Ни катастрофа 1917-го, ни катастрофа 1991-го не имеют внятных объяснений. По этому поводу исписаны горы бумаги и истрёпаны миллионы языков. Любая объективная причина, выдвигаемая в качестве таковой, при ближайшем рассмотрении оказывается преувеличенной или вообще не причиной - что экономическая, что социальная, да даже и если учитывать ужасную "англичанку" (как-будто предыдущие 200 лет "англичанка" не "гадила") или не менее ужасное ЦРУ (перед этим полвека бьющихся впустую).
А произошло ведь именно то, что произошло: в 1917-м была "изъята" монархия, в 1991-м была ликвидирована коммунистическая идеология. "Всего-то". Но при этом всё сразу же посыпалось к чёртовой матери.
Любая структура (или даже Система), в том числе и общество - держится на внешне незаметной "сквозной" основе. Разрушение которой становится крахом и самой системы. В случае с обществом это сквозная идеологема. Которая кажется не обязательной и даже излишней, и даже тормозящей развитие, но как только она пропадает, воцаряется хаос. Что монархия, что коммунистическая идеология и были те самые сквозные идеологемы, которые служили обществу единственным реальным цементом, и без которых общество оказалось нежизнеспособно: хотя "снаружи" они таковыми и не представлялись, а изнутри так и вообще мнилось, что именно они и "мешают".
Мешала "устаревшая" и "реакционная" монархия. Вон, во франциях и америках без монархии каково сладко, и молочные реки с кисельными берегами в наличии. Убрали. И всего через полгода получили вместо Империи бурлящий котёл, в котором каждый "булькал" по своему, и одеяло у каждого оказалось - тоже своё.
Мешали проклятые коммунисты, душители свобод. Вон, в европах при капитализмах каково весело и душевно, не говоря уже о вовсе неприличных молочных реках и обилии сортов колбасы. Убрали проклятую коммунистическую идеологию. И бултыхнулись в провал 90-х, в бандитизм и сепаратизм.
При всей своей неочевидности сквозные идеологемы только и способны держать общество вместе, и только они поддерживают нации в состоянии единства. Альтернатива одна - жёсткое централизованное управление колониального типа, "внутренняя колония", что мы на сегодня и имеем.
Но даже и при этом, при всех наших внутренних противоречиях, раздорах и водоразделах, при всех противостояниях Востока и Запада, хохлов и кацапов, сталинистов и либералов, имперцев и националистов, и кто там ещё со своими одеялами - мы всё ещё умудряемся оставаться на плаву. Да, в противоестественном формате "внутренней колонии", или, как я сам определяю это состояние - "
управляемом скотстве". Да, с чрезвычайно затяжными поползновениями к формированию гражданского общества, которые даже эволюцией не назовёшь, настолько всё это у нас медленно и печально - а хочется, ясно что, чтобы быстро и весело, с ветерком. Но при этом - не скатываясь в пучину гражданских войн и реактивного сепаратизма.
И причина этому только одна - культура. Которая, какой бы потрёпанной она ни была, и как бы тяжко не сводилась в одно целое из наследия русского и наследия советского - тем не менее, есть. Мало того - не взирая на всю свою потрёпанность и противоречивость русская культура одна из величайших мировых культур. И только она одна не даёт нам превратиться в окончательный сброд, и хоть и через постоянные ругань и холивары, но пытаться находить общий язык, преодолевая, с трудом, но преодолевая наш излюбленный "дабл-майнд", наше
придуривание, нашу веру в то, что нужно самого себя обманывать ради какого-либо очередного "благого намерения".
Сквозные же идеологемы культуры - это история и религия. Это именно то, что придаёт культуре смысл и цельность, определённую "временную завершённость" - актуализированную в современности. То, что пропитывает собой культуру, создавая общепонятный язык культурных кодов, вне которых воцаряется вавилонское столпотворение разорванных смыслов.
Историю у нас уже почти отняли. Истории у нас уже почти нет. Вернее - у нас их, "историй", слишком много, чуть ли ни у каждого своя. Осталось только забрать у нас ещё и религию, обесценив православие, превратив его в нечто постыдное и вторичное относительно "настоящих" религий, в маргинальную веру второсортных людей. Тогда - да, тогда точно всё, тогда вместо и так недоделанных наций мы получим и вовсе сброд, полную люмпенизацию общества. Ведь это Достоевского и Розанова вне контекста религии воспринимать противоестественно, а вот Круга, например - очень даже легко. Потому как в "наколи мне кольщик, купола" - купола это количество "ходок", с которыми и без православия можно обойтись. И грянет эра Сплошного Шансона. Она же - Великого Хама.
Да, с обывательской точки зрения всё это не выглядит очевидным. Очевидное - это сорта колбасы и иллюзия влияния на власть: экономика и политика. Но вне культуры ни экономика, ни политика не смогут удержать общество от превращения в сброд. А сброду - не до политики. И колбаса у сброда оказывается только у того, кто сильнее и горластее - остальные вымирают.
Та беспрецендентная кампания по дискредитации православия, которую мы наблюдаем сегодня - это практически передовая культурной войны, главной войны современности, войны уже цивилизаций, а не государств. То, что было ещё вчера осторожной и взвешенной критикой церковников, "попы сволочи" - лавинообразно обращается в восторженно-озверевшее "православные п...сы", в мэйнстрим агрессивного дикарского атеизма. Уже не просто модно быть неверующим, гораздо более того: быть верующим - стыдно. Война проигрывается на глазах, последняя, пожалуй, из войн. После которой от наций останутся лишь дымящиеся развалины, а от стран - территории.
Да, попов тяжело любить, согласен. Но разве это необходимо? Скажите, вам, среднестатистическому атеисту, образованному и рациональному - какая вам нужда вообще сталкиваться с церковью? В чём церковь вмешивается в вашу жизнь, как она давит на оплакиваемые вами власть и общество? Откуда вообще идут эти голословные утверждения?
Вот я из таких среднестатистических атеистов. Мои встречи с церковью - только на очередных похоронах, куда родственники считают необходимым позвать батюшку с отпеванием - "так положено". И что? Ну, подержал свечку, поулыбался средневековому цирку, расплатился с артистом разговорного жанра за проделанную работу - ВСЁ. Как ещё церковь вас угнетает? Как она на вас, бедняжек, давит? Где этот ужасный обскурантизм, от которого продыху нет?
Задайте себе эти вопросы - и вы поймёте, что внятного ответа у вас нет. То, что церковь пытается увеличить своё влияние в обществе - ЭТО НОРМАЛЬНО! - у них работа такая. Но вас что, кто-то насильно тянет к образам и на солеи? Вас заставляют молиться, креститься, поститься и слушать радио "Радонеж"? Задайте себе главный вопрос - откуда у вас в голове взялись эти "убеждения"? Кто вам их туда засунул и с какой целью? Вам, таким развитым и образованным, которые совершенно не поддаются пропаганде, и даже телевизор не смотрят. И что - вы правда не поддаётесь пропаганде?
Да, в современном мире роль и функция церкви - фон. Да, церковь ни в коем случае нельзя допускать во власть. Но и забивать её камнями в нору, в катакомбы, не давая церкви (и верующим тоже) высказывать своё мнение и своё видение общественной жизни - преступно не менее. Даже если эти мнения и кажутся вам дикарскими и средневековыми. Даже если верующие выказывают с вашей точки зрения полнейшее мракобесие. Где же тогда ваше знаменитое "Я не согласен ни с одним вашим словом, но готов умереть за ваше право это говорить"? Где ваша излюбленная терпимость?
Восстание масс в прошлом. Ортега-и-Гасет страшился прихода торжествующего хама, и не напрасно. Но даже он не мог предположить, что в недалёком будущем восстание масс сменится восстанием дикарей. И не тех дикарей, которые едут из средневековья в цивилизацию за лучшей жизнью, отнюдь. А дикарей образованных, интеллектуальных и высококультурных. Которые своими собственными руками рубят сук той самой культуры, на единственно-котором они и сидят - над пропастью азиатчины.