В этот раз я основательно порылась в разделе арт-детективов, так что результаты налицо, хотя получилось и не так удачно, как надеялась.
Петер Демпф, «Тайна Иеронима Босха»
Завязка вселяла большие надежды: известный реставратор был приглашен восстанавливать триптих Босха «Сад наслаждений», немного пострадавший, когда некий сумасшедший священник плеснул на него кислотой. Оказалась, раствор был совсем слабый, и целью священника было не уничтожить произведение искусства, а обнажить тайные символы, спрятанные под верхним красочным слоем. Дальше очень подробно - главы о самом Босхе глазами подмастерья Петрониуса, работающего на него, сплошные загадки, тайный орден, инквизиция. Все это хорошо, но как-то... мутно и тухло, одно и то же пережевывается сто раз. Сюжетные повороты - один к одному Дэн Браун, но во много раз хуже.
Я осилила 30%, не больше. 2 из 5.
Сьюзан Вриланд, «Девушка в нежно-голубом»
У сына бывшего нациста выплыла неизвестная картина Яна Вермеера, которую, естественно, тот утащил из еврейского дома. Картина была предметом поклонения и сына, и отца, но тайна ее происхождения не позволяла поделиться знанием ни с кем, это означало признаться в преступлении, и даже после смерти отца обладатель шедевра не смел сделать это.
В конце концов он показал картину своему коллеге, преподавателю искусства в колледже. Тот, естественно, не поверил: картины Вермеера - считанные, существует всего около сорока известных, они не возникает так вот вдруг неизвестно у кого. Это наверняка какой-то голландский живописец, работавший в похожем стиле.
А дальше идут 8 рассказов-зарисовок, которые объединяются тем, что через руки их героев прошла эта картина, история разматывается от той самой еврейской семьи в Голландии во время оккупации и вглубь веков, до самого художника. Люди очень разные, богатые, бедные, они по-разному относятся к картине, по-разному представляют себе, кем была девушка, изображенная на ней. Не всегда даже можно четко понять, как картина перешла из одних рук в другие, все размыто и неопределенно, как и в жизни.
Очень понравилась глава о самом Вермеере (в книге он зовется Вермер, непривычное для нашего уха произношение), о его стремлениях, о нужде, о том, как он прятался в искусстве от прозаичности жизни, от шумных детей, от необходимости содержать семью, о том, как пытался не стать ремесленником.
Но финал очень разочаровал, книга просто обрывается. Я ожидала, что в конце автор вернется к первой истории и как-то завершит ее, но нет. Поэтому 4 из 5.
По книге снят фильм, «Столкновение с судьбой» (2003), интересно будет посмотреть. А вдруг там этот огрех исправили? Хотя вряд ли, конечно, можно переиграть «Девушку с жемчужной сережкой» с Колином Фиртом и Скарлетт Йоханссон, это шедевр.
Майкл Грубер, «Фальшивая Венера»
А вот это - самый настоящий, добротный арт-детектив! Очень понравился!
Чаз Уилмот - талантливый художник, но родился не в том веке. Ему нравится работать в стиле старых мастеров, но чтобы заработать, он вынужден рисовать рекламу. В галереях выставляют современное искусство, над которым он откровенно издевается, а его работы не нужны никому.
Чазу предложили поучаствовать в научном эксперименте, который изучает действие галюциногенного препарата на творческие способности. Под действием препарата он погружается то в свое прошлое, ярко переживая снова определенные моменты, то в чье-то чужое, в далеком 17 веке, в Испании. Оказалось, это не какой-то неизвестный испанец, а сам Диего Веласкес.
Чаз проваливается в прошлое Веласкеса на все более и более длительные периоды, а когда очнулся, увидел на своем мольберте картину, которую можно было бы приписать кисти Веласкеса. Действительно ли он сам написал ее или мошенники пытаются использовать его, чтобы выкинуть на рынок подделку?
Практически до последней минуты невозможно разгадать, сюжет закручен так лихо, что приходилось перечитывать некоторые моменты дважды. Немного сумбурно и запутанно, но простительно. 5 из 5
Алексей Иванов, «Тобол. Мало избранных»
Да, это было тяжко и неподъемно. Вещь отличная, серьезная, многоплановая, выстраданная, это чувствуется, но лично я дослушала ее уже на последнем издыхании, чисто на упрямстве и благодаря хорошему чтецу. Наверное, месяц мусолила. 4 из 5
Герд Нюквист, «Травой ничто не скрыто»
Вот есть примитивистская живопись, а это - примитивистская скандинавская литература. Хотя надо отдать должное, очень цельная вещь: примитивно все - и детективный сюжет, и стиль, и построение, и картонные герои. Бросила на половине. 1 из 5
Джозеф Кэнон, «Хороший немец»
Американский журналист, живший до войны в Берлине, приезжает на Потсдамскую конференцию. Он пытается разыскать в разрушенном городе свою любовницу и оказывается втянутым в расследование убийства американского военнослужащего. Очень хорошо передана атмосфера разделенного на сектора города, лежащего в руинах, настороженные отношения между союзниками (с периодическими перестрелками), разгул, мародерство, торговля документами, т.н. «персилшайн» (очищающие бывших нацистов). Основная мысль - попытка взглянуть на происшедшее с точки зрения немцев, нравственная дилемма, невозможность что-то изменить, их отношение к своему прошлому, неоднозначная оценка. Очень сильный сюжет о еврейской девушке, "грайфере" (охотнике), которую вынудили ходить по центру города и отлавливать для нацистов скрывающихся евреев. У нее был реальный прототип, в полудокументальном фильме
«Невидимые» видела, а сейчас еще как раз вышла книга о ней. Это все прочитывается очень четко. Но вот сюжет - ужас, запутанный до крайности, ничего не понять, в диалогах сплошные недомолвки, множество нелогичных поворотов… 3 из 5
В 2006 году по книге сняли черно-белый фильм с Джорджем Клуни и Кейт Бланшет в главных ролях. Пыталась посмотреть - это еще хуже книги, от которой остались только время и место действия и имена главных героев. Все остальное - характеры, отношения, сюжет, поменяли кардинально, но я больше 20 минут и не выдержала.