Если я не пишу об опере, то это не означает, что я на нее не хожу. На драму я действительно уже не хожу, к большому сожалению, отстала, только "Сцены из супружеской жизни" посетила по осени в рамках Нета, сама мать-основательница Давыдова с нашей группой по кругу ходила (спектакль был с переходами из помещения в помещение, из одной стадии супружеской и постсупружеской жизни в другую. Я попала в самую правильную группу, когда была первая, позитивная часть супружества По впечатлением от этого спекатакля до сих пор, так что редко, но метко.
Вернемся, однако , к опере, на которую я все-таки хожу. Чуть меньше, чем балет. Но не пишу. Сейчас напишу дайджестно. Дайте вспомнить ...
Дон Карлос в Большом, в целом очень понравился. В принципе ничего такого особенного в этом Доне не было, не считая разве Белосельского - у которого Филипп - грандиозная работа, верю ему. Причем я не восторге от его тембра и какой-то тяжеловесной, солидной манеры звукоизвлечения, как будто камни наползают на другие камни, впрочем, именно к этой партии его манера пения идет (а вот к Годунову или Тореадору из Кармен - перечисляю только то, что видела, не идет), но он завораживает, Филипп у Белосельского - харизматический персонаж, я вам скажу. И это надо видеть, или как говорит Ренанский и прочая прозападно ориентированная тусовка, "маст си".
Филипп 2 состава (Шивек) был приличный, но никакого сравнения с Дмитрием не выдерживал, зато Нечаева - Елизавета из того же второго состава по совокупности (понимание роли, фактура, проживание на сцене, сценическое разнообразие) была сильно лучше Елизаветы. Джиоева - это богатый и красивейший голос, но нельзя же постоянно заниматься вокализами и промяукивать текст, и быть такой унылой от первой сцены до последней. Для меня Нечаева во 2 составе стала настоящей героиней этой истории, как Филипп-Белосельский - героем в первом составе. Родриго - Головатенко поразил вокалом, но сценически как-то не вышло, может быть, режиссер не помог. Ходульный персонаж, но пел безупречно. Джиоева с Гелегиной пели в унисон, очень похожи голоса, но на сегодня, конечно, у Джиоевой побогаче и посвежей. Мария Агасована мне понравилась, не смотря на то, что партия не совсем ее, низковата она для нее и колоратура для нее тяжелая, но она большая актриса, и там где не дотянула нотами, дотягивала характером.
Карлосы мне оба ее понравились, хотя Карлос первого состава (Шивек)о был как минимум профессионалом, а второго (Сандоваль) - позором даже для московской сцены, не верю, что таких нельзя найти у нас, а не из Мексики тащить.
И самый большой провал второго состава - Эболи - Бочарова, за гранью добра и зла, мы с Амидалой просто потешались весь спектакль над ней. Второй состав за исключением Нечаевой, которая доставила, и Филиппа, который в принципе был на месте, был мягко говоря, слабым, а Эболи просто провальной.
Режиссура мне скорей понравилась, вернее, тут атмосферный эффект сыграл, те. сценографическая режиссура скорей была, в общем, я пойду еще, если будет Белосельский, привлекательность этого персонажа и артиста настолько велика, что остальных я могу закрыть глаза и уши.
Однако из зимы махнем сразу в разгар весны, на прмеьеру Аиды в Стасик. У меня она прошла с большим трудом и с очень небольшим выходом эстетическим. Очень скучная постановка, я еле высидела. Думаю, что я ее точно не вспомню как "Дон Карлоса" через 4 месяца. Сценография во многом сыграла за режиссера, а у него звучное имя, тем не менее, она проиграла многим постановкам того же Стаса, уж точно Лючии от отечественных производителей.Не понимаю премьерных цен на билеты - у режиссера конечно мировое имя, но певцы-то и Коробов нашенские. Музыкальная сторона оставляет желать лучшего. Смотрела первый состав. Качество обеспечил только обладатели мужский голосов, с этим в Стасе сейчас получше, чем в Большом, например. Нечаева, та самая - Елизавета из Дон Карлоса - в постановке вполне приемлема, фактурно вписалась, костюмы, экзотическая внешность, фигурка, то да се, и технически потянула, но голос бедноватый, увы. Мавлянову Радамесу партия была тяжела - крепкий и полетный верх в сочетании с очень тусклым центральным диапазоном, актерски зауряден. История Радамеса и Аиды не прозвучала режиссерски и актерски, главным персонажем этой истории была выбрана Амнерис, а Амнерис мне досталась, черт, мне не хватает прилчиных слов, чтобы как-то отозваться о об этой Амнерис, в общем Амнерис первого состава была Андреева, которая ни разу не сопрано, поет все, как будто одну ноту тянет, голос имеет неприятный, играет топорно и иллюстративно, разве что внешне привлекательна, видимо, феерической карьеры в Стасе, видимо из ЛПРов этого театра положил глаз на эту Андреееву.Других рациональных объяснений у меня нет. Будете еще Андрееву в первые составы ставить, буду принципиально ходить на вторые.
В общем тесная, душная, давящая атмосфера Аиды, созданная в основном сценографом, мне показалась совершенно уместной и концептуальной, но история не вызвала ни малейшего шевелия души, мне в этом спектакле было никого не жалко. К тому же длиннейшую оперу свели к двум актам, это вполне понятно, рассчитано на психологию современного зрителя, который так и норовит улизнуть, если антракта будет больше одного, но Аида мне далась тяжело. И пусть она меня больше не ждет.Если не будет каких-то интересных для меня составов, например, Петрожицкой в партии Аиды. Но если Петрожицкая будет опять идти в комплекте с Андреевой, то вообще никогда не пойду.
Так, из Стасика не уходим надолго, и возвращаемся на апрельский фестиваль звезд. Всю балетную часть я пропустила, но Корчака в Вертер. Визит в Москву бывшего московского певца, а ныне все больше пезарского и венского, Дмитрия Корчака заставил меня ехать в субботу с дачи, что является на нынешнем этапе для меня подвигом. Я не жалею, хотя часть спектакля я проспала. Корчак "сделал" всех, показав, что такое настоящий профессиональный вокал, и то, чего мы большей частью лишены в Москве. Но местами мне казалось, он покрикивал. Не люблю я этого, особо не прониклась им и по части образа, в обшем, оценить вокальные совершенства Дмитрия я смогла, но историей не увлеклась, актерски меня он не поразил. Выходные у них видимо на оперы, даже с участием мировых звезд, проблемы с заполняемостью, так что мы сходили бесплатно. Сильно мне испортила общее впечатление, угадайте с трех раз, да я в вас не сомневалась, это, опять неизбежная Андреева, ну, не позорился бы театр, выставляя рядом с певцом с мировой известностью эту....ммммм... андрееву. Помню, что Шарлотту пела Максимова, где Максимова, есть еще очень приличная мецца Вяткина.....И в Стасе есть хорошие певицы, а эта зуделка просто невозможная.
Хотя от Андреевой для моей памяти есть определенный толк, написала о ней, и вспомнила, что забыла другую премьеру Стасика, которая была еще по осени - Тангейзера.
Ну, это вам не Феликс понимаете ли Коробов, оркестр не стыдно сыграл Вагнера, в певцы даже весьма прилично спели Вагнера. Елизавета - Мурадымова, и опять ряд обладателей низких мужских голосов, гордость Стасика, что самое удивительное - но и тенор на главную роль нашелся, несколько сипловатый, но достойный. Одна Венерка все дело портила. Мурадымова меня растрогала в последней сцене, хотя и толста она сейчас, фактурно ни разу ее Елизавета, однако, поди ж ты, а трогательно сыграла и спела проникновенно. Музыкальный образ получился.
Режиссура меня не раздражала, может быть потому, что этого Жагарса знаю как облупенного и ничего от него не ждала. В общем спектакль я хотела бы пережить еще раз, а может быть еще не раз.
Пишу я без плана, роясь в закоулках памяти, и по ходу дела вспоминаю, что, где, когда, так что извините за рваный стиль. И в памяти засело, что самое сильное впечатление от оперного сезона, еще, впрочем, не завершившегося, было получено в Новой опере на Крещенском фестивале. Трижды сходила. И все на десяточку. Первым был Севильский цирюльник с гастролершей-американской колоратурной меццой Кейт Линдсей и тем самым Игорем Головатенко, который так прозвучал в премьере Дона в Большом, в титульной роли. В Новой опере Розину поет высокая колоратуры, чаще всего одна из моих самых нелюбимых московских певиц Галина Королева. В этот раз она сидела почти рядом со мной, а не пищала на сцене, так что заезжую меццо было нельзя пропустить. Гастролерша замечательного играла, сама собой очень секси, колоратурила на своем низком диапазоне, в целом захватывающе, у Головатенко голос хорош без сомнения, в Новой опере просто цитадель обалденных по тембру баритонов! Но по манере себя подавать мне не понравился, давал звезду. А мецца чудная, Кейт Линдсей, не без проблем, но нижний диапазон очарователен. Сыграла как спела - свободно, на сцене чувствовала себя как рыба вводе. Граф жесть, Фараджев, удивилась, когда прочла критика, который его не то, чтобы хвалил, но не осуждал. Еще звали на фест Бартоло - Бруно Пратико, итальянского записного оперного комика. Правда, голоса у него нет уже, но артист он изрядный, даже несколько переиграл на этот раз, впрочем, я видела его в Любовном напитке, кажется, Миха, он тогда тоже переиграл, ну, наверное, у него манера такая. Спектакль в целом получился живой и запомнился. Хотя лично я не очень люблю эту версию от Мошински.
Второй спектакль моего Крещенского фестиваля был концертным исполнением "Ромео и Джульетты" Гуно. В заглавны ролях пели Прети Йенде из Африки и Чарльз Кастроново из Америки. Оба понравились, верней она не просто понравилась, а поразила. Необычная чрезвычайно искренняя актриса, негритиянка, , эта девочка проживала каждый момент биографии Джульетты, ей было невозможно не переживать, это редкий цветок, который отдает весь свой аромат и всю свою красоту в зал, я бы сказала, что ее голос не до конца сформирован, иногда плыла интонация, но заматереет, если так можно сказать об обладательнице самого высокого женского голоса, станет выдающейся оперной певицей. Редкая удача была услышать и увидеть Претти в такой партии. Кастроново вел себя на сцене с точностью до наоборот, был сдержан, даже, сказала бы я, зажат, но любовное томление в вокале передавал.Напомню, что это было все-таки концертное исполнение, так что простим ему его актерскую глухоту. Голос красивый, уже несколько изнасилован карьерой, но мастерство ее пропьешь, класс виден.
Да, концертное исполнение проходило на фоне видеоинсталляций, театр в позапролшом сезоне потратился на дорогостоящее видеооборудование и теперь его (весьма успешно) эксплуатирует. Гуно шел на фоне раскрытой книги Шекспира, украшенной виньетками, цветочками и вензелечками, странички походу оперы переворачивались. Хоры мне не очень, но в целом вечер запомнился. В первую очередь, благодаря одаренной звездочке Претти Йенде из Южной Африки.
Следующим номером программы был Штраус, Рихард, Саломея. Честно говоря, меня туда привлекло любопытство не оперного толка - когда я была еще Ликой и активной участницей одного популярного на тот момент оперного форум,ау, я заобщалась с одним персонажем под дивным ником Тузик. Настоящая фамилия его была Байков, и случайным образом, через фейсбук, а должна же от него быть хоть какая-то польза (от фэйсбука), я усмотрела, что Тузик теперь числится не солистом какой- нибудь Боннской оперы, а вовсе даже московской Новой. В Саломее он стоял Ионоканом. И я пошла. И молодец, что пошла.
Потому что я первый раз услышала эту оперу, и мне оооочень понравилось, а во-вторых, я там увидела и услышала уникального певца Петера Свенссона, он был Иродом, я такой самооотдачи давно не видела на сцене. Вот это я люблю, и видела считанное количество раз - Свенссон - настоящий оперный актер, не меньшего масштаба, чем, допустим Фуралетто, Брузон, Лейферкус. Я не буду сравнивать их по уровню славы, признания, а по типу дарования - это оперные актеры, эти люди приходят на сцену вовсе не для того, чтобы голос показать и тут антипример - ближайший, из этого же поста - Игорь Головатенко, он, кажется выходит на сцену показать, какой у него красивый голос, но для того, чтобы сказать что-то сокровенное, вот Претти вышла, чтобы я с ней вместе влюбилась, оплакала ее возлюбленного и почти умерла, а Петер - чтобы я почувствовала себя в шкуре в общем-то сластолюбца, но обреченного, несчастного человека, не умеющего вызывать ответные чувства и вынужденного их покупать, человека, который поставлен на самую вершину человеческой иерархии, но осознающего бессилие своей власти над чем-то неподвластным человеку - будь то святость, фанатизм, женская соблазнительность.
Как ни странно, Ирод имя нарицательное - изверг, изувер, в этой истории выглядит гораздо более человеком, чем остальные - Иоканаан, Иродиана и Саломея. Я под впечатлением того, как он прожил роль Ирода, как смог вызвать у меня не только и не столько отвращение, сколько сочувствие. Настояший, полноценный театр, не смотря на концертное исполнение. Тузик мне тоже понравился, вполне харизматично, немецкий отличный, певец умный, образ не вызывающий симпатии - далек от святости, не пророк, а безчувственный фанатик, вся его партия показалась мне тупым дудением в одну дуду. Саломея была интересной (Аннамари Кремер, специалистка по Штраусу). Голос некрасивый,но вокально образно, разнообразно, актерски убедительно. Змея - с одной стороны, порочный персонаж, бесчеловечная, с другой стороны несчастная женщина, раба своих страстей, и безнадежно влюбленная, живая, без тормозов и понимания пределов своих возможностей. Партия Саломеи у Штрауса мне очень понравилась, пожалуй, это первая опера, у Штрауса, которой я прониклась. Спасибо Свенссону, Крамер и Байкову. Еще мне очень понравилась Некрасова в партии Иродианы, она местная, новооперная.
Еще мне понравилась постановка, я бы назвала все-таки эту Саломею не концертной, а полусценической. Ирод и Саломея по-настоящему играли, двигались по сцене, остальные, конечно же, большей частью стояли, но при этом был играющий задник. Напомню, что в Новой опере есть видеозадник, и там на сей раз не переворачивались страницы книги, а "жила" луна. Действие, обращенное в небо, в то, что не подвластно человеку и сопровождает его на протяжении всей его истории - это было сильное решение для библейской Саломеи, ставшей пьесой в 19 веке, а оперой в ХХ. Это было не наше традиционное ночное светило, а настоящий астрономический объект. В зависимости от тона действия эту астрономию показывали то со светлой, то с темной стороны. Картинка завораживающая. Этот спектакль я тоже запомню надолго. Спасибо Тузику.
Кроме премьер и феста, я забегала пару раз в Большой на текущий репертуар, скажу с удовольствием, что «Сомнамбула» с 1 составом во второй раз мне опять понравилась, я верна Клейкомб (которая голос которой несколько потускнел) и Колина Ли, который в этот раз пел ну просто без сучка и задоринки, и все сучки остались прерогативой этнографических березок имени Антон Павловича Чехова.
Фото с сайтов театров.