Из старого балетного года в новый всегда переводит Щелкунчик (в Германии Щелкунчик - главный рождественский персонаж, а у нас главный новогодний балет).
У Большого балета догматическое правило: танцевать Щелкунчик строго в конце декабря и начале января, крайне редко - когда-то еще.
А в Стасе танцуют, похоже, круглый год, но привычка ходить на Щелкунчик только зимой привита Большим.
Мой последний в 13 году Щелкунчик прошел в Стасике. 13 декабря 13 года был назначен дебют Шапран и Михалева.
Есть у нас такая новогодняя традиция - 31 декабря мы с друзьями ходим в баню в Большой на Щелкунчик. В этот год в Большой мы не планировали, за выбытием из Большого самизнаетекого, поэтому я наметилась на 31 в Стас, поскольку по составу 13 и 31 совпадали, но для начала решила самолично убедиться, надо ли нам разогреваться на Щелкунчике перед встречей Нового года. Сразу скажу, что 31 числа мы на Щелкунчик не пошли.
Мне не понравилось, даже сильно не понравилось. Михалев станцевал штатно, честно, я даже не помню, как он танцевал. В памяти не задержалось. Смотрятся они с Кристиной Шапран довольно гармонично - оба высокие, вытянутые, с длинными конечностями. Всё получилось, даже у Шапран, разлученная с Полуниным, она явно окрепла технически.
Но эта Маша закрылась в скорлупе, куда-то улетучилось то, ради чего я и хожу на Шапран, - ее мягкое лунное излучение (харизма бывает - упрощаю, конечно, солнечная - Осипова, Цискаридзе, Васильев - из незабытого, или лунная - пример - Лунькина, Неля Кобахидзе когда-то, теперь к ним добавилась еще и Шапран, написала и вспомнила, что луна уже забита за Смирновой, но по-моему, там темная ночь, очень темная , без луны и даже звезд).
Кристина дала в Мари балеринский пафос, не одарив ее своим внутренним светом и теплом. Не греза о взрослении получилась, а о том, что, взрослея, люди теряют ту душевную теплоту и непосредственность, которой они обладали в дестстве, приобретая уверенность и важность.
Спектакль в Стасике мне вообще не нравится, я воспитана на ЮрьНиколаиче, вайноненовская версия мне кажется чисто детской. Думаю, что Шапран не имела бы шанс стать Машей Григоровича, большие девочки ее не танцуют. Но кое-что в версии Вайнонена мне нравится и даже больше, чем у Грига. Например, китайские и русские куклы - текст лапидарней, Григорович в погоне за полным авторством тут перемудрил. Ну, и па-де-труа, конечно, трио как форма, тщательно разработанная балетом классическим, вообще как-то ушла из современного балета, в том числе и из неоклассики. Но восточный танец у Вайнонена меня выводит из себя. И тут я отдаю пальму первенства затейливой камасутре Григоровича. Еще мне нравится розовый вальс, у Вайнонена он изобретательно поставлен, хотя в контексте спектакля вальс-молитва у Григоровича неотъемлемая часть режиссурской партитутры.
Сценографию и оркестр Стасика я готова вытерпеть ради исполнения, но без адекватной исполнительской компенсации (как было на этот раз) мне это сильно попортило нервы.
Маленькие радости - не только китайцы Загребин и Лименько. Загребин оттанцевал свою маленький номер в фирменном стиле "обязательный восторг", а вот смена одного Арлекина (Гусева, который теперь Большой) на другого (кажется, Дьячкова) прошла практически незаметно - новый Арлекин оказался ничуть не хуже. Еще мне понравилась русская, про исполнителей не скажу, т.к. программка где-то за давностью события под спудом.
Но все эти радости кукольные и микроскопические. В общем после неудачного похода в Стасе меня, естественно, в качестве утешения стал ждать любимый Шелкунчик Большого, но уже без любимого артиста.
В этом году Щелкунчиков в Большом давали экстремально: организовали самый длинный щелкун-чес за последние годы (20 показов подряд, причем 9 раз по 2 спектакля в день) на фоне массового отъезда головки труппы утрачивать иллюзии во Франции. Правда, самые престижные Щелкуны (последний спектакль уходящего года и первый спектакль нового года) все-таки отработал Овчаренко, по праву первого наследника главного Щелкунчика Большого последней двадцатилетки и именинника 31 декабря, но укатил сразу после в Париж изображать то ли Жозефа Мазилье, то ли Люсьена Петипа.
Этот экстремум имел и некоторый положительный баланс, нынешний блок, особенно в январе, подготовил приятные для многих сюрпризы. Аутсайдеры иллюзий получили возможность себя показать на родине. Три спектакля дали, например, Гуданову, который вообще где-то сейчас на периферии болтается, вернулась в Щелкунчик одна из самых трогательных московских балерин, потратившая лучшие балеринские годы на декреты, Анастасия Горячева, дебют получил Михаил Лобухин, станцевав дважды, и дважды же Щелкунчика танцевал приглашенный Иван Васильев, т.е. сразу два записных Спартака отметились в принцах. А еще три (!) дебютных спектакля оттанцевали совсем зеленые Артемий Беляков (третий сезон в театре) и Дарья Хохлова (четвертый сезон в театре). Я выбрала в новогодней обойме их последний (предпоследний в блоке) спектакль - восьмого утром, подумав, что к третьему выходу утихнет дебютное волнение, и можно будет посмотреть, стоят они ли они того, чтобы следить за ними далее или не стОят. Да и по личным обстоятельствам меня устраивал только финал блока.
Наверное, и теперь я уже знаю это наверняка, лучше было бы сходить вечером на Гуданова и Горячеву. Но стремление к новому, а не к повторению пройденного, всю жизнь меня преследует, а два спектакля в один день я не потянула. К дебютантам я всегда с любопытством. Почему таки Хохлова и Беляков?
Хохлова как-то мне очень понравилась в Гвадалквивире, сразу после и по контрасту с Тихомировой (недолюбливаю эту бойкую халтурщицу), исполнив канонический текст (халтурщица привычно упростила). Я запомнила фамилию. Потом я посмотрела ее Ольгу в "Онегине", конечно, высот сценической органики Кретовой (Кретова без вопросов лучшая Ольга из четырех мной виденных)она не достигла, но какие ее годы (и какой ее опыт!). Уж точно не хуже Тихомировой и куда лучше штутгартской Осадчей.
С Беляковым другая история, ничего особенного выдающегося или даже запоминающегося у него не видела (а видела я и Злого гения, и рыбака в Дочке, и даже князя Федеричи - первую его премьерскую роль), но я ему выдала аванс как ученику Ильи Кузнецова, точно так же, как когда-то выдала аванс ученику того же учителя - Владиславу Лантратову. А Лантратов, как известно моим читателям, хотя не без потерь и очень-очень не быстро, но все-таки отработал мой, выданный ему еще при Ратманском аванс.
Ну и что же "Щелкунчик" с Беляковым и Хохловой?
Сразу скажу, что мое мнение не истина в последней инстанции, а только одно из трех тысяч возможных, на форуме эту пару многие хвалили, восхищались и даже предпочли Васильеву Максимовой по телевизору)
А меня это не заинтересовало.
Хохлова у меня прошла получше своего партнера. Маша у Григоровича - вообще трудный персонаж (в первом действии нужно быть девочкой, во втором - дивой). И ей давно не везет. Не видела, правда, Крысановой. Но Лунькина (самая любимая балерина Большого последних лет) вышла слишком дамистой для Щелкунчика, не совпадала с тональностью балета (слишком печальна), да и с текстом испытывала трудности (ну, не за это же мы ее любим))). А вот Воронцова отлично справлялась с техникой, с самого дебюта отлично справлялась, была милой, но всегда мне казалась значительно старше своего персонажа - цветущая женственность, для меня на сегодня главная и редкая составляющая ее дара, как-то не очень идет к этой роли, здесь важна фактура отроковицы и юношеская непосредственность. Но спектакль с Хохловой заставил меня пересмотреть то, что я надумала о Воронцовой - все-таки за последние годы она была лучшей в этой партии. Воронцова была балериной, а в этой партии я всегда предпочту балерину инженю.
У Григоровича нет двух Маш-Клар: и маленькую Машу, и Машу-принцессу танцует одна и та же балерина. Поэтому в толпе детишек Маша должна выглядеть естественно, а естественно выглядят инженю. А вот второе действие она должна станцевать по-балерински (и тут у инженю сплошные трудности, потому что им не хватает балеринского масштаба).
Хохлова на сегодня (хотя кто знает, что будет завтра?) типичная инженю. Юная, аккуратная, миловидная, небольшого росточка, она прекрасно смотрелась на "елке" среди таких же инженю и травести, мне понравилась ее актерская непосредственность, ненаигранность. Но это ей сейчас (в силу возраста) нетрудно. С текстом она справилась вполне прилично. Хохлова, как и большинство молодых москвичек - балерина аллегро (где они - балерины адажио? но Хохлова - не забываем - победительница Тихомировой в заочном соревновании Гвадалквивиров), она тяготеет к четкой, даже острой работе ног, у нее довольно легкий прыжок, устойчивое вращение... И у нее, судя по выделке роли, отличный педагог (раньше это была Семеняка, сейчас Семизорова, кто ставил ей руки - затрудняюсь сказать).
Была помарка в вариации, но вариация в свадебном дуэте у Григоровича донельзя навороченная. В целом, повторюсь, справилась. Но вышла ли Дарья из ученичества, было ли в роли свободное дыхание? Не было, со временем и опытом оно, конечно, придет, пока я вижу наметки на будущую крепкую профессионалку.
При этом второй раз упомяну Воронцову (коей я вовсе не поклонница, только отдаю должное) - смотрев на Хохлову, я вспоминала техническую свободу, балеринский посыл, мягкость и певучесть Воронцовой, ее свободное дыхание в роли, ее танец. Это, конечно, мешало. Но это и напоминало - как это важно - танцевать. Наверное, это очень трудно - сейчас доминирует стремление к чистоте, и за этим стремлением всё выполнить чисто забывается, что собственно танцовщик вышел на сцену танцевать, а не выполнять упражнения. Тут трудней мальчикам (часто их сольные партии наполнены трюками), да к тому же им надо еще и девочек таскать. Это я себя утешаю так после просмотра Щелкунчика Белякова.
А он меня расстроил. Федериче у него был никакой, запомнился разве что борьбой с текстом. В принципе не страшно, если Федериче никакой (хотя после Чудина и Холберга знаешь, что и от этого персонажа есть, чего ждать, не такой он уж стерильный и ходульный), а за Щелкунчика обидно. Очень уж Юрию Николаевича для Щелкунчика расстарался.
Такая отличная у парня фактура - рост, стать, симпатичное лицо, высокий, мягкий прыжок. Такая профессиональная выучка. Но танца нет. Есть поочередное, как в классе, выполнение элемента за элементом.
Нет наполнения, есть только прорись партии. Сложно зеленому: первая центральная роль, поддержки убийственные, персонаж не реальный, а из девичьих грез, требующей столь же нереальной кантилены и потусторонности. Но с другой стороны, именно в Щелкунчике у исполнителей есть очень мощный союзник - это музыка, которая вдохновляет. Слушай музыку, иди за музыкой, чувствуй и передавай ее.
А вот Беляков на музыку иногда не реагировал: отпрыгал прилично, но во вращениях совсем не схватывал характер музыки: не было победного напора ни в большом пируэте, венчающем битву с мышами, ни во время вариации свадебного па-де-де (музыка бойкая и хлесткая, Щелкунчик же здесь "орешки" должен щелкать - а у исполнителя мягкость, если не сказать, вялость в членах).
Но куда больше музыкальной нечувствительности я расстроилась от того, что танцовщик все время не пропевает и не допевает движения. И тут я виню его педагога. А кто у нас педагог? Педагог у нас Ветров, танцовщик, который никогда не танцевал Щелкунчика и очень долго отсутствовал в театре, пропустив эпоху Николая Цискаридзе))) Может быть, именно поэтому я не узнавала своих любимых акцентов в танце Щелкунчика, создаваемых работой рук и корпуса, будто бы этот Щелкунчик пропустил последние 20 лет в театре. Обидно, досадно - как же не хватает педагога Цискаридзе в этом театре! Того и гляди - прервется связь времен. Не говоря о том, как не хватает его на сцене. На ком учиться молодежи?
А может быть, все дело не в педагоге или не совсем в педагоге, а в явном сценическом зажиме дебютанта. Я физически ощущала этот зажим, и танцевальный, и актерский. На фоне довольно живой и естественной Хохловой Беляков смотрелся весьма картонным и индифферентным персонажем. Не смотря на технические победы (круг сделал отлично! прилично держал! два метра пронес Хохлову на одной руке!), на него было совершенно не интересно смотреть.
На фоне зажатого Белякова я нашла маленькую отдушину во французском танце, куда обычно ставят будущих кандидатов в принцы - в это утро французом поставили Козлова (Влади-слава), очень славный вышел персонаж - нет таких роскошных данных, как у Белякова, зато есть сценическая раскованность. Недавний выпускник МГАХ, рекрутер из Стасика. Вообще французы вышли отличными. Из других кукол отмечу "восточную пару" (Ибраимова, Мкртчан) - немного несовременная растяжка у партнера, зато обладатель экзотической внешности явил неподдельную восточную томность. Я вообще не очень люблю этот номер, достаточно трудный для восприятия и статичный, но в это утро Восток был удачным. Китайцы тоже отлично отскакали (Смольянинов, но особенно мне глянулась китайская Пчелкина!). Да, еще Черт - Савичев (непревзойденный факир нашей Баядерки) был харизматичным. Меркурьев был очень незначительным и вертлявым Дроссельмейром, никакой солидности, в его способности плести интригу было невозможно поверить. Испанцы (Цвирко и Мишина) не плохо, но ничего особенного, и чем меня так в Спаде Цвирко покорял?
А в целом мне очень понравилось))) Противоречия никакого - музыка духоподъемна, постановка любима, это во многом искупает исполнение.>