Фото Марии Мешковой
«Онегин» Кранко - самый нелепый и самый чудесный балет прошлого сезона. Большие актеры Диана и Марселло из нелепой истории с пошловатой разработкой сотворили чудо. Но тот состав - похоже, одноразовый, вздыхаю о Цискаридзе - не сбывшемся Онегине, о Гуданове - не Ленском, а Онегине (скорей всего, не сбудется), и демонично-депрессивном плохише Полунине, как об Онегине потенциальном (может быть, сбудется?).
Но т.к. это все (почти) несбыточные мечты, я купилась на дебют в Онегине Дениса Родькина (страшный-престрашный фонд, видать, все же одобрил юное дарование). Этого юношу я отличаю за харизму, актерский потенциал и неожиданность.
Субботнее утро меня не смутило, наоборот, утром в выходной дачного сезона попасть в театр куда проще, да и «Онегин» - не такое название в балете, на которое массово слетаются зрители.
Не только Онегин был новым, но произошла и полная смена центральной четверки. Виноградова - Ольга, Беляков - Ленский, и - самое странное - дебют Горячевой в Татьяне. Татьяна была самым странным звеном этого многодебютного спектакля. Слишком уж большим был возрастной контраст между героиней бальзаковского возраста и юным Онегиным, я тут же вспомнила дебют в Жизели Полунина, которого вводила Ледовская.
Я люблю Горячеву, она вполне уместная Татьяна, достоверная по психофизике, но возрастной контраст сделал недостоверной саму историю. Слишком старая для девочки, слишком некрасивая и неаристократичная для светской львицы. Если бы с ней рядом был Волчков или Скворцов!
Мне эта Татьяна была неинтересной, без острых углов, она, правда, не изображала деревенскую дурочку, как Алисия Аматриан, но и не смогла компенсировать в городе это светским лоском как Алисия Аматриан.
Единственное, что мне показалось интересным у Горячевой, это история маленькой женщины. Маленьких обижать грех. Маленькая - это беззащитность и трогательность. Горячева была трогательной. И еще легкой партнершей, что для такого головоломного по дуэтам балета как Онегин и с учетом молодости и небольшого партнерского опыта ее Онегина дополнительный бонус.
Дуэты в общем удались.
Для Дениса Онегин - трудная роль. Он слишком молод для нее. И физически - он просто источал молодость, и психически. Демона не вышло, а у Кранко Онегин -демон. Вплоть до финального дуэта я думала, почему не Ленский? Ленский на Дениса лег бы идеально. Денис - артист, который себя сейчас пробует не только в разных ролях, но и в разных амплуа: Спартак - чистая героика, чистая классика - Зигфрид, французская классика - Таор, Курбский - тоже почти героика, с заходом в характерность, чистая характерность - Эспада, почти характерность - Гастон в «Даме», еще и Хозе в «Кармен-сюите», который вообще ни в какие ворота))) Будущее Родькина мне на сегодня не совсем ясно. Еще не понятно, что точно «его», что будет его коньком. Сейчас период проб. К чему это я? К тому, что может быть, он - лирик, у него есть эта чистая и светлая лирическая струна, и надо было танцевать не Онегина, а Ленского, которому сильно не повезло у Кранко и в Москве особенно? Заглавная роль, конечно, престижней.
Разочарование этого молодого Онегина (напомню, что в романе ему 26 лет, а Родькину на три года меньше, в этом возрасте это большой срок, у Кранко он еще старше, а в конце балета и вовсе сед) отдавало некоторой искусственностью, казалось напускным, мальчик был юн, свеж, а не многоопытен и не потрепан светом, больше изображает усталого от жизни человека, чем реально устал и разочаровался, является фатом, но не является им.
Первый дуэт (с зеркалом) мне ничем не запомнился, разве только тем, что у других было лучше.
Но на именинах он действительно сильно разозлился, и интриги плел вполне достоверно (скажу в оправдание Онегина, что его провокативное поведение на балу спровоцировала Татьяна, которая все время «пристает» к Онегину, публично демонстрируя свои чувства). Замечу также, в оправдание Татьяны как пушкинского персонажа, такое поведение абсолютно противоречит ее характеру, это все выдумки Кранко.
Но разозлился-то Онегин Родькина и набедокурил, как мальчишка. И раскаянье его после убийства было очень человечным. Первый раз именно в сцене дуэта я увидела не молодого артиста Родькина, а потрясенного содеянным Онегина.
А потом опять разочарование - метание Онегина на балу во время дуэта четы Греминых. Помню ощущение побитой собаки у Гомеса, когда сердце зашлось от сочувствия к нему («Я так ошибся и так наказан»). У Родькина были метания опять таки несколько искусственные и «многословные», эту сцену еще надо достраивать и проживать.
И, наконец наступила финальная сцена, которая все искупила. Финальный дуэт оправдывает долголетие этого балета, и в этот день и в этом исполнении стала искуплением этого балета лично для меня. Прочь пошлость и мелкие интрижки! Они расступились перед лавиной чувств. Только в финальном дуэте произошло превращение потенциального Ленского в Онегина, в несчастной части его биографии - отчаянно, смертельно влюбленного, не мальчика, но мужа, тут оказалась востребованной сексапильность, одна из черт (редких для танцовщиков академического жанра) таланта Родькина и многоопытность Горячевой. Дуэт был исполнен захватывающе, без видимой технологии, на долгом дыхании, артисты забыли «играть», каждый вспомнил, как это бывает, когда так горько и сладко, когда не можешь быть вдвоем, но когда вдвоем - высшее счастье, и транслировали залу страсть и отчаянье. Еще и музыка Чайковского… в общем это был тройной удар - Чайковский, Родькин и Горячева (и немножко драмодел Кранко).
Не знаю, сколько еще будут исполнять этого Онегина в Большом, возможно, Родькин может подрасти, добрать, эта роль все-таки для опытного артиста и изощренного актерского инструментария, могут еще Онегина и снять, пока он подрастет, сейчас это быстро делается. А может быть, Родькину попробовать Ленского, он светлый мальчик, скорей всего, Онегин - это не его?
Тем более что Ленскому не везет, мало того, что из романтика Ленского балетмейстер сделал истерика, но и исполнители как-то все не в масть. Даже буквально - все шатены и блондины. Фактурно - идеальный Ленский есть в Большом, это Скворцов, но ему уже не по возрасту. Гуданова я не видела, но это как-то слишком банально - Гуданов - Ленский (и возраст уже тоже не тот, не достоверный). Беляков вообще странный артист, вроде бы совсем (еще?) не артист, а танцовщик, причем академический танцовщик, т.е. движения выполняет - прыгает, крутится, иногда очень неплохо, даже что-то выполняет по роли, но это не игра и большей частью не танец. Почему-то его везде ставят на главные роли, продвигают. Пока я вижу только два основания - фактуру (рост высоки и ноги очень красивой формы) и хорошую выучку. Но артистизма - околонуля.
Попутно хочу сказать о гриме. Очень неудачные прически у обоих главных мужских персонажей. У Родькина не совсем онегинская прическа - вот у Холберга явный онегинский кок, у Родькина какие-то кудри обрамляют все лицо, при этом кок микшируется кудрями по бокам, а онегинский стиль прически - кок и баки, а кудри - это Ленский. Наоборот, у Белякова - короткие и прилизанные волосы, прическа - волосок к волоску- именно так я себе представляю прическу Чичикова, романтичностью поэта при такой организованной прилизанности и не пахнет. Образ Ленского хрестоматиен - кудри черные до плеч в России никто не отменял, даже Кранко, если уж не до плеч, то уж точно не короткие и прилизанные волосы, хотя бы как-то в роматическом стиле кудри растрепать, чтобы вышел не Чичиков, а Ленский.
Возвращаясь к Белякову, хочу похвалить преддуэльное соло - тут звезды сошлись, и Беляков выдал очень приличное соло (даже затанцевал, даже с чувством, что я вижу у него вообще первый раз). Так что (наверное) небезнадежен. Но его безучастность (по большому счету) и фактура больше личит Онегину, чем Ленскому. Хотя не знаю, что ему личит, пока для меня это загадочная фигура.
Виноградова-Ольга абсолютно на месте, легкомысленная дурочка - в стиле Тихомировой. Со вздохом вспоминаю Кретову, на нее было интересно смотреть, отнюдь не дурочка, а девушка с характером и своенравием. Однако виноградовский полетный прыжок был весьма эффектным в двух прыжковых диагоналях.
Все вместе было если не вдохновляющим, то, как минимум, любопытным, не обращайте внимания на то, что я в основном все раскритиковала, если бы было плохо, я бы просто не написала.
Определенно, артисты Большого оказали честь Кранко. Даже молодые и незрелые.