Scroll down for English.
Амстердам постоянно в движении. Мне стоило только выйти из центрального вокзала с чемоданом на колесах, как на меня чуть не наехал трамвай. Я быстро сообразила, что здесь, главное - не останавливаться. Если я не двигаюсь, значит кому-то другому мешаю двигаться. В Амстердаме нужно либо плавно двигаться с потоками людей и транспортных средств, либо отойти в сторонку и присесть у столика притротуарной кафешки, где можно спокойно и безопасно наблюдать за всем бурным движением.
Amsterdam is continuously in motion. I had only to step out of the central train station with my suitcase on wheels, when I was nearly run over by a tram. I quickly realized that the most important thing here is to keep moving. If I am not moving, then I am impeding someone else’s movement. In Amsterdam you need either to join the flow of people and transportation, or get out of the way and sit down at a table at a sidewalk café, from where you can calmly and safely watch the frenzy.
Двигающиеся во все стороны потоки пешеходов, велосипедистов, машин и трамваев, а по каналам - лодочного транспорта, могут показаться хаотичными неопытному глазу, но на самом деле все четко организовано. Это можно понять, только войдя в один из потоков. Когда я на два дня взяла велосипед (15 евро за первый день, а за второй день 8) и начала на нем ездить по городу, все стало понятно и логично. По середине улиц ездят трамваи, там же иногда ездят такси и другие машины со специальными разрешениями. Следующий ряд для машин. Потом совершенно отдельная дорожка для велосипедов и мопедов, причем она часто отделена от проезжей части не только покрашенными линиями, но и физическими барьерами. По краям улиц по широким тротуарам идут пешеходы. На каждом перекрестке три разных светофора: для машин, велосипедов и пешеходов.
Велосипед - самый популярный вид транспорта здесь, несмотря на то, что довольно часто идут дожди. Весь Амстердам забит велосипедами. Они припаркованы и прикованы в несколько рядов к каждому столбу, забору и специально отведенному для этого месту. Стоит только задержаться на красном свете на перекрестке, и мигом накапливаются десятки велосипедистов. Велосипеды очень разнообразные: маленькие; большие; с корзинами спереди; с корзинами сзади; с багажником, похожим на тачку, куда свободно вместятся двое детей, которая еще и сверху накрывается пластиковой крышей от дождя. Я наблюдала, как опытная велосипедистка ехала на велосипеде с зонтиком - одной рукой держала зонт, а другой управляла велосипед. На следующий день я несколько раз попала под ливень и также раскрывала зонт и, рискуя жизнь, осталась совершенно сухой при езде на велосипеде! Еще здесь люди часто ездят на велосипедах вдвоем - один сидит как обычно и рулит, а второй сидит сзади на маленьком багажнике, причем ноги на одну сторону. Я пробовала - это жутко неудобно, и не лишено риска для жизни. Но местные носятся на большой скорости именно так, да и еще с пакетами и коробками.
Зеленые уголки знаменитого Вонделпарка лучше всего посетить на велосипеде.
В одном удаленном углу я нашла резерват для белых аистов, причем за высоким забором было видно вдали гнездо с аистом, сидящим на яйцах. Голландцы, по всей видимости, также любят аистов: символика птицы встречается везде.
Я немного задержалась у закрытых ворот аистинного резервата, и стало грустно, что в Чухраях в этом году еще не поселились аисты (Игорь говорит, что это я накаркала, преждевременно рассказав об аистах в своем блоге
здесь). Мне, наверное, надо было их немного отгородить от общества, как это сделали голландцы.
Еще я съездила на велосипеде на остров Явы на севере города. Остров, как мне казалось, образец зеленого поселения будущего: велосипедные дороги из города проходят по всему острову прямо свозь уютные и удобные дворы жилых комплексов, где у каждого входа размещены грядки, а между ними стелятся газоны и возвышаются детские площадки. Машин вообще здесь нет. А зачем? Все доступно на велосипеде. Но если вдруг нужно подъехать к дому (например, чтобы доставить холодильник или увезти больного на скорой помощи), то одна автомобильная дорога проходит по краю острова с другой стороны домов.
В Амстердаме также приятно пешком гулять по улицам и каналам. Красиво оформленные витрины магазинов или частных квартир - словно прогулочная галерея. Часто встречались и «живые витрины» (я не о тех, которые на улице красных фонарей), на которых разместились и кошки, кролики или цветы.
«Плавучие дома» на каналах тоже очень интересны: некоторые плавучие дома даже обставлены растениями и цветами в горшках.
В городе Амстердам приятно смотреть не только на архитектуру домов и дизайн витрин, но и на людей. Хотя это интернациональный город, голландцев довольно много, причем их сразу видно: они высокие, красивые, статные, на вид интеллигентные. Красивый народ.
Еще мне понравился музей Винсента Ван Гога, хотя там было очень много народа. В нем находится самая крупная в мире коллекция картин художника. Я взяла аудиозапись, чтобы меньше обращать внимание на толпы людей, и с большим интересом слушала рассказы о его жизни и работе. Он так много нарисовал за всего 10 лет своей карьеры художника! А в 1889-90, в последний год его жизни, когда он жил в психдоме, он начал совсем по новому рисовать и именно тогда создал, на мой взгляд и вкус, свои лучше произведения. Эх, жаль! Сколько же в нем еще осталось ненарисованных шедевров.
В музее не разрешали фотографировать, но в Интернете я нашла две из моих любимых картин из коллекции музея, и обе были созданы в последний год жизни художника. Рядом с музеем Ван Гога расположен ботанический сад, где можно спокойно погулять и посмотреть растительные сообщества из разных природных зон мира.
Цветочный рынок и всякие другие блошиные рынки тоже очень оживленны и интересны.
Сначала я очень испугалась, когда увидела что в этой коробке продают!
Также по вашим рекомендациям я съездила в городок Дельфт, в часе езды на поезде от Амстердама. В маленьком городке красивая центральная площадь, интересные старинные дома. Там еще мне очень понравился фарфоровый завод Royal Delft, где мастера делают керамику с синей росписью на белом фоне типа Гжели.
Оказывается, что в Голландии начали использовать бело-синюю гамму росписи на керамических изделиях за 100 лет до того, как это начали делать в России. Я привезла домой две кружки из Дельфта, и они прекрасно сочетаются с моим сервизом из Гжельского фарфора (на фото: снаружи кружки Гжели, а в середине Дельфта)
На заводе я с удовольствием слушала аудиозапись об истории этой посуды и о том, как ее делает, можно было и наблюдать за мастерами. Вообще надо сказать, что все музеи, которые я посетила, имели современное оборудование и технику, и аудиоэкскурсии с наушниками часто были бесплатные и очень интересные.
В Амстердаме еще можно хорошо поесть и отведать кухню различных мировых культур. Мы с друзьями пробовали балийскую, испанскую, аргентинскую, вегетарианскую, австралийскую и другие кухни. Все было очень вкусно и недорого. А самое главное, что за неделю ни одну тарелку не мыла!
После пяти дней в постоянном движении - поезда, самолеты, машины и велосипеды - я вернулась домой в деревню. Первое, что мне захотелось сделать было взять велосипед сына и прокатиться в лес с собакой Никой, что я и сделала. Когда ветер дул мне в лицо, и в сосновом лесу я услышала зов кукушки и пенье птиц, я поняла, как я соскучилась по здешним местам, по звукам природы, по траве и деревьям, по элементарному кислороду. После велосипедной прогулки дома спекла детям пиццу по любимому
рецепту , а себе приготовила спаржу с грядки. В чухраевском Амстердаме тоже неплохо.
Далее то же самое на английском
Amsterdam
Amsterdam is continuously in motion. I had just stepped out of the central train station with my suitcase on wheels, when I was nearly run over by a tram. I quickly realized that the most important thing here is to keep moving. If I am not moving, then I am impeding someone else’s movement. In Amsterdam you need either to join the flow of people and transportation, or get out of the way and sit down at a table at a sidewalk café, from where you can calmly and safely watch the frenzy. To the untrained eye, the many streams of pedestrians, cyclists, cars, trams, and - along the canals - boat traffic moving in every direction may seem chaotic at first, but actually everything is very efficiently organized. You only get this, however, when you join one of the streams. When I rented a bike for two days (15 euros the first day and 8 euros the second day) and began to ride around the city, everything became clear and logical. The trams run down the center of the streets, along with the occasional taxi or other cars with special permits. The next lane is for cars. Then there is an entirely separate roadway for bicycles and mopeds, which is often separated from the road not only by painted lines, but also by physical barriers. Pedestrians walk on wide sidewalks along the sides of the street. Three stoplights direct traffic at every intersection: one for cars, one for cyclists, and one for pedestrians.
The bicycle is the most popular form of transportation here, even though it rains quite a lot. Amsterdam is overflowing with bicycles. Bicycles are parked and locked several rows thick next to every post, fence, and bike stand. You only need to pause at a red light at an intersection for a moment for dozens of cyclists accumulate, waiting to cross. People have all different kinds of bicycles: big ones; small ones; ones with baskets in the front; ones with baskets in the back; bicycles with wheelbarrow-like appendages, where two children fit comfortably, and which also can be covered with a plastic roof from the rain. I saw an experienced cyclist riding with an umbrella - one hand held the umbrella, while the other steered the bicycle. The next day I got caught several times in a downpour and similarly opened my umbrella and, risking my life, remained completely dry while riding a bicycle! Also here people often ride double on bicycles - one sits as usual and steers the bicycle, while the passenger sits sidesaddle on a rack over the back wheel. I tried it - it was horribly uncomfortable and not without risk to one’s life. But the locals ride around at top speed just so, balancing bags and packages to boot.
The green expanses of the famous Vondelpark are best explored on bicycle. In one remote corner I found a white stork reserve. Beyond the high fence in the distance I could see a stork sitting on a nest. The Dutch, it appears, also like storks: symbols of the bird are visible all around. I paused at the locked gates of the stork reserve, saddened that the storks hadn’t occupied our nest yet in Chukhrai this year (Igor says that I jinxed them by writing about the storks too early in my blog
here). I probably should have protected them a bit from society, like the Dutch.
I also rode my bike to Java Island in the northern part of the city. The island is an example of a community of the future: bicycle paths from the city run throughout the island right through cozy and convenient commons of housing complexes, where garden beds line every entrance, and green lawns extend out to playgrounds in the center. There were absolutely no cars here. Why would there be? Everything is accessible by bicycle. But if for some reason you need to drive (for example, to deliver a refrigerator or pick up a sick person in an ambulance), then there is a street for cars along the edge of the island on the other side of the houses.
It is also nice to just stroll along the streets and canals of Amsterdam. The beautifully decorated storefronts and apartment window displays are like a walkable art gallery. I often saw “live” window displays (and I am not talking about the ones in the Red Light District), in which cats, bunnies, or plants were on show. The houseboats on the canals are also quite interesting: some of the houseboats are even landscaped with plants and flowers in pots. In the city of Amsterdam it is fun not only to look at the architecture and window designs, but at people as well. Although this is an international city, there are plenty of Dutch, and you can spot them immediately: they are tall, beautiful, stately, and intelligent-looking. The Dutch are a good-looking people.
I also enjoyed the Vincent Van Gogh Museum, although it was swamped with people. The museum has the largest collection of the artist’s paintings in the world. I listened to the audiotour, which helped me to ignore the crowds of people, and with great interest heard stories about his life and work. Van Gogh drew so much in only 10 years of his career as an artist! In 1889-1890, the last year of his life, when he lived in a psychiatric ward, he began to paint in a new light and it was then that he created, in my opinion, his finest works. What a pity! How many unpainted masterpieces still remained in him.
No photography was allowed in the museum, but I found on the Internet two of my favorite paintings from the museum’s collection, both painted in the last year of his life. The botanical gardens are next door to the Van Gogh Museum, where it is nice to walk around and see plant communities from different parts of the world.
The flower market and other flea markets are very lively and interesting. I was startled to see what they were selling in this box.
At your recommendation I also went to the town of Delft, an hour train ride from Amsterdam. The small town has a nice central square and interesting old buildings. There, I very much enjoyed the Royal Delft ceramic factory, where artists make ceramic dishware using a blue design on a white background, similar to Gzhel in Russia. It turns out that the Dutch started using the blue and white design on ceramics 100 years before artists started to use it in Russia. I brought home two mugs from Delft, and they match my tea set from Gzhel. At the Delft Factory I listened to the audiotour with great pleasure and learned about the history of the ceramics and how it is made. I should note that, in general, all the museums I visited had modern equipment and technology, and the audiotours were often free and very interesting.
In Amsterdam you can also eat well and try different cuisines from around the world. My friends and I tried Balinese, Spanish, Argentinian, vegetarian, Australian, and other cuisine. Everything was very good and inexpensive. And most importantly, I didn’t wash a single dish the entire week!
After five days of continuous motion - trains, planes, automobiles, and bicycles - I returned home to my village. The first thing I wanted to do was take my son’s bicycle and go for a ride in the woods with my dog Nika, which is exactly what I did. When the wind blew in my face, and in the pine forest I heard the call of the cuckoo and the singing of birds, I realized how much I had missed this place, the sounds of nature, the grass and the trees, and basic oxygen. After my bike ride, at home I baked a pizza for the kids using my favorite
recipe. Amsterdam Chukhrai-style isn’t too bad either.