Давайте посмотрим, как менялись (или не менялись) проекты реконструкции конечных станций четвёртого Московского Центрального Диаметра (далее - МЦД). Первую вот-вот должны полностью открыть, а на второй скоро начнут строительные работы.
Апрелевка
До появления проекта МЦД на станции Апрелевка планировалось построить новую южную островную платформу, отремонтировать одну из действующих, а также построить подземный вестибюль у западных торцов платформ.
В 2018-м году появились схемы переустройства путевого развития Киевского направления Московской железной дороги в рамках строительство 3-го и 4-го главных путей от Киевского вокзала (вернее, от станции Москва-Товарная) до Апрелевки. На обеих схемах, фрагменты которых приведены выше и ниже на Апрелевке было запланировано уже четыре платформы: три островных, одна береговая. Но сначала предлагался подземный вестибюль с сходами в центре платформ, а потом его заменили надземным конкорсом.
Из появившейся позднее в сети презентации компании-проектировщика ООО «Стройпроект» стали доступны рендеры и схемы первого варианта конкорса (некоторые из них «всплывали» в 2019-м году, а сама презентация в 2020-м).
Выше и ниже виды с запада на восток. Конкорс имеет два выхода: северный к Первомайской улице и южный - к Августовской. Последний также должен был служить входом на перспективную береговую платформу.
Северный выход изначально должен был быть параллелен платформам и симметричен южному выходу. Вот он на рендерах:
К работе над конкорсом на раннем этапе приложил руку Сергей Прохоров из RAF ART. Виды на западные торцы платформ:
Дизайн конкорса, в целом, похож на реализованный на соседней платформе Победа на Киевском направлении Московской железной дороги.
Вид на южный выход конкорса:
Давайте посмотрим на схемы конкорса в первой версии проекта.
Вот планы первого и второго этажей соответственно:
По конкорсу будет возможен бесплатный переход из одной части города в другую, но где установят турникеты, на схемах не показано. Исправим этот недочёт - их уже поставили на втором этаже между осями 10 и 11. Ещё один любопытный момент - наличие всего одного эскалатора на северном выходе, что вызывает вопросы. И нет, во второй версии это не изменили.
В 2021-м году в
одном из сюжетов телеканала «Москва-24» показали рендер внутреннего оформления конкорса. На заднем плане видна стеклянная стена по оси 8 на втором этаже, смысл которой не очень понятен. Разве что, деление помещения на разные зоны для безопасности. У стены по центру кадра видна будка 1.47 или 1.48 - это пост охраны. Кому-то оформление может показаться скучноватым, особенно на фоне её «соседки» Победы, но точно такое же и у недавно открытого конкорса на Внуково. Похоже, что удешевление проектов реконструкции коснулось и интерьеров.
А теперь давайте сравним изменения, которые произошли во второй версии проекта реконструкции Апрелевки. Очевидцы строительства заметили одно из них сразу - северный выход теперь стал перпендикулярен платформам:
Однако павильон лифтовой шахты остался на месте, повернули только сход, в котором размещаются один эскалатор и лестница. Вероятно, это изменение связано с экономией на выносе коммуникаций, которые оказались на месте, которое было выбрано под сход изначально. Вторая версия проекта, которая приведена выше, также не включает южную береговую платформу. Видимо, её отложили на перспективу. Кстати, показанная схема появилась в
заявке на сайте zakupki.gov.ru под № 8010/ЗКТОЭ-АО «РЖДстрой»/2021 на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ на объекте: «Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Апрелевка-Железнодорожная (МЦД-4 «Апрелевка-Железнодорожная»). На штампе схемы стоит 20-е мая 2021 года и авторство «Гипротранспуть». М-да, как-то здесь всё запутано по срокам и подрядчикам (строить новый вариант начали ещё в 2020-м году).
Click to view
Станцию реконструировали постепенно, открывая по одной новой платформе вместо закрывающихся на переделку старых. Но в
сентябре (на официальном сайте Московской железной дороги
заявлен 3-й квартал 2021 года) должны, наконец, открыть конкорс, после чего завершат работы на участках платформ, которые были невозможны из-за временного пешеходного моста.
Click to view
Далее кадры из видео от начала сентября 2021-го года с YouTube-канала «AnVik Korzh»:
Железнодорожная
6-го апреля 2021 года был опубликован
пост в группе «Из окна электрички Горьковского направления» социальной сети «ВКонтакте», где впервые мы могли увидеть рендеры проекта реконструкции второй конечной МЦД4 - станции Железнодрожная. В том же месяце на станции были
замечены сотрудники ООО «Желдорпроект», а позднее появилась документация, в которой авторами проекта указано знакомое нам ООО «Проинжиниринг».
На рендерах перед нами предстали четыре островные платформы вместо 4-х островных и одной береговой, имеющихся на станции, и надземный конкорс с северным выходом к Лесопарковой улице и южным к Советской, Октябрьской и Пролетарской. Южный выход получил довольно внушительное здание. Его мы видим на большей части рендеров рядом с торговым центром «Юнион».
В уже упоминавшейся
заявке на сайте zakupki.gov.ru под № 8010/ЗКТОЭ-АО «РЖДстрой»/2021, появившейся 30-го августа 2021 года, можно обнаружить различные схемы реконструкция станции.
Итак, начнём мы со схемы, датированной 9-м августа 2021 года, где показана временная деревянная платформа №5, которая, кажется, уже построена. На схеме авторство «Гипротранспуть».
Следующая схема (смотри выше) авторства ООО «Проинжиниринг» от 20-го ноября 2020 года. Здесь можно рассмотреть временный пешеходный мост, который будет размещён восточнее существующего пешеходного моста. На юге сход расположится за торговым центром «Юнион» (Советская улица, д.5), а на севере - у действующего кассово-турникетного павильона. После того, как построят этот временный мост, примутся за новую островную платформу №2, которую построят на месте существующей островной платформы №2. А также построят часть конкорса (скорее всего, не откроют, как и в Апрелевке).
Далее, согласно календарному плану производства работ, построят островную платформу №1 на месте береговой платформы №1. Следующими на очереди будут островные платформы №3 и №4 на месте временной платформы №5 и на месте действующей островной платформы №3. Действующая платформа №4 подлежит ликвидации без какой-либо компенсации. Также
снесут здание старого вокзала в модернистском стиле (Привокзальная площадь, д.1), чтобы на его месте построить здание южного выхода конкорса.
Выше приводится план второго этажа конкорса, датированный 11-м декабря 2020 года. На северном выходе к Лесопарковой улице будет установлен всего один эскалатор, а общее их число составляет 13 штук, а не 15, как следует из
заявления Михаила Глазкова, начальника Московской железной дороги. То есть, либо в проект уже внесли какие-то изменения, либо он ошибся числом.
Ещё одна схема выше иллюстрирует план зданий на первых этажах. Также обратите внимание, что к МЦД-4 будут относиться четыре южных главных пути станции. На четырёх северных главных путях (к сожалению, номера пока я не знаю, на схемах их нет) будут останавливать дальние поезда Горьковского направления Московской железной дороги. А ещё севернее, примерно где сейчас находится действующая островная платформа №4, пройдут главные пути второй Высокоскоростной железнодорожной магистрали (Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург), далее - ВСМ-2.
Добавлю также развёртку южной и северной стороны конкорса (выше) и восточной и западной (ниже).
Как видно из последней картинки, пространство под переходом конкорса к северному выходу на предусматривает задела для схода на перспективную платформу ВСМ-2, там запланировано только три главных пути вплотную друг к другу. Видимо, такая остановка здесь не планируется, либо она будет размещена отдельно, как на Крюково.
Из календарного графика следует, что все работы должны быть завершены за два года и четыре месяца. Таким образом, если к строительству приступят в начале 2022-го года, то завершат только в начале 2024-го, что согласуется с новыми сроками ввода МЦД-4.
Спасибо за внимание! Пишите комментарии и подписывайтесь на мой блог.