Вышли из "Альбертины", огляделись. Вход в музей наверху, и с лестницы хороший обзор.
Вокруг сплошная красота, еще и к празднику украшенная (на угловом доме гигантский алый бант с лампочками).
На крыше знаменитой сосисочной прямо под музеем - нарядный санта-клаусовский колпак.
Большое разнообразие гужевого транспорта, настоящего и псевдо:
А мы идем пешком, нам совсем недалеко, в Еврейский музей Вены. У музея два филиала, купив билет, можно пройти в оба, они недалеко друг от друга, но сегодня нас интересует тот, что на улице Dorotheergasse. Билеты нам, кстати, продал на кассе дядечка, свободно разговаривающий на иврите.
В музее сейчас проходит выставка “The Ephrussis. Travel in Time”. Оно и само по себе очень интересно, а после книги "Заяц с янтарными глазами" Эдмунда де Вааля, искусствоведа и потомка семьи Эфрусси, интересно вдвойне.
Семейство Эфрусси родом из Бердичева, в начале 19 века они организовали там торговый и банкирский дом, начавшийся с торговли зерном и так преуспевший, что его перевели в Одессу, а потом, после участия во всероссийской акционерной компании, Эфрусси открыли филиалы в Париже и Вене. Породнившись с Ротшильдами, этот богатейший клан присоединился к аристократической верхушке Европы, выстроил роскошнейший (я видела!) дворец на венской Рингштрассе и распространил свое влияние на множество областей коммерции и общественной жизни. Не чувствующие склонности к коммерции могли посвятить себя меценатству и коллекционированию предметов искусства, другие разводили породистых лошадей, участвовали в скачках и строили прекрасные виллы.
Шарль Эфрусси, например, писал статьи в художественных изданиях, издал исследование работ Дюрера и начал одним из первых в Европе собирать японское искусство (отсюда и берет начало коллекция нэцкэ). Он стал одним из первых коллекционеров импрессионистов, поддерживал их. Первый звоночек прозвучал во время "Дела Дрейфуса", семейство стало мишенью антисемитской травли, их перестали принимать в аристократических салонах. И, конечно, все рухнуло во время второй мировой войны. Часть семьи спаслась, откупившись, отказавшись от банка и недвижимости, некоторые все-таки погибли в лагерях. Выжившие разъехались по всему миру, очутившись в Америке, Великобритании, Японии, Испании, Мексике. Целая вселенная, практически исчезнувшая.
Выставка основана на семейном архиве, предметах искусства и коллекции нэцкэ. Залы расположены в хронологическом порядке. В первом - российские документы и кроме того, там демонстрируют советский черно-белый фильм 1926 года "Беня Крик" (я даже не знала о его существовании). Не знаю, какое отношение, кроме Одессы, имеет бандит и сын биндюжника к богатейшему купеческому семейству (а они уже в Одессе были такими), но разухабистые звуки "Семь сорок" потом прорывались периодически в остальные залы с изящными экспонатами коллекции и немного снижали градус пиетета )))
Эмми Эфрусси, светская львица, законодательница мод.
Слева - Гизелла Эфрусси, "Портрет Эмми Эфрусси", 1920, фото, оригинал утерян
Справа - альбом Йозефа Ольбриха, 12 рисунков членов семейства Эфрусси, подарок на свадьбу
Слева - Жан Патрико, "Шарль Эфрусси", 1905
Справа - Генрих фон Ангели, "Портрет Эмили Эфрусси"
Слева - Огюст Ренуар, "Портрет Терезы Эфрусси", 1880
Справа - неизвестный художник, "Портрет девочки с собранными волосами", великолепный, на мой взгляд.
Эдгар Дега, "Генерал Меллине и главный раввин Аструк", 1871
Кстати, Дега, как и Ренуар, был ярым антидрейфусаром.
Ну, и нэцкэ, их около 160, они выставлены в витринах вразброс по всем залам и понравились мне больше всего.
Филигранной работы, высотой от 2 до 5 сантиметров крошечные шедевры - их вырезали и шлифовали годами, в них вложен огромный труд и душа, рассматривать эти затейливые миниатюры можно бесконечно, обходя по кругу, открывая все новые и новые детали.
Положу здесь просто фото, буду любоваться. Конкретно заяц, кстати, меня не особо впечатлил.