульвар» называется. А в аккурат под ним - уже вторая станция метро, Ленинский Проспект. В полутора километрах всего от Ветеранов.
13.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/33459091.20/0_6b8cc_eae872fc_XL)
А вот и сам Ленинский проспект. Помимо станции Ленинский Проспект, на нем еще Московская станция на синей линии находится, в самом его начале. К Ленинскому проспекту в этой части города явно тяготеет цивилизация. Куча кафе и магазинов. Хотя дома довольно страшненькие. В десяти минутах ходьбы отсюда я, собственно, и живу сейчас сам.
14.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2710/33459091.20/0_6b8ce_6de4e134_XL)
С одной стороны на Ленинский выходит ТЦ «Французский бульвар», в который я обычно хожу в Макдак...
15.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2710/33459091.20/0_6b8cb_f5c753cd_XL)
...а с другой - «Нарва». Этот значительно более убогий.
16.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/33459091.20/0_6b8cd_9668e64f_XL)
А по углам перекрестка - входы на станцию.
17.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6004/33459091.20/0_6b8cf_51417012_XL)
Станция Ленинский Проспект, как и Проспект Ветеранов, довольно непримечательна, и похожа на Ветеранов как две капли воды. Впрочем, я очень благодарен этой станции за то, что тут нет эскалаторов. У меня б терпения не хватило каждый раз подниматься-спускаться.
18.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2708/33459091.20/0_6b8d0_18d21135_XL)
Название станции, по идее, выложено такими же буквами, как надпись «ЛЕНИН» на мавзолее Ленина. Так что привязка к названию какая-никакая, а есть. Вот что в этой станции меня очень раздражает - это какими грязными выглядят стены. Может, стены и не виноваты, может просто камень такой, но тем не менее хочется взять и отмыть.
19.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6004/33459091.20/0_6b8d2_befa8851_XL)
За Ленинским проспектом бульвар Новаторов тянется совсем недалеко, упираясь в Трамвайный проспект и расположенное на нем здание некоего НИИ. Когда-то в этих местах располагалась бывшая конечная красной линии, станция Дачная, построенная в 1964 году. Станция прославилась тем, что это была единственная в Питере наземная открытая станция. Такие, как Парнас и Купчино - наземные, но все-таки крытые, в большом длинном здании располагаются. А Дачная была как платформа электричек. Практика показала, что для питерского климата такая станция подходит слабо, ну да впрочем она изначально и строилась как временная. В 1977 году открыли новые две станции - Ленинский и Ветеранов - а Дачную закрыли. Платформу перестроили в здание, в котором размещается МРЭО ГИБДД, впрочем, слышал, что вроде бы его сейчас вообще снести хотят.
20.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/33459091.20/0_6b8d3_785ca274_XL)
Трамвайный проспект - тянущаяся параллельно Ленинскому тихая улочка, звание проспекта явно не оправдывающая.
21.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2710/33459091.20/0_6b8d4_eb1412cb_XL)
К Трамвайному примыкает улица Зины Портновой.
22.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4507/33459091.23/0_6b952_65529969_XL)
А чуть дальше он пересекается с проспектом Стачек. Вот уж это проспект так проспект. Идет от метро Нарвской через пол-города, переходя в Петергофское шоссе. На проспекте Стачек расположено три станции метро, и дальше к центру города мы пойдем прямиком по нему. Ну а на перекрестке Стачек-Трамвайный-Маршала Казакова у нас, в частности, ТЦ «Континент». Сюда мы в кино ходим да в «Домовой» да в «Перекресток». (Это и некоторые другие - более старые, летние фото.)
23.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2708/33459091.20/0_6b8d6_c8b53b27_XL)
За небольшим сквериком к трамвайным путям на Стачек примыкает ответвление в трамвайный парк № 8. Здесь можно встретить редкую сине-белую разновидность трамваи (питерские трамваи почти исключительно покрашены в красно-белый, троллейбусы - в сине-белый, социальные автобусы - в зелено-белый. И рекламы на них никакой не бывает, только на коммерческих автобусах и маршрутках).
24.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2712/33459091.20/0_6b8d7_f97cfab8_XL)
Трамвай идет в парк.
25.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5503/33459091.23/0_6b953_e577438e_XL)
Здесь же рядом стоит памятник - блокадный трамвай.
26.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4401/33459091.23/0_6b954_2c439f07_XL)
Табличка аутентичная. После революции и до войны Невский проспект назывался проспектом 25 октября, а Дворцовый мост - Республиканским. Ну и собственно да, до войны по Невскому проспекту проходила трамвайная линия.
27.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4702/33459091.23/0_6b955_9de62e24_XL)
Недавно поставлен.
28.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/33459091.23/0_6b956_1c4f3af2_XL)
«Здесь в сентябре 1941 г. Петергофское шоссе было перекрыто трамвайными вагонами для защиты Ленинграда от фашистских танков». Здесь, как и в Московском районе, был передний край обороны города. Бои шли совсем недалеко, если не вообще на этом же самом месте.
29.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/33459091.20/0_6b8d8_35d79449_XL)
Ну и здесь же располагается еще одна трамвайная достопримечательность - подстанция Оранэлы. Оранэла - значит Ораниенбаумская электрическая линия - то бишь, первая питерская электричка, проектировавшаяся в начале 20 века. До Ораниенбаума линия, по известным причинам, не успела дотянуться, а дотянулась только до Стрельны, что, впрочем, тоже не так уж близко, и ходили по ней не электрички, а трамваи - впрочем, с основной трамвайной сетью Оранэла слилась только в 1929 году. И до сих пор в Стрельну можно съездить на трамвае. Маршрут 36.
30.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/33459091.20/0_6b8db_f90a03dd_XL)
За Автомобильной улицей, которая ныне служит одним из заездов на Западный скоростной диаметр, идет еще один скверик. В этом сквере установлен другой памятник, танк КВ-85 - говорят, чуть ли не единственный уцелевший этой модели. За танком в глубине сквера виден дот.
31.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2708/33459091.20/0_6b8dc_7e4440ce_XL)
Гонки на газонокосилках :)
32.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/33459091.21/0_6b8dd_8fd76390_XL)
Большое ангарообразное здание за сквером, вызывающее ассоциации с автосалоном - на самом деле ремонтный цех автобусного парка. Трамвайный мы уже видели, здесь же относительно недалеко и троллейбусный есть, и метродепо тоже - ТЧ-1 «Автово», самое старое в городе. Все практически в одном квартале.
33.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6005/33459091.20/0_6b8da_74c4387_XL)
Впереди виднеются Кронштадтские путепроводы - трамвайно-пешеходный слева и автомобильный справа. Путепроводы переброшены через грузовую железнодорожную станцию Автово на линии в морской порт. Впрочем, пешком можно пройти и по низу, через пути - здесь это разрешено. Вдали видны сталинки района Автово.
34.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/33459091.21/0_6b8de_ed51de1f_XL)
Под путепроводом начинается одна из автомобильных дорог в порт - дорога в Угольную Гавань. Так и называется улица, Дорога в Угольную Гавань.
35.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4701/33459091.23/0_6b957_d286c0de_XL)
А между дорогой в Угольную Гавань и железной дорогой уместилось Красненькое кладбище. Перед ним - небольшая новодельная церквушка.
36.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/33459091.21/0_6b8e0_89575e05_XL)
Кладбище не относится к особо примечательным. Большинство захоронений послевоенные, интересных памятников практически нет, кроме этого стоящего у входа дяденьки.
37.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5502/33459091.21/0_6b8e2_ad00833c_XL)
Зато через кладбище протекает Красненькая речка. Никогда раньше не видел, чтобы кладбище пересекала речка. Смотрится это - ну просто апофеоз готичности, особенно в такую погоду, с туманом над водой. Ну разве что берега заболоченные, по-хорошему тут в сапогах гулять надо.
38.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2712/33459091.21/0_6b8e4_9fa2c77d_XL)
Красненькая речка в своем нынешнем виде берет начало где-то в промзоне восточнее кладбища, протекает через кладбище и затем параллельно дороге в Угольную Гавань, и впадает непосредственно в Финский залив. Маленькая такая речка-говнотечка. Название «Красненькая речка» вы, однако, вполне могли слышать - в муниципальном округе Красненькая Речка, расположенным вдоль той части проспекта Стачек, где трамвай и танк, в июле 2011 года Матвиенко избиралась в депутаты. Правила такие - надо быть хотя бы депутатом муниципального округа, чтоб стать председателем Совета Федерации. Коим Матвиенко успешно и стала, делов-то. 97.29% голосов в этой Красненькой Речке набрала. Прям как в Чечне голосуют.
39.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6003/33459091.21/0_6b8e1_cf6c1ee4_XL)
40.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/2714/33459091.21/0_6b8e6_8725f2f2_XL)
Недалеко от входа на кладбище выделяется группа одинаковых могилок военного времени.
41.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6005/33459091.21/0_6b8e8_a1a75b15_XL)
А еще здесь я узнал, кто же такой Вася Алексеев, в честь которого в районе Кировского завода улица называется.
42.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6004/33459091.21/0_6b8e9_433c2b42_XL)
Проходим через пути рядом с путепроводом. С трамвайного путепровода на эту грузовую станцию Автово открывается неплохой вид, а с земли так себе. Впереди у нас - Автово и Кировский завод. На этом пока и остановимся.