Вчера в онлайн-формате представители НИИ и ПИ Генплана Москвы, РЖД и руководитель архитектурного бюро Тимур Башкаев прокомментировали то, в каком состоянии сейчас проект Московских Центральных Диаметров (МЦД).
Click to view
Желающие могут посмотреть запись эфира, ну а если вкратце, то я тезисно накидаю основную подборку моментов из видео.
Итак, сейчас основные силы брошены на развитие первого и второго МЦД, а также строительство четвёртого. Третий диаметр находится на начальной стадии проектирования, пятый до сих пор на обсуждении трассировки. Пока МЦД-5 рисуют в виде отдельных радиусов, соединение которых пунктирно показано через пути, параллельные МЦК. Докладчики никак не пояснили такой вариант, сообщив, что пока им видится это в виде пересадки, например, на Ростокино. То есть, какой-то вариант ввода режима МЦД на радиусах, где доехать между ними можно через пересадку на МЦК. Это очень странно, но построить новые пути на МЦК для связи радиусов физически невозможно от Угрешской до Верхних Котлов, так как там трасса кольца зажата с двух сторон Третьим Транспортным Кольцом на значительном участке.
Этой картинки (смотри выше) не было на презентации, но это то, как
РЖД видит вывод дальних поездов на
строящийся вокзал в Черкизово, для чего планируется построить четвёртый путь МЦК от Шелепихи до Угрешской и электрифицировать соединительные ветви на радиальные направления железных дорог. Кстати, уже
объявлены госзакупки на электрификацию ветви №2 на Ленинградское направление (Лихоборы - Ховрино). Участок Угрешская - Автозаводская на схеме тоже нарисован четырёхпутным, что странно (читай выше). Если его как-то получится расширить, то и соединение с Павелецким направлением станет возможно, чтобы организовать на этих путях МЦД-5. Однако данное дублирование МЦК на таком протяжении выглядит сомнительным.
Второй вариант соединения радиусов МЦД-5 - это длинный тоннель под центром города, но докладчики дали косвенно понять, что этот вариант может быть реализован не при нынешнем мэре Москвы, что неудивительно, ведь и соединение Калининской и Солнцевской линии метрополитена по причине дороговизны до сих пор откладывается властями столицы. Так что, МЦД-5 уехал в планы 2025-2035 года, а до этого будут строить остальные диаметры. Другое направление развития проекта - это расширение зоны МЦД на дальние города Подмосковья. Уже сейчас можно оплачивать Тройкой свою поездку от Кубинки до Дмитрова и от Новоиерусалимской до Чехова. Позднее зона МЦД может быть расширена до Кубинки и Икши на МЦД-1 и Манихино и Чехова на МЦД-2, а на МЦД-3 она может быть от Поварово до Бронниц (вместо Крюково и Раменского), на МЦД-4 - от Бекасово до Фрязево (вместо Апрелевки и Железнодорожной), а на МЦД-5 - от Софрино до Михнево (вместо Пушкино и Домодедово).
Также рассказали о том, что было много вариантов выбора связываемых в диаметр радиальных направлений, показали критерии выбора оптимального маршрута. Здесь, честно говоря, удивили цифры, так как вопреки им была выбрана концепция №3, реализуемая сейчас, а не №2, которая и дешевле, и имела более высокие оценки привлекательности. Впрочем, было заявлено, что в дальнейшем диаметры могут поменяться своими радиусами, если к тому возникнут предпосылки.
Также немного сказали о перспективных Высокоскоростных Магистралях, их учитывают при проектировании развития железной дороги. И тут интересно, что для ВСМ-2 Москва - Нижний Новгород в качестве основного решения рассматривается конечная на Казанском вокзале. То есть, с Горьковского направления поезда после Кусково уйдут по соединительной линии на Казанское (Рязанское) направление. А для ВСМ-3 Москва - Ростов-на-Дону - Адлер конечной станет Павелецкий вокзал, а не Курский, как и у ВСМ-2. Это понятно, ведь участки Курского и Горьковского направлений вблизи Курского вокзала
будут плотно задействованы под МЦД, и встроить сюда ещё и ВСМ будет ой как непросто. Впрочем, пунктирные линии связок ВСМ через центр города обозначены на перспективу. Я описал вариант №2 следующей схемы:
В варианте №1 связка ВСМ-1 Москва - Санкт-Петербург и ВСМ-3 будет через 3 и 4 пути МЦК, о которых уже говорилось выше. Это противоречит МЦД-5 с малыми интервалами на тех же путях. Кроме того, соединение ВСМ-1 и ВСМ-2 идёт здесь не через центр, а по Митьковской соединительной линии. Вариант №3 похож на №2, но в нём ВСМ-1 и ВСМ-3 опять связаны через центр. Ну а вариант №4 это старое предложение, где всё идёт через центр.
Выше на схеме нарисован якобы вариант №2, но в варианте №2 соединение ВСМ-1 и ВСМ-3 выполняется через Курский вокзал. Здесь же розовым цветом показаны пути связки ВСМ-1 с ВСМ-3 и ВСМ-2 через Митьковскую линию. С другой стороны, эта схема полезна также прояснением
Рижского узла, где уже проходит МЦД-1, а также пройдут МЦД-4 и МЦД-3. Здесь видно, что станция Николаевка будет полностью перелопачена, возможно также, ликвидирована, и возникнет большой транспортный хаб, как для пересадки между МЦД, что и так планировалось, так и для пересадки между всеми ВСМ. Из интересных деталей - отсутствие третьей платформы для дальних поездов на строящейся
Марьиной Роще. Хотя, это могла быть и неточность.
В заключение можно отметить ещё один продемонстрированный проект. Это «вилка» на Курском направлении к станции Кресты на Большом Кольце. Как продление Коммунарской линии московского метро до Троицка, это решение призвано обеспечить скоростным транспортом присоединённые территории к Москве. Было отмечено, что данное предложение связано с проблемами по выкупу земель для железной дороги. В пояснении картинки вообще написано, что это якобы продление проектируемой Бирюлёвской линии метрополитена. Очевидно, имеется в виду пересадка где-то в Щербинке. Больше ничего особо интересного для меня на конференции не было. Жаль, не получилось задать вопросы, но я примерно представляю себе, какие обтекаемые ответы получил бы на них. Например, про связку МЦД-5 через Симоновскую линию или про «вилки» на МЦД в Балашиху, Шереметьево, Домодедово и Усово. Впрочем, было обещано, что это не последнее мероприятие в таком формате.